Вагнер "Гибель богов", Ла Скала 2013

4.75
Средняя: 4.8 (4 голосов)
"Гибель богов", Ла Скала 2013, Зигфрид и русалки

Довольно противоречивые впечатления оставила эта последняя часть немецко-итальянского «Кольца нибелунга». Все опасались, как бы Й. Сторей своим Зигфридом не испортил постановку, в результате в Ла Скала пел Ланс Райан – и действительно всё испортил. Что такое случилось с человеком, что после вполне неплохого исполнения в «Зигфриде» он за полгода как будто потерял слух, да и голос стал какой-то совсем скрипучий – не знаю. И ладно бы неприятность случилась с ним одним! Михаил Петренко, к великому сожалению, тоже выступил ниже своих возможностей. Такого тихушного Хагена я от него совсем не ожидал. Несколько раз отчётливо хотелось поменять его с Гердом Гроховски – вот кто прямо-таки блеснул на общем фоне в роли Гунтера! Петренко старался периодически компенсировать вокальную слабость выразительностью дикции и страшным лицом, и это получалось, но для общей компенсации оказалось недостаточно. Райан сохранил хотя бы силу голоса и полное внешнее попадание в образ и в целом давал пристойно-среднюю картинку. Но вообще «Гибель богов» имени Гунтера и Альбериха (Й.-М. Кренцле) – это весьма нестандартно, мягко говоря…

«Имени Гунтера и Альбериха» – это я, конечно, только мужской состав имею в виду. Женский практически весь выступил здорово, по крайней мере с вокальной точки зрения. Да и с артистической – в основном тоже. Совершенно прелестно спело и буквально отлетало по сцене свою часть русалочье трио (на фотографии – но она на самом деле не передаёт, насколько девушки были очаровательны и динамичны и концентрирует внимание на дурацкой картинке позади). Вальтрауд Майер и Анна Самуил пели по две партии – первая 2ю Норну и Вальтрауту, вторая 3ю Норну и Гутруну соответственно – и обе по-своему украсили каждую ипостась. Правда, для Гутруны у Самуил, на мой взгляд, всё-таки резковатый голос – с другой стороны, выглядит она в этой партии так хорошо, что менять ничего не хочется. Однако переиграла всех, конечно, Майер. Пусть голос и подсел – с такой выразительной дикцией ей можно будет выступать ещё лет десять во всех средних партиях. И давать фору конкуренткам!..

Но главной героиней спектакля стала Ирен Теорин – ей хлопали так, как не хлопали, кажется, никому ещё на этом «Кольце». И это очень понятно, если сидишь где-нибудь в двадцатом ряду партера. Потому что вокальная форма у неё сейчас, конечно, бесподобная – давно я не слышал таких ясных, сильных и в то же время изысканных Брунгильд (в сущности, наверное, вообще не слышал после Нильссон). Вот только вблизи на это лучше не смотреть. Во-первых, она серьёзно поправилась и от этого, ясно, не помолодела. Во-вторых, я всё-таки считаю, что стилиста нужно выгнать из театра с волчьим билетом, а художника по костюмам пусть и без билета, но всё равно выгнать. Такой жуткий, зализанный, соломенного цвета парик согласилась бы надеть не каждая тётя маша с базара – что он делал в дорогой постановке ведущего европейского оперного театра?! И неужели так сложно было не извращаться, а сразу, не дожидаясь второго акта, закрыть рукавами полные руки немолодой женщины, играющей молодую героиню? Это же просто вредительство! Причём со Штемме в первых частях была такая же история, но её внешность сложнее испортить, а здесь-то это удалось просто на 200 процентов.

В общем, это был реально жёсткий выбор: то ли, прикрыв уши, смотреть на Райана, то ли, прикрыв глаза, слушать Теорин. В этой дилемме постановка Кассье и Баньоли работала в пользу «смотреть» и работала очень хорошо. Если оценивать чисто режиссёрскую часть, она наконец-то вырулила на практически чистую пятёрку. За исключением уже отмеченной картинки в сцене с русалками, смутил только самый конец, где супротив музыки повесили заставку типа «нет, всё-таки все умерли». Всё остальное было в кассу – и символические декорации, и поддерживающие их инсталляции и балет, без перебора и эффектно визуализировавший либо музыку (в симфонических отрывках), либо слова (например, в рассказе Зигфрида)

Даниэль Баренбойм с оркестром выступили отменно. Честно говоря, в «Гибели богов» лично я предпочитаю более контрастированные и «утяжелённые» в некоторых местах варианты. Но в данном случае маэстро убедил: так тоже можно – бурно-цветисто выпевая каждую ноту независимо от того, кому или чему она принадлежит. А когда вместе с этим оркестром ещё пел хор, это был просто праздник. В сущности, моментов, когда всё сходилось к единому идеалу, и в остальном было немало: Теорин иногда показывали весьма удачными планами, Петренко иногда извлекал из себя нужный по силе звук, голос Райана гулял вокруг нот на полтона тоже не всегда. Но – увы-увы – общее впечатление от главных мужских партий оказалось тем более обескураживающим, что остальные исполнили свои очень сильно.

