Вагнер «Валькирия», Штуттгарт, 2002

2.5
Средняя: 2.5 (2 голосов)

Валькирия Штутгарт 2002
Staatsorchester Stuttgart
Choir of the Staatsoper Stuttgart
Direction, Lothar Zagrosek
Mise en scène Christof Nel
Décors et costumes : Karl Kneidl

Robert Gambill (Siegmund) , Attila Jun (Hunding ), Jan-Hendrik Rootering (Wotan ), Angela Denoke (Sieglinde ),
Renate Behle (Brünnhilde), Tichina Vaughn (Fricka) ;
Les Walkyries : Eva-Maria Westbroek (Gerhilde), Wiebke Göetjes (Ortlinde), Stella Kleindienst (Waltraute), Helene Ranada (Schwertleite) ;
Magdalena Schäfer (Helmwige), Nidia Palacios (Siegrune), Maria Theresa Ullrich (Grimgerde), Margit Diefenthal (Roßweiße)

«Валькирия» - лучшая опера из данного «Кольца» по одной единственной причине. Четверо из шести солистов поют вполне прилично, а ещё одна (Ангела Деноке, Зиглинда) – просто замечательно. Слабое звено тут – Брунгильда. Хотя откровенных киксов в её исполнении нет, просто некрасивый голос.
Однако это не значит, что эту «Валькирию» следует немедленно покупать на CD, потому что оркестр местами радует только во втором акте, всё остальное довольно плоско, а ансамбль валькирий даже откровенно печалит. Вагнер, конечно, писал свою оперу, не считаясь с очевидной реальностью, что никогда ни в одном театре не найдётся восемь хороших певиц на такие короткие и специфические партии. Но вроде уже стало как-то принято находить хотя бы двоих с хорошими голосами – здесь нет и этого. К тому же Роберт Гамбилл - весьма специфический героический тенор – голос сильный, но неглубокий, порой певца чуть не в крикливость сносит. К тому же создаётся ощущение, что он с этим оркестром не репетировал вовсе – несколько раз они с ним расходятся едва ли не на полтакта. С Вотаном (Ян-Хендрик Рутеринг) другая история – очень душевный бас, но, например, в длинном монологе во втором акте эмоций ему всё-таки не хватает. Фрика и Хундинг в порядке, Деноке, на мой взгляд, сейчас вообще лучшая исполнительница этой партии, однако… см. выше… хотя можно рискнуть.
Но только не на DVD! Постановка, сценография, костюмы – всё это не выдерживает никакой критики. Растянутые майка и трусы Зигмунда портят весь первый акт. Гамбилл в принципе не страшный и не толстый, однако этот дурацкий костюм (никак не сочетающийся с одеждой остальных персонажей) наводит только на мысли об идиоте-соседе, вывалившемся на вечернюю пробежку, забыв ключи, но никак не о Зигмунде. Во втором акте бежавших близнецов наконец одевают нормально, но бессмысленный разнобой повторяется у вновь появившихся персонажей. Валькирии – я уже не говорю. Вульгарные девки в разухабистых платьицах, на каблуках, с пристёгнутыми к рукам крыльями – причём что-то в этом роде уже было и не раз, но тут режиссёр доходит просто до предела пошлости. К тому же в третьем акте возникают ещё и абсолютно дебильные декорации, между тем как в первом они были нормальные, во втором сцена битвы оформлена даже интересно – битва жестяных изваяний отдельно, человеческая история Вотана, Зигмунда и Хундинга отдельно. Нет, это правда было здорово, но маразм, видимо, заразителен, и к концу заболели все, включая художников и т.д. Даже не хочется описывать «великие новации» третьего акта в плане сценографии и режиссуры – настолько всё это убого. Честно пытался уловить за всеми этими «фишаками» какую-то мысль, но так и не смог. Да, тут уж точно лучше слушать, закрыв глаза, хотя замысел постановщика был явно иной – удивить, наверное, хотел, раскрыть глубины, прости господи…

Певцам в целом поставил бы

3

Певцам в целом поставил бы заслуженную четвёрку, но постановка даже и на двойку не тянет. Так что в результате вымученный трояк.

Ватерклозетные валькирии.

2

Не согласен! Нельзя с таким третьим актом удовлетворительную оценку ставить. Сверху эти как бы валькирии в туалетном интерьере, Брунгильда в куцых штанишках что-то тявкает, внизу сонный Вотан по монитору на неё смотрит - полный бред! Под который ещё к тому же и засыпаешь несмотря на музыку, настолько всё глупо и статично. За первый акт да, можно было бы и пять звёзд - просто удивительно, что это вообще один человек ставил. Так загадить своё собственное классное начало! Врагу не пожелаешь.

Ну да, такие у нынешних режиссеров валькирии...

Может, вы и правы, просто на фоне остальных опер этого "Кольца" здесь поют очень прилично. Даже тот же Гамбилл, к которому я сам ряд претензий высказал, всё равно на четвёрочку-то по-любому напевает. Да и, если вдуматься, а кто сейчас лучше-то Зигмунда поёт? Разве что Лэйкс, но его тут даже в опрос не включили :-(
Впрочем, на своей оценке настаивать не буду, третий акт там, конечно, может убить сразу и наповал - так что до "Прощания Вотана" просто не дослушаешь, это правда.

Небольшое пояснение про Лэйкса.

Гэри Лэйкса не включили в опрос по единственной причине: он пел только в двух операх Вагнера. А в метрополитэновской "Валькирии" лично мне-то он тоже нравится.