О птицах

Об оперных постановках можно спорить долго. Благо, разнообразие предлагаемой режиссёрами продукции даёт для этого сколько угодно пищи. Мы уже проводили большой летний опрос на тему, какими наши пользователи хотели бы видеть вагнеровские постановки. Но что обратило на себя внимание – большинство участвовавших в дискуссии вели свою аргументацию «от противного»:

«Меня раздражает режиссёрская отсебятина, поэтому…», «Предпочитаю абстрактные, потому что скучно смотреть классические…» и т.д. Хотя в предисловии к опросу содержалось чёткое предложение: давайте наконец поговорим о том, что мы хотим видеть, а не о том, чего не хотим и почему оно нас достало.

Однако народ упорно гнул свою линию, пикируя на «врагов». Но мы тоже «дятлы» стрелянные и можем долбить в одну точку, если надо, не месяц и не два. Именно это «долбление» мы и решили возобновить, только выбрав точку поконкретнее, зато в более юмористическом ключе для тех, кому так удобнее.

Так получилось, что уже вторую неделю на сайте идёт дискуссия на тему двух недавних постановок «Лоэнгрина», начатая рецензией уважаемой Монстеры. И пусть их обсуждение продолжается и дальше, мы же в это время предлагаем без всяких уловок и увёрток «от противного» ответить на предельно конкретный технический вопрос: какой лебедь желателен Вам в этой опере?

Кому имеющихся вариантов ответов недостаточно – пишем в комментах здесь. Кому требуется развить теорию на тему «всё зависит от постановки» – пишем здесь же (только не забывая, что «дятлы» тоже додумались до сей великой мысли, и с помощью «лебединой» детали косвенным образом как раз и хотят выяснить, какой всё же видится разным категориям вагнерианцев идеальная постановка). Для желающих выступить совсем концептуально-радикально предоставляется возможность выбрать последний вариант. Однако 23 февраля этот вариант, наоборот, будет засчитываться за исконно-посконный патриотизм, так что возможность такой политической демонстрации тоже есть. В общем, голосуйте, как хотите: серьёзно, несерьёзно, «с бодуна», «с позиции» – главное, за птицу! Если дело пойдёт, можно будет по желанию пользователей разобраться также с Лесными Птицами и Граальскими Голубями, а там, глядишь, и пообъёмнее персонажи пойдут… Но начинаем с лебедей!

На мой взгляд, самый

На мой взгляд, самый "концептуально-радикальный" вариант в этом списке - это балетный лебедь! У меня аж рука зачесалась за него проголосовать :-). И, согласитесь, "Прощание с лебедем" прозвучит куда лучше, обращенное к изящному существу в белой пачке, чем к танку... Руку, потянувшуюся мышкой к этому пункту, остановило только соображение, что в финале упомянутому существу предстоит превратиться в мальчика - как-то сразу возникли ассоциации с балетом Михайловского. Пожалуй, это все-таки чрезмерно концептуальная идея :-). Впрочем, я ещё подумаю.

Даёшь «Белого Тигра»!

Даёшь «Белого Тигра»!
На самом деле мне все варианты нравятся, кроме первого. Но готов поспорить, что если танка ещё не было, то в ближайшие десять лет он непременно появится (ну или на крайняк самолёт какой-нибудь или вертолёт). И хороший режиссёр сумеет выстроить сцену прощания и последующей встречи с ним Лоэнгрина так, что это будет вполне трогательно и нормально. Ну а у плохого получится, конечно, просто очередной дурной прикол, что, к сожалению, более вероятно, но тут уж ничего не поделаешь – на любой шедевр всегда приходится тонна макулатуры.

Не хватает ещё пункта

Не хватает ещё пункта "В зависимости от постановки": для традиционной постановки и лебедь должен быть реалистичный, для минималистской или какой-нибудь "осовремененной" - максимально абстрактный (сюда же, в принципе, входит и балетный), ну а танки, вертолеты и прочие летающие тарелки - для "режоперы"!

