Бетховен здесь и сейчас

Сейчас я на самом деле уже не могу вспомнить ход своей мысли при составлении опроса о лучшем воплощении Gesamtkunstwerk. И только удивляюсь собственной, мягко говоря, недальновидности. Как можно было на полном серьёзе полагать, что в таком опросе – фактически предназначенном для самых продвинутых и тонко чувствующих наших пользователей – есть какие-то другие варианты «победителя» кроме того, что случился? Обсуждать возможности «Дягилевских сезонов» и «Постановок опер самого Вагнера»…

Зато момент, когда до меня дошло, какой будет результат, помню прекрасно. Это произошло, когда я в процессе написания ответа на комментарий употребила слово «политика» – и буквально через пару часов истина выплыла из-за культурологических туч и воссияла мне во всей своей лучезарности! После этого остался, по сути, единственный вопрос: а могло ли быть иначе, если бы голосование проводилось не сейчас, а, скажем, год назад? И пока что я не нашла на него однозначного ответа.

Девятая симфония в марте

Это был «плановый» абонементный концерт – 9 марта, Госоркестр им. Светланова, дирижёр Владимир Юровский, хор Академии хорового искусства им. Попова, Девятая симфония Бетховена в редакции Малера. Как говорится, ничто не предвещало – но вышел Юровский и вместо того, чтобы раскланяться, отвернуться и взмахнуть руками, начал говорить.

Во-первых, нам сообщили, что помимо Бетховена мы прослушаем ещё «Уцелевшего из Варшавы» Шёнберга (возможно, тут не было никакого форс-мажора, а просто на сайте Филармонии лежала неполная программа). Во-вторых, было сказано, что Шёнберг пойдёт перед Бетховеном, с минимальной паузой и хлопать после Шёнберга не нужно (как выяснилось впоследствии, удачным изобретением Юровского стала постановка Шёнберга в начало этой связки, а вообще-то эти произведения складывали в одно и раньше). В-третьих, нам объяснили, почему всё будет именно так – и вот здесь нужно вспомнить, что тогда был за момент. Референдум в Крыму ещё не прошёл, а намечался на днях, и буквально за неделю до того появилось известное Письмо деятелей искусства в поддержку политики сами-знаете-кого, и это письмо подписал один наш выдающийся дирижёр, сами-знаете-какой.

Ничего этого Юровский не упоминал, а говорил как бы о другом, однако по ходу его говорения брови у меня уползали всё выше. Маэстро полагал, что исполнять вместе эти вещи Бетховена и Шёнберга логично и правильно, потому что обе они были написаны после больших войн – наполеоновских и Второй мировой, соответственно. Название семиминутной кантаты Шёнберга в общем-то и не требовало в этом смысле никаких пояснений. Но, в отличие от Юровского, лично мне никогда не приходило в голову трактовать Девятую симфонию Бетховена как рассказ об ужасах войны с переходом к долгожданному её окончанию и… свободе. То есть там, где для меня самое красивое – искры, пламя и борьба человеческого духа с самим собой – вот там ужасы войны, что ли?.. А свободу Юровский вывел из оды Шиллера «К радости», на слова которой написана четвёртая часть симфонии. По его мнению, «Freude» является словом, чрезвычайно созвучным «Freiheit» – и вот об этом-то все и думали после окончания войны.

Вообще-то я за демократию и за разные мнения, да и «злободневный» посыл выступления Юровского мне тогда скорее понравился – это прозвучало, по крайней мере, эффектно и смело. Но некоторые вещи в той истории оказались для меня непонятны. Во-первых, если уж искать тематическое созвучие «Freude», то, на мой взгляд, это всё-таки «Frieden», а не «Freiheit». Во-вторых, если на минуточку вспомнить времена наполеоновских войн и их окончания, то о «Freiheit» там не могло быть и речи. Политическая свобода, ассоциировавшаяся как раз с Французской революцией и Наполеоном, была фактически запрещена и задушена державами-победительницами – и надолго. Простые же люди после войны, наверное, просто радовались наступившему миру, налаживали жизнь и ни в каких других свободах не нуждались. Собственно, и применительно к текущему моменту мир представлялся мне вещью, куда более актуальной и желательной, чем не совсем ясная при полувоенном положении свобода. Свобода – от чего? Для кого? Ведь с того всё и началось, что некоторые деятели намайданили себе столько свободы, что и другим тоже захотелось – ну натурально до потери человеческого облика!..

