Вагнер "Валькирия", Ла Скала 2010

4
Средняя: 4 (4 голосов)
Die Walkure, akt 3 , La Scala 2010

«Увертюра к "Валькирии". Так, словно появляется белая акула…»

Но акула не появляется – акула и Ла Скала, акула и Баренбойм – это несовместимо, да и кто бы стал на это рассчитывать. Скрипки пели соловьями, виолончели токовали изящно и чётко, хоть и с оглядкой, духовые же выступили, прямо скажем, с вердиевской, а не с вагнеровской сдержанностью. Не Ливайн, упаси бог, нет – оркестр под управлением Баренбойма играл всё-таки Вагнера, и играл увлечённо, и, конечно, красиво, но это красота по-итальянски, без всяких сугубо немецких бездн и глубин. Впрочем – чего придираться, и без них было здорово. Вернее, было бы, если бы…

Что хотели сказать своей постановкой режиссёр Ги Кассье и сценограф Энрико Баньоли, лично я так и не понял. Что у настоящего современного постановщика два основных оружия: первое – абстрактные видеопроекции, а второе – их отсутствие? Причём второе должно включаться как раз в тот момент, когда зритель больше всего ждёт первого – как это было продемонстрировано в 1 акте, где всякие прекрасные проекции закончились аккурат с началом «Весенней песни Зигмунда», внезапно оставив героям для любовных объяснений совершенно статичную, простецкую и в лоб освещённую сцену.

Далее господа постановщики решили, по-видимому, напомнить самим себе, что сделать оперу без хотя бы одного акта в тёмных мрачных тонах есть сугубый моветон. Этой «великой» режиссёрской мысли, собственно, сто лет в обед, и зритель уже так привык ломать глаза, пытаясь немножко разглядеть перемещения исполнителей по сцене, что обычно даже не задумывается, почему эта напасть на него вдруг сваливается, а потом также вдруг заканчивается. Простая статистика показывает, что в девяти случаях из десяти никакой внятной режиссёрской мысли за этим не стоит – так чего её и искать. Но – кстати! – Кассье и Баньоли в свою бонтонную чёрно-зелёную темень Вотанова жилища поместили ещё фишку: эдакий интересный как бы крутящийся шар на длинной палке. Сперва я грешным делом подумал, что это тот самый шарик, на котором остались в первом акте Вельзунги, а палка – это, значит, тот самый ясень, который прорастает к ним из папиной выси – ну и нормально, в конце концов, тут же о них говорят. Но затем оператор трансляции принялся показывать этот шарик постоянно – средним, крупным, очень крупным планом, совершенно никак не увязывая этого ни с музыкой, ни с текстом, и только отвлекая от мысли и действия. Потом, с середины монолога Вотана, на шарик стали периодически поступать опять же какие-то проекции… Ну как же это было технологично! И модерново! И – всемирно-идейно-хаотично – наконец!..

Никогда не забуду красных-прекрасных коней из миланской же постановки 1994 года. Они, конечно, были не столь технологичны, но с ними «Полёт валькирий» был настоящим. То, что сопровождало «Полёт» в данной постановке, можно было бы счесть издёвкой над предшественниками. Потому что это тоже были преимущественно кони, только они были серые на сером и в своём очень хорошем техническом качестве никуда не летели и не скакали, а очень вяло и обречённо перебирали по воздуху передними ногами, стоя на задних, и определённо не имели никакого отношения к валькириям, шурующим между тем по сцене среди обломков чего-то (уже старого мира, что ли?) Почему все валькирии, включая Брунгильду, лазали по этому странному пейзажу в совсем для него неподходящих, навороченных тёмных кринолинах, я уже даже не пытался понять. При этом папа-Вотан пребывал в каком-то вообще из другой оперы образе постаревшей поп-звезды – то ли спившейся, то ли, наоборот, собравшейся на Тибет, прочь от мирского – ну и ладно! Куда нам, недогонам, понимать глубокие режиссёрские «смыслы»…Колготок в сеточку с мини-юбочками не было – и уже большое спасибо художнику по костюмам, господину Стеенбергу! Трупов «падших героев» по сцене не таскали – и опять-таки спасибо господину Кассье за наше счастливое детство! Взрослые-то продвинутые режиссёры, они же все дружно ставят серьёзно, по-взрослому, с трупами, и как-то даже совестно вспоминать, что наивный Вагнер тут никаких трупов не прописывал. И господину Баньоли тоже спасибо за то, что, насладившись идейным контрастом своих серых коней смерти с музыкой, он таки решил с ней минут пятнадцать подружить и визуально поддержать эмоциональные коллизии персонажей светом и цветом. Ну а дальше в третьем акте был просто обобщён опыт первого и второго – с разлётом валькирий видеоинсталляции отменяем, врубаем затемнение и оставляем Вотана с дочерью решать свои проблемы в суровом чёрном минимализме. А огонь, который волшебный – да, он был в виде медленно-медленно опускающейся над Брунгильдой люстры с жёлтыми плафончиками и «включённого» Вотаном в самом конце длинного забора – реально почти что красного цвета!

