А поговорить?

Разговорная тема у нас сейчас распадается на две - "что было" и "что будет". Возможно, они останутся отдельными; возможно, кто-то захочет их связать. Пока они не связаны, и для начала подведу итоги последних двух опросов.

Финальный опрос 2018 года "Почему Эльзе на самом деле нельзя было спрашивать Лоэнгрина о его происхождении?" как будто выглядел продолжением серии реконструкций прошлого года. В них мы, если помните, путём логических предположений и доказательств выкапывали некоторые "а на самом деле" из-под обманчивых наслоений романтизма. Однако последний опрос был другой, экспериментальный - если не в первую, то во вторую очередь имевший в виду тест на внимание. Происхождение запрета в "Лоэнгрине" обсуждалось на сайте не так давно. В обсуждении содержался чёткий ответ на заданный вопрос: "В одной из ранних версий легенды Лоэнгрин и Лебедь (Готфрид) были одним лицом" - именно этот вариант и был однозначно правильным в списке.

Означает ли это автоматически, что все три других варианта не верны? Нет. Среди наших пользователей, включая немецкоязычных, на данный момент нет таких, кто мог бы дать стопроцентную гарантию единственности вышеуказанного объяснения, и не факт, что такие супер-профи существуют в принципе. Оперировать тут можно только разумными вероятностями. А разумность говорит, что вероятность участия дополнительных факторов в формировании запрета невелика - основной слишком весом, и все вызванные им дальнейшие модификации легенды ощущаются слишком логичными, чтобы оставалось место для других обоснований. Однако, вопреки разумным предположениям и первоначальному лидерству однозначно правильного варианта, ближе к финалу ситуация поменялась.

Всех сделали сторонники тысячелетнего фаустианского заговора в немецкой культуре. Их ответ "В одной из версий легенды Лоэнгрин заключал с Дьяволом пари о женском любопытстве, ставя на кон свою жизнь и душу" обогнал базовую антиинцестную версию на 2 голоса. На третьем месте, с двукратным отставанием от лидера, обосновался вариант: "В дохристианских версиях легенды Лоэнгрин был посланцем злых сил, перешедшим на сторону добра из любви к Эльзе". И, так же, как в первой паре, уступив ему 2 голоса, четвертое место заняла теория: "В некоторых северных версиях легенды Лоэнгрин был просто бедным юношей, даже не рыцарем".

Выскажу личное мнение по поводу получившегося результата: он печальный. Любой другой вариант на первом месте был бы предпочтительнее. Не говоря об однозначно правильном ответе, и антиклерикальная и антифеодальная реконструкции несли более позитивный и разгоняющий мысль заряд, чем рыбоглазый выхлоп, что "рукава" у всех немецких легенд сшиты по одной мерке. "А, вот этот, да - как же, знаю, слышал, я ж - ну!.."

К постоянным пользователям сайта претензий нет. Их голоса, упавшие преимущественно в начале, давали очень симпатичную картину: пройденный большинством тест на внимание, следом за ним клич классовой толерантности - и ни одного голоса за "Фауста № 2". Помнится, вызвало даже уважительное изумление: неужели вообще никто не купится на эту масс-поп наживку?.. Но - купились, да ещё как - в количестве 35%. И было бы слишком оптимистично предполагать, что эту цифру составили сплошь семнадцатилетние "транзитники", на секунду притормозившие тут на бегу за зачётным рефератом. На тест-то по большому счёту наплевать - сограждане разучились думать, вот что грустно.

В новогоднем опросе предлагалось высказаться на тему "Какой вариант с вагнеровской "оперой в опере" наиболее интересен?" Вымороченный, прямо скажем, вопрос, сооружённый в последний момент, потому что за весь год никто не предложил ничего другого. Ну и мне тоже не думалось - и без "тоже" тоже не думалось - в общем, караул устал. И чтобы наша традиция Новогодних Фантастических Опросов не поглотила сама себя, нужна помощь народных вагнерианских масс - иначе в следующем году вовсе куда-нибудь с Бакуниным на баррикады пойдём.