Кстати, о тарелках: удивительно, что никто (насколько мне известно) не поставил пока "Лоэнгрина" в стиле "Трудно быть богом" - сюжет подходит просто идеально, настолько, что мне долго казалось, что Стругацкие вообще свою повесть придумали "по мотивам" Вагнера... И, между прочим, было бы гораздо более внятное объяснение "запрета" - вполне очевидно, что прогрессора, признавшегося в своем прогрессорстве, немедленно отзывают как провалившего задание - а врать насчет того, кто он такой и откуда, ему не позволяет высокая коммунистическая мораль :-). По очень ранним Стругацким, в последующих романах прогрессоры мутировали до "сначала стреляем, потом разбираемся" - а в "ТББ" Румата ещё не убивал на дуэлях, и сам факт убийства тоже воспринимался как провал - просто Лоэнгрин, посол Грааля, в натуре :-)

Сразу насчёт ответа «В зависимости от постановки»

Сразу насчёт ответа «В зависимости от постановки» - смотрите, пожалуйста, исходную заметку. Там достаточно ясно объяснено, почему и с какой целью у нас «телега поставлена впереди лошади». Именно потому, что в случае с Лебедем зависимость от постановки просматривается достаточно отчётливо – таким образом по виду «телеги» мы можем более или менее ясно представить себе желательную «лошадь» ))

С «Белым Тигром» - интересная ассоциация. Хотя на мой взгляд, для того, чтобы выстроить сцены прощания и встречи действительно внятно и трогательно, на роль Лебедя больше подошёл бы как раз тот небольшой, как бы наполовину игрушечный, латанный-перелатанный танк, на котором гонялся за «Тигром» главный герой романа Бояшова (извиняюсь, не помню его имени). «Белый Тигр» - холодный красавец, к тому же внушительных габаритов. А вот родная и любимая героем, старая неброская машинка действительно могла бы в определённом контексте стать вполне убедительным граальским Лебедем. И, если уж разбираться всерьёз, Вы правы, этой машинкой не обязательно должен быть именно танк, тем более ассоциируемый с конкретной книгой. Вообще вариант ответа с танком изначально предлагался больше ради прикола, однако Вы своим предложением навели меня на мысль, что, как ни странно, это может быть и не прикол, и «концепт» с ним может получиться очень даже неплохой – ну то есть «в зависимости от режиссёра» ))

А вот балетный Лебедь (за которого я сама голосовала) виделся мне – в отличие от уважаемых Монстеры и МеГре – как раз наиболее трансформируемым вариантом, подходящим как для классической, так и для абстрактной постановки. Пластика (тихо плывущая или явно танцующая вокруг Лоэнгрина), костюм, крылья (которые опять же можно делать любыми, от пушисто-укутывающих до больших и разлетающихся) – всё это настолько многовариантно, что, видите, мы трое уже представляли себе трёх, похоже, абсолютно разных Лебедей. И к тому же человек-то в человека легко превращается просто изящным избавлением от лишних деталей костюма, так что балетный Лебедь, по-моему, очень перспективен во всех отношениях .

Насчёт Стругацких… не знаю, у меня лично есть подозрение, что подобная ассоциация у большинства режиссёров просто выхолостилась бы в, слава богу, сошедшую уже почти на нет театральную эстетику «а ля рус-комиссарус». Мне она, честно говоря, успела изрядно надоесть. А показать сходство этих тем как-то по-другому было бы сложно, потому что никакого готового, всем визуально понятного ассоциативного ряда книги Стругацких не имеют. То есть его надо было бы сначала продумать и создать, потом раздать кучу интервью, чтобы до всех дошло… Это возможно – и не исключено, что в конце концов где-нибудь на наших просторах эта мысль вдохновит какого-нибудь режиссёра. Вот только не факт, что Вас устроит результат… И кстати, а что там с Лебедем-то предполагается в Вашей концепции? ))