В общем, понятно, что все хотели как лучше, но в результате «Валькирию» эту просто «перепахали» разнокалиберными визуальными концептами и техническими наворотами. Однако критично это или просто не очень приятно? В данном случае – второе. Во-первых, потому что в постановке нет ни грамма пошлости, что на общем фоне уже не может не радовать. Во-вторых, из колеи при просмотре на самом деле выбивает именно резкое чередование удачных и неудачных моментов, а вовсе не отсутствие первых как таковых. И в-третьих – самое главное – да какой бы она ни была, эта постановка, а такой состав исполнителей собирается вместе не каждый год, и даже не каждые два, тем более что некоторых из них мы уже, наверное, скоро… Впрочем, по порядку.

Зигмунд – Саймон О’Нейл.
Певец из плеяды современных вагнеровских теноров с достаточно сильными и звонкими, но несколько «инфантильными» голосами, из которых получше других выглядит, на мой взгляд, Йохан Бота. Однако и О’Нейл в этой постановке был очень неплох. Да, напрягался, да, потел, да, слегка спустил на тормозах кульминацию в «Весенней песне» – но, справедливости ради, только одну из четырёх в первом акте, а остальные-то отпел куда как хорошо. Если сравнивать с известными мастерами прошлого, то О’Нейл – это, пожалуй, нечто среднее между Викерсом и Хофманном. Хотя уровень всё-таки не совсем тот: пару раз возникало ощущение, что певец не совсем в ладах с легато, да и с немецким, и как-то странно расставляет акценты. С другой стороны, в сцене с Брунгильдой была, например, интересная придумка, классно проведённая и актёрски, и голосом – когда передаваемые Вотану и компании приветы выглядели нарочито почтительными и серьёзными – и только в самом конце последовало яростное «Нет!» В сцене боя с Хундингом певец уже чуток подустал и потерялся (чему, впрочем, поспособствовала и сценография). Но в целом, даже по самому гамбургскому счёту, я бы оценил его исполнение на очень твёрдую четвёрку, что по нынешним временам редкость. Внешне певец, конечно, не слишком вписался в роль, хоть играл весьма старательно. Однако при выборе – 20 лишних кило веса или тусклый вокал – лично я выбираю 20 кило. В конце концов, восемь лет назад Зигмунд-Доминго тоже стопроцентным внешним попаданием в образ не блистал, но кого это волновало? О’Нейл, понятно, не Доминго, но даже со всеми поправками особых вопросов, почему именно он попал на эту премьеру, нет.