Тем не менее, 25 человек на предложенную тему проголосовали, за что им всем большое спасибо, и был даже прикольный коммент, за него спасибо отдельно. Результат здесь, обсуждать в нём особо нечего, большинство предпочло посмеяться - весело по-венски или саркастически по-мюнхенски. Вместе с предполагаемым Ницше на вторую строчку неожиданно прогрызся Борхес - хотя, с другой стороны, чего неожиданного, у него же есть пересмотр вагнеровского сюжета, и эффектный. А в целом да - давить серьёзом по серьёзу обычно выходит безвкусно. "Оперу в опере" с Вагнером действительно лучше делать ироническую, дорогие наши пользователи трижды правы. И неважно, что такие оперы уже есть, можно сделать и ещё, Вагнера на всех хватит.

Что будет

А будет, так сказать, возврат к истокам приятного вагнерианцам говорения. Мы уже выявляли лучших вагнеровских исполнителей с помощью опросов, теперь будем выявлять их же применительно к главным партиям в операх. И первым у нас, конечно же, будет вопрос о лучшем исполнителе партии Голландца. У пользователей есть десять дней для добавления двух кандидатур. Как обычно, по одной, то есть той, за которую лично вы собираетесь голосовать. Процесс можно сопровождать любой агитацией "за своих" - это тоже, как обычно, приветствуется. И так же, как в первой серии исполнительских опросов, имеются в виду солисты, начиная с 1950 года до наших дней. За более ранних персонажей можно высказываться, но в списки они включаться не будут.

Далее пойдут, соответственно, опросы о лучших исполнителях партий
Сенты
Венеры
Тангейзера
Вольфрама
Элизабет
Эльзы
Лоэнгрина

А вот дальше у меня нет готового решения. Возможно, стоит включить из "Лоэнгрина" Короля, Фридриха или Ортруду. Высказывайте свои "за" и "против" - и, главное, предлагайте кандидатуры по семи вышеперечисленным пунктам. Поскольку это с нуля, можно в любых разумных количествах. Постановим так, что в данном случае можно рассматривать и русскоязычные исполнения середины 20-го века. Также напоминаю, что максимально допустимое число ответов 12, но лучше, чтобы их было не более 10. Все опросы будут по месяцу, потом летний трэш-перерыв, после чего продолжим, если вдруг не созреет какая-нибудь более важная или интересная тема.

Как уже было сказано, говорить здесь можно и о другом, если нет для этого более подходящего места на сайте. В частности, можно будет изменить намеченную программу в пользу продолжения реконструкций или тестов, если будут высказаны такие пожелания. Некоторый возврат к стандартным вагнерианским темам (типа обсуждения исполнителей) представляется сейчас желательным. Но обязательным не является, и мнение по этому поводу постоянных пользователей (и желающих ими стать) будет решающим.

Что касается исполнителей

Время ещё не вышло? А то я вспомнил про данный сайт после очередной попытки что-то осилить у Триера и тонны ненависти, которые он вызвал минут за 10, надо было куда-то деть, во все места, до которых можно дотянуться. А тут есть что сказать и по теме сайта. В общем, я не вижу Ван Дама и Макинтайра. Сам предпочитаю, скорее, второго.

Добавлен

Макинтайр. Предлагайте на следующие.

Ау, селенцио инферно!

Скрылись в пасмуре норвеги, и голландцы в ил зарылись... У кого-то это любимая опера даже - пошто проплываем без внесения? Теперь десять дней на Сент - по одной! (от каждого) И дальше уже по тангейзеровским кандидатурам - предлагаем пока без норматива.

А лучшими Голландцами в закончившемся опросе были предсказуемо и канонически признаны Ханс Хоттер и Евгений Никитин. И так это икононически, что комментировать ничего не буду. Только замечу между делом, что при любом не столь замоленном результате о лидере опроса могла быть написана статья. Вот чем Джордж Дондон и Тео Адам, занявшие второе место, не шикарные Голландцы?.. А так никакой статьи не будет, ибо статьи о Хоттере и Никитине уже есть. И кстати, если у кого-то появится желание эти статьи дополнить - голландской или любой другой тематикой - это тоже приветствуется.

