Tristan und Isolde - Bayrische Staatsoper, Munchen (1998)

2
Средняя: 2 (2 голосов)
Тристан - DVD Мюнхен

Тристан, наверняка, моя самая любимая опера. Слово "Любимое" может и не самое подходящее, т.к. это часто зависит от настроения, а и со временем вкус меняется. Но Тристан, это то произведение, к которому я всегда возвращаюсь, погружение в мир его музыки это всегда особое событие для меня, такое дозу эмоционального накала, и переживания я не получаю ни от другой оперы.

Вагнером, я начал увлекаться еще в старших классах, и то лишь из-за любопытства. Ведь, как же это так, такой прекрасный Верди, исполняют в театрах одного его и других итальянцев, а ведь во всех книгах пишут о Вагнере как об одном из величайших оперных композиторов 19 век (ну, где-то бегло еще упоминают и Вреди), Вот этого я никак не мог понять, и решил поискать и послушать Вагнера. Сначал мне он совсем не понравился, но настойчиво переслушивал записи всех опер подряд и я со временен эту музыку и полюбил. Да полюбил так, что итальянская опера почти что перестала нравиться. Но вот беда, где его оперы живьем услышать? Разве что Мариинка и то в конце 90их начала выпускать Вагнеровские оперы. В Москве услышать полноценную Вагнеровскую оперу до сих пор большая проблема, кроме Лоэнгрина в НО, больше ничего не идет.

Так получилось, что моя первая встреча с "живим" Вагнером была в 1998г в Мюнхене на оперном фестивале с Тристаном и Изольдой. Именно этот спектакль как раз и записан, и выпущен на DVD. Поэтому этот DVD в моей коллекции занимает особое место. И моя отношение, скорее эмоциональное, чем объективное. Можно сказать еще больше, мое отношение к самой записи скорее всего это не к записи как таковой, а именно к самому спектаклю. И дело не в том что это первый Тристан, которого я увидел, а именно в том, что сам спектакль на меня провел невероятное впечатление. Такое, что мне даже сейчас по коже пробегают мурашки, как только вспоминаю Вальтрауд Майер и ее Liebestod.

Я вообще-то достаточно часто хожу в театр, и смотрел и слушал живьем за последнее десятилетие, много мировых звезд, в лучших театрах мира, и смотрел, достаточно много хороших спектаклей. Но таких от которых просто переводит дыхание, после которых остаешься в состояний блаженства или шока и которые запоминаются на всю жизнь, таких просто единицы. А вот Тристан и Изольда как раз один из них.

Первое, что запомнилось, это когда нам на презентации до начала спектакля сказали, что на этом спектакле, во втором Акте уж точно скучно не будет. Именно так и получилось, Конвичны сделал действительно очень зрелищный и визуально красивый спектакль. Поставив его, в каком-то смысле как театр в театре, успел переосмыслить сюжет, так что Тристан и Изольда в конце не умирают, а просто выходят из этого искусственного театрального мира и счастливо продолжают свою любовь в другом мире. А в этом "театральном" жизнь продолжается как и "положено" и они оба умирают. И liebestod спеты Изольдой получается этаким гимном любви. Действие перенесено в современность, и мы видим Изольду и Брангэну пьющих коктейли на катере и Тристана, который на слайдах смотрит фотографии своей предыдущей жизни. Но одновременно, благодаря достаточно экспрессивному сценическому оформлению, спектакль все-таки кажется вне времени.

Второе что запомнилось, это игра струнных и оркестра в первых тактах увертюры. Я себе долго пытался объяснить что такое объемное и красивое звучание, получилось за счет замечательнейшей акустики мюнхенского театра. Слушал потом Тиелеманна в Венской Штаатсопер, но ничего подобного не услышал. Поэтому думал, все дело наверняка в акустике. Но когда снова сходил в Мюнхен понял, что дело не только а ней. А просто в превосходной игре оркестра и Зубина Метию И вот это запомнилось на всегда. И никакие там долби стерео 5.1 и пр. записи не смогли передать этот звук.