Зиглинда – Вальтрауд Майер.
Честно говорю, заранее опасался, что партия уже не для неё, а увидев на сцене результат последней подтяжки (в принципе-то хороший, но сильно изменивший даже тип её лица), вообще задёргался и приготовился «смириться с неизбежным». И совершенно напрасно! Видимо, не зря она так любит эту партию – по крайней мере в ней Майер ещё далеко до превращения из «играющей певицы» в «поющую актрису». Да, голос уже не так чист, как прежде, но тем не менее это было прекрасное, выточенное до мелочей, и вместе с тем очень душевное исполнение. Манера пения и игры стала вдумчивее и сдержаннее, но благодаря этой благородной сдержанности не было заметно практически никакого напряжения в вокале. А новые «взрослые» краски только углубили образ героини: это была не обычная отчаянная Зиглинда, которая ждала, а Зиглинда-колдунья, которая Ждала и Знала, что так будет. И кстати, чего не случилось больше ни с кем из вокального состава, Майер пропела свою партию по нарастающей. В первом акте ещё можно было придраться к каким-то отдельным моментам, во втором уже нет, а в третьем было даже непонятно, откуда вдруг взялся этот абсолютно идеальный звук и космическая мощь. Соревновательный дух, что ли, так действует на оперных див, что в присутствии друг друга им уже мало выступить на сто, а надо непременно на двести процентов?.. Говорить отдельно про игру Майер, наверное, бессмысленно, этот компонент всегда был у неё на двести – и будет на двести и через пять, и через десять лет, когда она – скажем прямо – уже не сможет так петь. Так что, возможно, эта «Валькирия», если не последняя, то одна из последних лебединых песен великой певицы. И хотелось бы, чтобы это уяснили производители аудио и видео продукции, логика которых в последние годы весьма слабо коррелирует как со здравым, так и с коммерческим смыслом, и в данном случае, к сожалению, тоже внушает опасения... Но ладно, не будем о грустном.

Брунгильда – Нина Штемме.
Коротко: шесть звёзд за вокал и игру от начала и до конца, а всем, кто мешал получить семь – костюмеру, стилисту, визажисту, светодизайнеру и т.д. – выговор с занесением в личное дело. Лучшая на сегодняшний день Брунгильда заслуживает того, чтобы постановочная часть по крайней мере не работала против неё. Да, собственно, речь не только о сегодняшнем дне. Штемме – это классика в лучшем смысле этого слова. И это отнюдь не фанатская речь, её Аида меня, например, не особо впечатлила, но Брунгильда в данной постановке – совершенство, в котором просто не к чему придраться, даже если очень захотеть. Голос – большой, ясный, тембр – на мой взгляд, идеальный для Брунгильды, чуть-чуть заниженный, без малейшего намёка на визг, техника – великолепная; мимика, пластика – высший класс. Да, наверное, все этого ждали и на это надеялись. Но была ещё одна вещь, лично для меня оказавшаяся неожиданной. Штемме «вытаскивала» даже те куски в опере, где на её вокал приходилось 10-20 процентов, и при этом каким-то непостижимым образом не концентрировала внимания на себе и не забивала партнёра. Когда видишь такой высочайший профессионализм, просто хочется низко поклониться. Ох… и всё-таки снова о том же: если я ничего не путаю, она Брунгильду-то вообще никогда ещё не записывала! Куда смотрит «милиция»?!

Вотан – Виталий Ковалёв.
Вот тут, конечно… да, возможно, «милиция» смотрит именно сюда. В принципе у Ковалёва довольно приятный и мелодичный голос. И даже нельзя сказать, что он слабый – он был просто немножко слабее остальных солистов. И немножко не хватало басов. И сил пристойно допеть до конца тоже немножко не хватило. И над произношением не помешало бы немножко поработать. И художник по костюмам, конечно, «удружил» ему, как никому другому, и адекватно сыграть настолько невнятного персонажа было, наверное, невозможно в принципе. В результате получилось среднее по всем параметрам исполнение, выглядевшее бы нормально в Стокгольме или в Барселоне, но весьма странное для открытия сезона в Ла Скала. Я не буду тут вдаваться в рассуждения на тему, что, мол, Вотана на самом деле должен был петь Папе, и почему же он не пел – вся эта оперная и неоперная политика уже в прошлом, а результат остался как есть. И обсуждать в плане «смотреть – не смотреть» имеет смысл только его.

Фрика – Екатерина Губанова.
А вот здесь можно лишь порадоваться за соотечественницу. Очень грамотное, выразительное, во всех отношениях достойное выступление. И образ тоже интересный – эдакая Фрика-великая-актриса, шикарная, чрезвычайно умная, блестяще продумавшая все ходы в диалоге с Вотаном заранее и ни секунды не сомневавшаяся в своей победе.