Внесение

Тангейзер - Колло, Зайферт
Элизабет - Нильссон, Нилунд
Венера - Троянос, Майер
Вольфрам - Фишер-Дискау, Вайкл

И вот еще что подумалось. Было бы хорошо, если бы списки по одинаковым голосам (напр. героический тенор или лирическое сопрано) в разных операх были максимально различающимися. Чтобы не давил канон и та пятерка "настоящих вагнеровских певцов", которая, наверно, выскакивает из каждого из нас на автомате, хоть среди ночи разбуди :)

Очень симпатичная идея

Но сразу не очень с ней бьётся внесение кандидатуры "Главной Брунгильды 20-го века" ещё и в "Главные Элизабет" )) Впрочем, почему бы нет, желательный идеал примерно таким и планировался, теперь он сформулирован - а дальше уж как получится.

Хильдегард Беренс

оказалась у нас лучшей Сентой по итогам закончившегося голосования. Довольно неожиданно - сама прославленная Брунгильда-Электра-Саломея вряд ли считала эту партию какой-то особенной своей удачей. Хотя, конечно, они друг другу очень подходили. Второе место среди Сент поделили Анья Силья и Млада Худолей, и в таком раскладе я никаких патриотических натяжек не вижу, всё вполне логично. Если кто-то хочет написать статью о победительнице опроса - карты в руки. Формат любой, от 2000 пз, желательно вставить картинку. Размещать можно самостоятельно в разделе "Лучшие вагнеровские исполнители (c середины 20 века)"

Далее переходим к "Тангейзеру", начинаем с Венер. Тут хотелось бы каких-то неожиданностей хотя бы по ходу голосования, про результат даже не заикаюсь. Можно ещё 10 дней предлагать свои кандидатуры в этот опрос по одной - и пока без ограничений в последующие опросы по "Тагейзеру" же и по "Лоэнгрину". С последним я определилась: помимо главных героев будем выбирать лучших Ортруд и Королей.

Я так понимаю, что уже поздно

Я так понимаю, что уже поздно предлагать Венер, и могу в принципе проголосовать за Вальтрауд Майер, за которую, наверное, и так большинство. Она, конечно, была настоящей Венерой, но в целом список выглядит, как мне кажется, странно. Почему из всей "старой гвардии" только Троянос и Бамбри? Где вообще немецкие исполнительницы? Почему нет, например, Кристы Людвиг, для меня лично являющейся первой, незабвенной первооткрывательницей этого образа? В самом деле будет неудивительно, если при таком списке Майер выиграет "в одну калитку" :)

Венеры

Приношу извинения за задержку с ответом - и, чтобы не повторяться с этим, сразу предупреждаю, что отныне и до осени вводится каникулярный режим ответов администрации с возможными задержками до двух недель. Это не значит, что задержки и будут таковы - скорее всего, нет, просто есть такая вероятность.
И точно их не будет там, где оперативность необходима - например, если бы в аналогичном случае дополнения в опрос ещё принимались.

Ещё раз напоминаю, что дополнительные кандидатуры в опросы можно вносить только в течение 10 дней.

По поводу Кристы Людвиг - вот тут я вынуждена извиниться уже неформально. Дело в том, что мне её Венера как раз не нравится. Точнее говоря, не понравилась в тот единственный раз лет 15 назад, когда я её слушала - притом Бамбри я вообще в этой партии не слышала ))) В общем, при составлении опроса произошёл совершенно дурацкий выхлоп субъективизма, и я действительно постараюсь больше так не делать. Но и вы тоже, дорогие друзья, ведите себя поактивнее в теме - голова у администратора не дом советов, многое я могу и просто забыть. Следующий опрос у нас, напоминаю, по Тангейзерам будет.

По текущему результату - пока это не вынос Майер всех остальных в одну калитку, что несказанно радует, конечно. Агнес Бальтса - более чем достойная конкурентка прекрасной Ввльтрауд, местами даже вокально её превосходящая. Хотя, скорее всего, закончится всё предсказуемо, да. Хотя бы потому что Майер куда более раскрученный игрок на вагнерианской сцене, многие и не слышали записей никого другого из современных певиц первого эшелона.