Словом, что-то в этом отважном спиче о свободе слегка попахивало передёргиванием – плюс Шёнберг со своей кантатой, которую тоже пристегнули к нынешнему историческому моменту и к свободам (и в которой партия чтеца неожиданно и символично оказалась на английском!) – плюс я вообще не люблю стихи Шиллера. Его «хоффнунги» и «ан-дер-фройды» всегда представлялись мне какими-то бодрыми щенячьими песнопениями со стародавних студенческих пирушек – а теперь ещё оказалось, оттуда можно чёрт знает что выводить в самое неподходящее время… Но! Несмотря на нелюбовь к Шиллеру вообще и к «An der Freude» в частности, я отлично понимаю, почему финал Девятой симфонии Бетховена назначили гимном Евросоюза. Ярко, позитивно, духоподъёмно – действительно лучший выбор для такого дела, а особого ума в гимне и не надо.

И вывалились мы, значит, на улицу после этой духоподъёмности – а была я там с дочерью подруги – и принялись дискутировать. Причём весьма бурно. Двадцатилетняя умница-красавица, разумеется, «за белых» – и это был, кстати, первый раз, когда я получила за свою «мирно-соглашательскую» позицию ещё и от них вдобавок к «красным». Хотя дочь моей подруги девушка, конечно, воспитанная, и ругаться со мной она, конечно, себе не позволила – мы даже, приложив некоторые усилия, перешли с нервозной политики на другие темы. Вот только концерт мы практически не обсуждали. Начали с последней части – на ней же и закончили. Потому что Гезамткунстверк (да ещё со спичем!) остального Кунстверка просто съел – кстати, тоже впервые, потому что вообще-то я первые две части симфонии люблю больше. Но в этот раз они совсем пропали под давлением Тотального произведения искусства.

Так было всегда

Если вести эту историю от греческой трагедии, как делали Вагнер и Ницше, то довольно быстро приходишь к выводу, что уж этим-то двоим точно не стоило разливаться восторгами вокруг древних греков. Вагнер, казалось бы, сам многократно повторял в своих работах, что древнегреческое искусство было насквозь общественным, но по какой-то причине то общество и та публика представлялись ему кардинально отличными от современников – причём в лучшую сторону!

У человека, уже подобравшегося вплотную к «Кольцу» и «Тристану», даже мысли не шевелилось, что, яви он тем грекам героев вроде Зигфрида и Брунгильды, статья о покушении на устои полиса нашла бы его очень скоро. А дальше, как повезёт – прекрасные афиняне не парились о том, чтобы не казнить кого-нибудь лишнего по той статье. Не себя и даже не своих богов считали они вершиной мироздания, а своё государство – по современным меркам ролевую игру в социум из десятка тысяч человек. Однако тогда всё было по-настоящему и защита устоев в особенности. «Вот попутали нас нехорошие купец и политик, а Сократа-то мы зря казнили, вовсе не плохие у него были идеи, хотя мудрёные и сам он, конечно, пованивал немножко», – сказали афиняне через пять лет после казни Сократа, оправдали его посмертно, поставили статую и вернули идеи в законный обиход. Сожалеть собственно о Сократе никому, понятно, и в голову не пришло. Потому что жизнь отдельного гражданина рассматривалась только как средство, и такая практика – казнить, а потом оправдывать, когда выступавшие с обвинением граждане сами попадались на каком-нибудь проступке – была у прекрасных афинян в большом ходу. Что и говорить, публика – мечта поэта! А уж оперного-то композитора!..

Можно ли предполагать, что Рихард Вагнер на самом-то деле сожалел не о качестве той публики, а о количестве? Ведь действительно, после разделения на музыкальную и драматическую составляющие, драма и поднялась быстрее, и зрителей, естественно, привлекала больше. Косвенным подтверждением такого конкурентного сожаления является тот факт, что в своих статьях Вагнер восхищается чем угодно, но только не драматическим театром. Философы, поэты, писатели, певцы, дирижёры – добрые слова доставались даже прямым конкурентам, композиторам; однако практически ни слова о драматургах, актёрах, среди которых, между прочим, было много друзей… Чисто личная месть за разладившуюся личную жизнь? Отчасти – безусловно, но не только. Композитор-поэт и правда верил, что сможет сразиться с драматическим театром на его же поле. В этом союзе музыки и драмы и мыслился им Gesamtkunstwerk. Однако выяснилось, что для Гезамта быть музыкой, драмой и Кунстверком ещё недостаточно.

Когда некто пишет о страданиях некоего юноши во всей полноте, начиная от любви к обручённой девушке и заканчивая невозможностью встроиться в государственно-бюрократическую машину – это вызывает взрыв. Книга становится Гезамткунстверком и культурным кодом десяти поколений европейцев, несмотря на то, что это всего лишь нетолстый роман. Когда этот же некто – уже маститый, умудрённый и всеми признанный – проделывает титаническую работу и заканчивает наконец дело своей жизни, великое произведение о Человеке и его Духе – раздаются умеренные респекты от коллег, критиков и отдельные восхищённые крики из публики. Некоторые полагают в этой связи, что не надо было писать в стихах, это всегда менее популярно. Но ничего подобного – стихи Гёте чудесны, сами по себе они читаемы и почитаемы, однако с «Фаустом» он перешёл ту грань, что отделяет Универсальное произведение искусства от чистого Произведения искусства.