Хундинг – Джон Томлинсон.
Выскажусь, наверное, неполиткорректно, но певец, к сожалению, явил собой живое доказательство правила «Как важно вовремя уйти». Ведь этот человек в своё время пел Вотана, и смотреть на его топорного, растерявшего все голосовые краски Хундинга было просто грустно.

Ну и наконец, валькирии – Даниэлле Хальбвакс, Карола Хён, Ивонне Фукс, Аниак Морел, Сьюзан Фостер, Лин Сандел-Панталео, Николь Пикколомини, Симоне Шрёдер. Ведь что интересно – большинство имён немецкие, однако собрать их в кучку так, чтобы хорошо пело больше трёх, удаётся (на этом континенте) только итальянцам. Были, конечно, записи Шолти и Бёма в Байрейте, где набралось аж по пять прекрасных голосов, но это ж когда было! Сами немцы, во всяком случае, на эти рекорды давно равняться перестали. Конечно, нельзя сказать, что в данной миланской постановке классно спели все, пара ляпов всё же имела место быть, но в целом ансамбль звучал очень хорошо.

Миланское среднеарифметическое

4

Значит, считаем:
4 (Зигмунд) + 5 (Зиглинда) + 6 (Брунгильда) + 3 (Вотан) + 5 (Фрика) + 2 (Хундинг) + 5 (валькирии) + 5 (оркестр) + 3 (режиссёр) + 4 (сценограф) + 2 (костюмы) = 44. Делим, соответственно, на 11 позиций.
Итого: 4 звезды ровно. Что вполне соответствует общему впечатлению и в переводе на русский означает "При случае смотреть непременно, но специально бежать-искать не обязательно".

Кстати, в дальнейшем (а именно через год) "Валькирию" эту предполагается исполнять в несколько изменённом составе:
Вотан - Рене Папе, Хундинг - Михаил Петренко, Брунгильда - Ирен Теорин. То есть компонент М. будет усилен, а компонент Ж., на мой взгляд, ослаблен - в общем, выйдет примерно то же на то же. Хотя, возможно, я недооцениваю Теорин и она вполне сможет спеть, не срываясь на крик.

Ну знаете ли, на фоне

Ну знаете ли, на фоне тотального невнятного абсурда в вагнеровских постановках итальянцы выглядят более-менее прилично. Правда, костюмы действительно нелепы и на сцене большую часть оперы не видно ни зги, но всё же нет дурачества и всяческих выкидонов, на том и спасибо (вот до чего довела нас смелая "режиссёрская изобретательность", что мы с радостью принимаем средняцкие постановки...). Спели все в целом хорошо и это радует. Так называемая концепция оставляет желать лучшего, особенно в случае с крутящейся сферой, ну к этому мы тоже давно привыкли. Вывод: один раз посмотреть можно.

На фоне - да. Но сами себе

На фоне - да. Но сами себе итальянцы в этой версии "Валькирии" несколько проиграли. Ведь в предыдущей постановке были не только прекрасные кони в третьем акте. Там вообще было очень внятное, выдержанное и красивое оформление сцены, плюс незабываемый визуальный образ Вотана, да и в целом не вызывавшие никаких вопросов костюмы. Что касается исполнителей - уровень, слава Богу, не снизился, просто водораздел прошёл по другой плоскости. Тогда были, с одной стороны, великолепные Зигмунд и Зиглинда, с другой - достаточно проблемные Вотан и Брунгильда. Теперь собрали прекрасный женский состав (хотя Майер, объективно говоря, выглядела похуже, чем в тот раз) - и при этом весьма средний мужской. Более классическая оркестровая интерпретация Мути меня тоже, помнится, убедила посильнее летуче-облегчённой версии Баренбойма.
В общем, не скажу, что эта "Валькирия" однозначно огорчила, но... Всё-таки тот факт, что даже в Милане наделали такое количество безвкусных ляпсусов - дикообразного вида Вотан, идиотские на фоне кринолинов косички Валькирий, сумбурное "нагромождение технологий" в начале второго акта и, наконец, вяло ползущая совсем мимо музыки сценография "Полёта" и "Волшебного огня", - неприятно озадачивает, если не сказать - пугает...

