Бернд Вайкл (краткая биография)

1942 родился 29 июля в Вене, в семье потомственных фермеров и землевладельцев, вскоре переехавшей в Западную Германию
1949 – 1959 учился в школе под Майнцем. Детство Бернда было сытым и вполне счастливым (особенно в венский период), однако отрочество едва ли можно было назвать беззаботным. Сложные отношения с матерью, по мнению самого певца, явились не только его тогдашней типической проблемой, но и сильным катализатором всех его дальнейших творческих и карьерных амбиций
1960 – 1965 в Майнце получил «семейное» университетское образование на экономическом факультете. Вместе с тем с 1962 года начал серьёзно заниматься вокалом в Консерватории
1965 – 1972 закончил музыкальное образование в Высшей музыкальной школе Ганновера. Там же дебютировал в опере в 1968 году как Оттокар в «Вольном стрелке» Вебера, перед этим выиграв вокальный конкурс в Берлине. С 1970 года в течение трёх лет – солист Дюссельдорфской оперы. В 1971 году состоялся дебют восходящей звезды на Зальцбургском фестивале в качестве Мелота в «Тристане и изольде» под управлением Караяна (эта партия стала первой записью Бернда Вайкла). Женился; в 1972 году успешно дебютировал в Венской опере в «Севильском цирюльнике», после чего стал членом этой труппы
1972 – 1980 с 1972 года у певца начался феноменальный роман с Байройтским фестивалем, продолжавшийся ни много ни мало четверть века. Уже первого исполненного им Вольфрама в «Тангейзере» можно считать эталонным – глубина и лёгкость, мягкость и яркость – большинству других исполнителей этой партии удавалась, как правило, только пара из этих граней, Вайкл же соединил все. Пять лет пел он в разных байройтских постановках своего Вольфрама, с ним же сенсационно дебютировал в Нью-Йорке и на многих других оперных сценах, трижды записывал (студийный CD и 2 видео – в Байройте и в Мюнхене). Байройтский Амфортас Бернда Вайкла – 14 лет выступлений в течение двух десятилетий – вообще не имеет аналогов. Эту роль он также отыграл по всему миру. Однако амплуа вагнеровского – да и вообще немецкого – баритона оказалось маловато для разностороннего дарования певца. В Лондоне Вайкл впервые появился как Фигаро в «Севильском цирюльнике», а продолжил триумфальным Евгением Онегиным (до этого уже исполнив эту партию в Берлине, а после сделав замечательную запись с Шолти). Также в конце семидесятых, являясь уже постояннным солистом Мюнхенской и Берлинской опер, он начал активно гастролировать по всей Европе с итальянским репертуаром от Доницетти до Масканьи и Леонкавалло – если говорить о Верди, его коронной ролью тогда был Риголетто. В 1976 году в Вене Вайкл участвовал в премьере оперы «Коварство и любовь» фон Эйнема, однако вообще такие эксперименты были не в характере певца. Свои приоритеты он определил ещё в начале семидесятых – Рихард Вагнер, Рихард Штраус и итальянские оперы – и именно в них оттачивал мастерство до филигранного, хотя, конечно, ему случалось выступать и в старонемецком, и во французском, и в русском репертуаре и притом вполне удачно
1981 – 1996 очередным пиком карьеры певца стал его великолепный байройтский Ганс Закс, впервые явленный публике в 1981 году и с неизменным успехом игравшийся затем в течение шести лет. Эта постановка была записана в 1984 году – и, в сущности, это едва ли не единственная классическая видеозапись «Мейстерзингеров», приходящая на ум обычному вагнерианцу, не поклоннику конкретно данной оперы, потому что Хоттер и Адам на видео не записывались, а начиная с семидесятых и до наших дней разве что Роберт Холл и Джеймс Моррис приблизились к уровню выразительности Вайкла в этой роли. Закс, собственно, считается вершиной вокальных достижений Бернда Вайкла, и с ним он тоже объехал весь мир, а впоследствии записал ещё раз в Мюнхене. В это время певец практически перешёл уже в бас-баритоны, сделал после Закса весьма впечатляющего Летучего Голландца, однако распрощался с Байройтом в 1996 году всё-таки Амфортасом, незадолго до того записав «зрелый» вариант этой партии в Мет. Из вагнеровских партий Бернда Вайкла следует отдельно отметить ещё Курвенала, которого он в Байройте не пел, но прекрасно исполнял в других театрах и также дважды записывал в очень интересных составах, а из невагнеровских – конечно, Йоханаана 1992 года с Терезой Стратас в роли Саломеи.
Вместе с тем у певца в начале девяностых, то есть фактически на пике карьеры баритона, неожиданно случился своеобразный «возврат к истокам», на первый взгляд, к театру вообще отношения не имевший. Однако у людей, маломальски знавших герра Вайкла и обширность его устремлений, получение им в 1993 году докторской (по-нашему кандидатской) степени по экономике особых вопросов не вызвало
1996 – 2005 результатом научного взгляда на предмет своей творческой деятельности стало издание книги (в соавторстве с Петером Бендиксеном, с которым Вайкл впоследствии написал также книжку о Рихарде Вагнере) – о культуре и музыкальном театре с точки зрения его экономики. Факт, надо думать, вызвал эпидемию умиления у финансовых директоров этих самых театров, до головных болей которых звёздам ранга Вайкла никогда не было никакого дела. С другой стороны, в середине девяностых артист опубликовал два юмористических сочинения об околотеатральной тусовке, одно из которых имеет говорящее название «Надеюсь, солгал». При столь разноплановых культурных интересах «поход» певца в оперную режиссуру, предпринятый им в конце девяностых, и вовсе выглядел чем-то само собой разумеющимся. «Свадьба Фигаро», «Саломея», «Орфей в аду», «Мейстерзингеры», «Фальстаф» – все эти отлично знакомые ему произведения Вайкл ставил не только в Германии, но даже и в Японии. Постановки его были также весьма разноплановыми, от вполне классических до изысканно-концептуальных – впрочем, это относилось скорее к видеоряду: до дешёвой скандальности и «злободневных трактовок» оперный патриарх в своих спектаклях не опускался. В это же время Бернд Вайкл написал несколько сценариев для телевидения об известных композиторах
2006 – н.в. последняя запись певца датирована 1998 годом, однако выступать в немецких театрах (Кёльн, Кайзерслаутерн и т.п.) пару раз в месяц семидесятилетний гуру продолжает и по сей день. На начало 2012 года в активе у него значились заглавная партия в «Фальстафе» и Дон Альфонсо в «Так поступают все», притом «Фальстафа» этого он же сам и ставил. Впрочем, Бернд Вайкл прекрасно отдаёт себе отчёт, что он скорее уже почётный гость, чем вокальная звезда на этом празднике жизни. В 2007 году, выпустив в некотором отношении шокирующую автобиографию «Свет и тень: Моя мировая карьера оперного певца», он фактически сознательно поставил точку в своей исполнительской карьере мирового класса. (ещё одна книга Бернда Вайкла «О пении и другом умении» была издана также на русском). Впрочем, заслуженно отдыхать, почивая на прошлых лаврах, профессору нескольких консерваторий не приходится. К тому же герр Вайкл весьма активно лобирует тему классического музыкального образования в школе, а при случае и сам охотно занимается и поёт с детьми


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ : Официальный сайт (роли, дискография, публикации, нем.), Бернд Вайкл в Байройте (нем., англ)