А третье и без сомнения самое запоминающееся в этом спектакле, это сцена когда Вальтрауд Майер выходит на авансцену и начинает петь Liebestod. Этого одного момента стоило ждать все это десятилетие изучения Вагнера по записям. Наверняка из-за таких моментов мы и ходим в театр, надеясь, что может быть именно в этот вечер что-то такое произойдет и мы как-то действительно приобщимся по настоявшему к прекрасному и может чуточку станем богаче. То, что Майер натворила тогда, помню до сих пор. Все еще прекрасно помню мое состояние шока и радости после окончания спектакля и времени, которое мне понадобилось чтобы вернутся в реальность. Такой голос, такая игра, такое исполнение. Одним словом Майер в пике творческого пути. Ну как и с игрой оркестра, или даже больше, запись передает лишь отдаленно, великолепие Майеровской Изольди.

Настолько я был ослеплен постановкой, оркестром и пением Майер, что про других участников даже и забыл. Джон-Фредерик Уест, на мой взгляд с ролью справился, но не более. Конечно, сложно когда сравнивают с Майер или с Зигфридом Йерузалемом, который должен был петь в этом спектакле, но из-за болезни должен был отказаться.

Объективно судить о записи, явно не могу, но все равно считаю ее одной из своих самых любимых.

Как бы это объяснить...

Вот у нас сейчас прекрасная возможность проиллюстрировать идею, ради которой это все с рейтингами затевалось. А именно: мы имеем ДВЕ, причем существенно РАЗНЫЕ, рецензии на одну и ту же постановку (хотя и с интервалом в 10 лет). Если бы они обе были с оценками, и одна из них - в комментарии к другой - то для постановки мы получили бы среднюю оценку!

С другой стороны, каждая рецензия имеет самостоятельную ценность. Может быть, сделать еще специальный тип материала "постановка", типа элемента дискографии, с чисто фактическими данными - а уже от рецензий давать на него ссылку? И тогда собирать оценки (if any) просто со всех рецензий? Я подумаю...

Интересуюсь этой тематикой

Интересуюсь этой тематикой. Много перекопал в интернете, и все же набрёл на свеженькое. Прекрасно!

Не совсем понятно, какой

1

Не совсем понятно, какой тематикой интересуется предыдущий оратор, но хуже этой постановки реально никогда ничего не видела. И где! В вагнеровской цитадели, в Мюнхене! Если бы на коробке не было прямо написано "Конвичный", не поверила бы - такая отвратительная пошлятина - розанчики на платье, прыгающие диванчики и т.д. - что ни Майер, ни Мета, ни конец "из другой оперы" не спасают. Автор рецензии явно другого мнения, но свою оценку почему-то поставить побоялся, а я говорю: этого "Тристана" всерьёз смотреть нельзя, только ради прикола особо заевшимся.

Давно я смотрела эту

3

Давно я смотрела эту постановку, и своей дикостью она, конечно, запоминается. Однако в данном случае не согласна я, что называется, "и с Троцким, и с Каутским". С первых тактов проникновеннейшая игра оркестра под управлением Меты - и такая мерзопакостная дешёвка на сцене в течение двух первых актов, что я Майер даже не замечала! И только дивилась, кто вообще решил, что Вест каким-то образом певец, тенор, и выпустил его на сцену, когда он даже кричит не всегда по нотам. Но в третьем акте игра оркестра и постановка - когда перед раненным Тристаном проходят кадры его детства, вся его жизнь - вдруг волшебным образом совпадают. И оказывается даже неважно, что Вест не всегда попадает в ноты, главное - издаваемые им звуки очень выразительны. И последующий режиссёрский ход с Майер тоже очень удачен - и вот тут ты наконец начинаешь её слышать. Словом, лучшего третьего акта "Тристана" я на видео не припоминаю, хотя два первых можно, конечно, вырезать и выбросить в помойку.

Да, тут вот в первом комменте уважаемая Monstera сетует, что две рецензии на одну и ту же постановку (хоть и с разными составами) разошлись. Это действительно неудобно и неприятно, но будем считать, что это были неизбежные издержки становления сайта. Сама рецензия №1 находится здесь, и там разбор на самом деле чуть более подробный.
Но так как оценок там нет вообще никаких, давайте уже все комментарии писать тут, чтобы всё как-то в одну кучку складывать.