Когда некто, очень талантливый, решает написать оперу на тему Свободы, Любви и Смерти и ещё включить туда политику, получается Gesamtkunstwerk под названием «Кармен». Когда другой некто, не менее талантливый, решает написать оперу на ту же тему Свободы, Любви и Смерти, но всякий намёк на политику оттуда исключает, получается Kunstwerk под названием «Тристан и Изольда». И никоим образом это Произведение искусства не могло бы стать Универсальным, даже если бы Вагнер сделал там музыку попроще. Грань полисно-полезной указательности, которую Гёте в «Фаусте» только лишь перешёл, Вагнер в «Тристане» отодвинул за горизонт. Имея претензию на Гезамт, можно писать о Человечестве, о Человеке в Человечестве, но просто о Человеке писать бесполезно.

Большинство трагедий самого популярного драматурга всех времён и народов и большинство опер самого исполняемого оперного композитора политичны не только по сути – там ещё и действуют политики. Возможно ли было вложить вопрос «Быть или не быть» в уста не королевского сына? Конечно да; но у королевского сына он звучит величественнее и острее. Возможно ли было перенести действие «Дон Карлоса» в город 19 века? Не вопрос – везде найдутся свои подозрительные даже к собственным детям богачи, борцы за свободу и инквизиторы. Просто, если ты знаешь, как сделать высказывание достаточно ярким, переносить давно и удачно поименованные архетипы куда-то, где они ради злободневности будут поименованы по-другому, не обязательно. Ну а почему поименованные архетипы в большинстве своём оказываются приближёнными к власти, наверное, объяснять не нужно.

Есть в оперной истории несколько произведений, которые, безусловно являясь Гезамткунстверками, никакой политики в себе на первый взгляд не содержат. Таковы, например, «Травиата» и «Евгений Онегин». Однако чётко считываемое указание, кому и как надо и не надо поступать в определённых ситуациях, там столь же безусловно содержится. И ещё такой любопытный момент – эти оперы были написаны по мотивам литературных произведений, которые за некоторое время до того стали событиями не только культурной, но и общественно-политической жизни. По разным причинам – однако и Дюма-сын, и Пушкин своими романами всколыхнули дискуссии отнюдь не литературные. На оперы это перешло уже в значительно меньшей степени. Общество уже обдумало и приняло такой способ сюжетного воздействия, который поначалу показался ему не слишком внятным. Но никогда оно своей сущностью и сколько-нибудь значимым «процентом голосов» не примет даже самого универсального языка, если на этом языке не проповедуется общественный интерес. И каких-то принципиальных отличий от древних греков или от вагнеровских времён мы тут покамест не нажили, несмотря на большую стратификацию общества и отражающий её внешне-пёстрый разброс актуального искусства.

Возвращаясь к дню сегодняшнему

Что ещё любопытно – уже конкретно в связи с итогами опроса. Победивший вариант ответа – «Финал Девятой симфонии Бетховена как гимн Евросоюза» – был единственным, формально как раз не соответствовавшим вагнеровской установке. Ибо он единственный не предполагал обязательного визуального ряда. Но люди проголосовали не по форме, а по сути, и итог голосования показывает, что визуальная составляющая Gesamtkunstwerk легко замещается той самой общественно-политической духоподъёмностью, которую Вагнер в общем-то тоже имел в виду, но едва ли сумел бы увидеть в полной мере в Девятой симфонии Бетховена. Конечно, Рихард Вагнер очень любил это произведение и не мог не оценить его мощи – просто тогда оно ещё не было ничьим гимном, его универсальность и общенародность не стали ещё фактом не только эстетическим, но и политическим.