Вот странно

Вот странно, я же видела эту постановку, смотрела прямую трансляцию на открытии сезона - но сейчас, через два с лишним года, почти ничего вспомнить не могу, запомнилась только Майер, все остальное "промелькнуло и кануло"... Как-то совсем никакое впечатление. А от их "Золота Рейна", которым открывался предыдущий сезон (и тоже с трансляцией) - запомнилась только смертельная скука и много дурацкой воды под ногами артистов... Запоминается лучшее - и, как это ни печально, какая-нибудь полная дурь, а вот такое "ни рыба, ни мясо" - как и не было его.

Во-первых, дорогие друзья!

4

Во-первых, дорогие друзья! Не забывайте, пожалуйста, ставить свою оценку, даже если она совпадает с уже имеющимися (только делать это надо не в ответах, а в комментариях).

Во-вторых, касательно постановки. В основном согласна с предыдущими ораторами по поводу режиссуры и сценографии, поэтому выскажусь больше о певцах. Начну с тех, кто понравился меньше.

Вотан-Ковалёв. Если считать его выход форсмажорной заменой Папе, тогда всё нормально. Но если оценивать выступление само по себе, то можно делать сколько угодно скидок, однако по-хорошему исполнение это - даже просто на сегодняшний день - не слишком конкурентоспособное. Голос мелковат, образ невнятен - хотя, с другой стороны, ни одного явного кикса, это тоже правда. И такие Вотаны уже бывали и записывались, но всё-таки остаётся открытым вопрос - зачем? Переписали бы лучше в Берлине...

Фрика-Губанова. Тут по качеству вопросов нет, и певица на самом деле очень хорошо смотрелась в этой роли. Но, скажем, лично мне намного больше нравится, когда Фрику исполняет классическое меццо, с хорошим контральтовым фундаментом, иначе музыкальное противопоставление её и Брунгильды как бы затирается. Это, понятное дело, вкусовщина, но возможно, я не одна такая, так что просто предупреждаю тех, кто придерживается той же концепции.

А вот Вальтрауд Майер порадовала меня чрезвычайно. Я уже слышу это всеобщее фырканье, но тем не менее скажу: почти что все прошлые её Зиглинды, которых я видела, при безусловно лучшем вокале, были сыграны настолько мелодраматично-сексуально, что это откровенно попахивало "мылом". Единственный момент, когда она мне однозначно понравилась в этой партии, был несколько лет назад на концерте в БЗК, и именно потому, что там она просто чудесно спела, а играть ей ничего и не надо было. А второй раз случился вот в этой самой миланской "Валькирии", потому что с возрастом "мыло" ушло, и пришли наконец настоящие глубина и драматизм (такие, какие раньше были у неё в Кундри и Изольде). Словом, Майер настолько тонко и по-новому проработала эту роль, выдала настолько - правильно сказал уважаемый Dochnein - благородное, человеческое исполнение, что на лёгкие возрастные вокальные натуги я практически не обратила внимания.

Про Нину Штемме добавлять особо нечего. Кому Брунгильда видится в латах - тому, наверное, Варнай и Нильссон завсегда будут лучше, но для остальных Штемме действительно классика. Хотя, слава богу, с вагнеровскими сопрано сейчас ситуация не критическая - если кому-то та же Теорин своим экспансивным стилем больше нравится - пожалуйста, в этой постановке её тоже можно будет увидеть. Но, по мне, Штемме со своей душевностью и большим тёплым голосом туда тоже на 100% вписалась (если, конечно, забыть идиотскую причёсочку и странный костюм)

А вот с тенорами ситуация попроблемнее. И в этой связи Саймон О'Нейл показался мне едва ли не лучшим выбором на роль Зигмунда. Никакого напряжения в голосе я у него не заметила, а то что потел, так это от комплекции - и здесь все претензии к костюмеру и оператору трансляции. Во всяком случае всю героику О'Нейл отпел на ура - просто пир для ушей! Голос у него, правда, специфический и с лирикой было чуть похуже, да... Говорите, "слегка спустил на тормозах "Весеннюю песню"? Очень может быть... Дело в том, что в этом самом месте со мной случилась неприятность: когда, после великолепного зачина с действительно красивыми инсталляциями, с началом прекраснейшей "Весенней песни" на сцене вдруг образовался голый бело-коричневый офис, я от возмущения, кажется, даже перестала дышать - и потому первых несколько строчек просто не слышала.