На самом деле чертовски

4

На самом деле чертовски обидно, что так получилось, и наверняка через несколько спектаклей всё наладится. Но будут ли переписывать звук для этой «Гибели богов» – не факт. Вряд ли кто-то закладывался на такие дополнительные расходы. Так что, по-видимому, зрители-то в театре ещё увидят лучший вариант, прочим же придётся довольствоваться тем, что уже записано. Конечно, это вполне себе четыре балла, но ощущение разброда и шатания – ровно как в «Валькирии». На плюс, как в «Зигфриде», миланско-берлинская труппа, к сожалению, не наработала.

А я поставлю пятёрку и здесь,

5

А я поставлю пятёрку и здесь, хотя согласна, что Райан и Петренко подпортили постановку серьёзно. С Петренко вообще странная история - ведь не настолько он был тих, чтобы это бросалось в глаза. Просто Хаген у него получился каким-то неожиданно невнятным. С предложением уволить костюмера и стилиста тоже согласна на 100%. Но! все эти "вредительства" были где-то в начале, а запоминается лучше всего, как известно, последнее. И когда в финале остались только Брунгильда и оркестр с Баренбоймом - это было совершенно фантастично. Я перестала на неё смотреть и замечать внешние нелепости не потому, что привыкла, а потому что всякая шелуха действительно перестала иметь значение. И ненужная заставка в конце уже прошла как-то мимо - настолько далеко унёс от неё потрясающий голос Теорин и оркестровая симфония. Великим счастьем было услышать и "записать" это в голове, даже просто сидя в наушниках - представляю, какой кайф был у людей в зале!..

И, кстати, насчёт похудений и потолстений оперных певцов - можно сколько угодно утверждать, что "объём" не нужен, что всё это предрассудки, но есть факт: голосам большинства это идёт на пользу. Так что пусть себе поправляются, сколько хотят - камуфляж на самом деле не их забота. Думаю, что услышав Теорин в этом спектакле, со мной бы и Вагнер согласился ))

Маленький вопросик предыдущим

5

Маленький вопросик предыдущим рецензентам: если Петренко был так плох, почему именно его "Шутку Хагена" повесили анонсом к записи? Не Брунгильду, не русалок, не Гунтера, а именно "тихушного" солиста на фоне хора?.. Я считаю, потому, что не было никакой "тихушности" - просто мы отвыкли воспринимать молодо звучащих и молодо выглядящих Хагенов.
Со всеми комплиментами в адрес постановки, оркестра и солистов соглашаюсь без вопросов. Единственно, Майер вызвала небольшой горестный вздох своей Вальтраутой - Теорин, конечно, перепела её на раз. Райян и правда немного сдал по сравнению с "Зигфридом", но вообще-то говоря, исполнение это на данный момент более чем конкурентоспособное, и правильно, что на запись поставили Райяна, а не Стори. И я практически уверен, что по крайней мере в Европе, это лучшая на сегодня "Гибель богов", да и "Кольцо нибелунга" целиком тоже лучшее.

Честно сказать, уже не помню

Честно сказать, уже не помню точно за давностью, как там было и даже где именно я слышала этот анонс с Хагеном, на сайте театра или канала. Помню одно, что это был действительно анонс и повесили его ещё до спектакля. И возможно, там всё было здорово - так ведь никто и не говорит, что Петренко не может спеть здорово. В том-то и досада, что может - просто на самом спектакле он, по-моему, и этот кусок спел по-другому.
Насчёт постановки в целом - если закрыть глаза на чехарду с Вотанами, по составу и общему ощущению эта миланско-берлинская продукция мне тоже кажется лучшей здесь за последние пару десятилетий. Но вообще было бы, конечно, интересно ознакомиться с более подробными сравнениями от тех, кто видел и какие-то другие западно-европейские "Кольца" нынешнего юбилейного года ))

За такую Брунгильду можно было бы простить и больше

5

Какой все же великолепный голос у Ирен Теорин!.. Я когда сейчас по второму разу смотрела "Гибель богов", уже совсем не обращала внимания ни на костюм, ни на парик, только слышала ее льющийся голос и видела лицо, а лицом она играет хорошо. Я думаю, зря люди всё время кивают на прошлых великолепных вагнеровских певиц. Теорин совсем не хуже их, и она правильно делает, что не пытается успеть везде, а участвует только в нескольких важных проектах. Поэтому у неё получается на пять с тремя плюсами.

Согласна

и с Вами, и с уважаемым автором рецензии. В этой записи Ирен Теорин имеет смысл сравнивать только с лучшими записями Биргит Нильссон, остальные (по крайней мере, те, что я слышала) уступают. И кстати, после третьего просмотра я уже согласна и с тем, что Петренко далеко не везде тихушничал, а где тихушничал, делал это по большей части намеренно, для выразительности. Просто, видимо, мне нужна какая-то другая выразительность - не колодцем гулким, нет, просто пожёстче.