Вообще, это какая-то новая тенденция в современной режиссуре - развешивать по стенам ружья, которые в итоге не стреляют. Не буду повторяться про оставившую всех в недоумении сферу, но я, например, не поняла и смысла симметрично-шрамовидного раскраса лица Зигмунда - на Зиглинде ничего такого не появилось, нигде в другом месте тоже... (как-то не хочется верить, что это "модерновый" способ работы миланских визажистов, чтобы как-нибудь попроще придать лицу артиста нужный овал, не парясь с нормальным гримом). Далее: когда в конце второго акта вся сцена прямо-таки запылала под яростный вопль Вотана, рванувшего в погоню за Брунгильдой, я подумала: "О! Это как же хорошо в конце-то будет с огнём!" Но ничего подобного, конец получился как раз весьма тягучим и скучным, и ничего там не блистало и не пылало - за исключением оркестра, в котором огонь и танцевал, и пылал, и переливался в лучшем виде.

Оркестр под управлением Баренбойма мне вообще очень понравился. И я бы не стала называть это исполнение "облегчённым". "Летучим" - да, динамизм и высокий полёт в музыкальной трактовке и правда превалировали. Но - бывает же такое! - этот летучий стиль не оправдал себя в единственном моменте, а именно в "Полёте валькирий". Вот там ощутимо не хватало меди, причём, что самое досадное, голоса валькирий позволяли усилить её хоть в два раза. Смех заключается в том, что чаще всего бывает ровно наоборот... Ну ладно, это уже, по-видимому, к вопросу о принципиальной недостижимости идеала вообще и в "Валькирии" в частности.

В общем, несмотря на многочисленные "но", постановка оставила весьма позитивное впечатление. То есть получается, что современным режиссёрам достаточно всего лишь руководствоваться твёрдой установкой - сделать оперу без чернухи и дешёвки - а всё остальное оказывается вполне простительно. Это притом, что даже не все, а просто большая часть солистов поют хорошо.

Уф! Хотела было поставить пять звёзд, но случайно увидела цены на билеты на эту "Валькирию" в 1213 году и поняла, что такая оценка была бы явно завышенной. Даже выкладывать тысячу рублей за дивидюшник тут ещё стоит малешко подумать, а тысячу евро за билет - нет, есть по крайней мере несколько постановок, стоящих этого куда больше... А это просто хорошая постановка, которую обязательно стоит посмотреть по ТВ или любым другим, столь же необременительным способом.
.

Вот именно что

3

Вот именно что необременительным, и именно один раз. Потому что второй - вряд ли захочется, по крайней мере не персональным фанатам Штемме и Губановой. Ну, может быть, ещё ОНейла - местами он действительно звучал хорошо, согласен. Но местами-то и оркестр звучал хорошо, и постановка хорошо смотрелась... Но в целом. что ни говорите, средне.

Постановка хороша не только

5

Постановка хороша не только на фоне других. И не нужно искать концепций там, где можно просто наслаждаться классной картинкой. Исполнители тоже хороши практически все. На самом деле я не понимаю общих восторгов насчёт Штемме - это качественное грамотное исполнение, но не более того. Голос у нее далеко не в десятке лучших, даже Теорин при всех неровностях поинтереснее. Но общего впечатления от спектакля Штемме не портит, как и Ковалёв. В конце он конечно чуть сдулся, но там так оркестр играет, что про это тут же забываешь. Баренбойму просто пять с плюсом, на редкость красивая, отточенная и вдохновляющая Валькирия у него получилась.