Разговоры о победе политики над эстетикой велись на протяжении всего двадцатого века. Причём не только в каких-то всякому ясных случаях, но и по поводу произведений настолько эстетских, что вот уж там-то, казалось бы, эстетика в принципе не могла оказаться побеждённой. И тем не менее, по мнению самих же создателей этих произведений, зачастую оказывалась. По сути здесь имелось в виду всё то же расширительное толкование политики, как системы взаимодействия общественных интересов. Однако по мере распространения всеобщего избирательного права политика и в более узком профессиональном смысле не могла не зарулить активнее. Далее, с развитием СМИ, она и сама стала, помимо всего прочего, представлением, перфомансом, притом призванным сразу и непосредственно воздействовать на весьма разношёрстную аудиторию, что собственно искусству не требуется. В искусстве ретрансляция вести о новом Кунстверке – даже если он вдруг Гезамт – происходит в несколько этапов, в некоторых из которых автор произведения может не принимать участия вовсе, в то время как политик себе такой роскоши позволить не может. Он сам себе и автор, и режиссёр, и актёр, и кунстверк «в одном флаконе» – всегда на сцене или готов на неё выйти. «Полный посмодернизм», – можно было бы сказать, глядя на эту картину. Но, приучившись вещать в политической простоте, большинство наших деятелей, к сожалению, не расслышало бы в этой фразе ничего кроме «Полный ...», а ведь в ней есть и кое-что другое.

Фактически речь идёт о всё большем взаимопроникновении и конкуренции (прямо как у древних греков с их игрушечной демократией «для своих» – вот она, сбыча мечт революционного художника!) Если посмотреть на наше современное искусство, то найти там сколько-нибудь сильное неполитичное высказывание будет весьма затруднительно – скажем, книгу такую я припомнила единственную за семь лет, «Дом, в котором» М. Петросян. Вслед за режиссёрскими прочтениями классики в драматическом театре бурно расцвёл феномен так называемой «режоперы», в восьми случаях из десяти занимающейся сугубой политизацией изначального авторского высказывания. Чем это приглянулось директорам, понятно. Однако почему даже заходящаяся в надсадном крике «Даёшь классику!» часть публики продолжает на такие спектакли ходить?.. Я уже слышу ответный вопль: «Да потому что нет ничего другого!» – но ведь это неправда, дорогие товарищи. Абстрактные и классические постановки (вместе взятые) покамест составляют основу репертуара любого нашего театра, да и большинства заграничных, наверное, тоже. Так что политического перчику-то, похоже, хочется нам самим, просто в этом новом деле ещё не сформулированы каноны; хотя подраздел «Классика режиссёрской оперы» уже существует. И постановки опер Вагнера занимают в нём, кстати, весьма весомое место.

И – снова возвращаясь, теперь уже к опросу

Из нашего прекрасного далёка может показаться, что дягилевские сезоны в Париже были акцией исключительно эстетической. Однако там, где нам представляется только фуэте Павловой, полёт Нижинского и декорации Бенуа, сам Дягилев и сплотившаяся вокруг него команда имели Идею – явить им, Европам, наше русское искусство во всей его победительной красе. Не сомневаюсь, что в этом месте поста уже все вспомнили, что и назывались-то сезоны Русскими, и тут я вынуждена в очередной раз признаться – сама я вспомнила об этом лишь после общего «политического осенения».

Ответ «Кино и мультипликация» был, пожалуй, наиболее абстрактным из всех. Если припомнить признанные Гезамткунстверки в области кино, то даже средне-политизированных вещей – вроде «Свидетеля обвинения» или «Москва слезам не верит» – среди них наберётся немного, а в основном-то это будут произведения типа «Великого диктатора», «Двадцатого века» или «Титаника». Но тут можно было проголосовать и не имея в виду ничего конкретного, а только общую логическую линию движения от Вагнера. Собственно, в этом занявшем второе место ответе и зарылась для меня собака: мог ли он при других внешних условиях пусть не обогнать Девятую симфонию, но хотя бы стать с ней вровень?..

Ответ «Лучшие постановки опер самого Вагнера», как нетрудно догадаться, не подлежит объективному рассмотрению на вагнеровском сайте. Столько же – по 12% голосов – набрали «Рок» и «Суровые годы уходят». И вот по ним-то можно было бы растечься мыслью, однако это гармоничное равенство, образовавшееся из трёх принципиально различных ответов, само по себе так хорошо смотрится, что и говорить вроде бы уже ничего не нужно. Вообще отлично, что в опросе с прогнозируемым победителем в итоге сложилось всё же более или менее ровное распределение голосов. В какой-то момент покорительный финал Девятой симфонии под развевающимся синим флагом грозил всех не просто уесть, а снести совсем, но потом ситуация стабилизировалась. «Радость первенец творенья, дщерь великого отца!» – Господи, надо ж было такое сказать!..

Не стоит меня убивать, я знаю, что в оригинале по-другому, всё-таки значительно лучше. И музыка – действительно прекрасная дочь великого отца – Брунгильда, поющая с облака хором! И флаг!.. Понятно, что отношение к Евросоюзу – хорошее, плохое или вообще никакое – в данном случае не имело особого значения. Универсальное произведение искусства на то и универсально, что «Евро» тут можно выкинуть, можно оставить – и в любом варианте найти душевные глубины и мыслительные бездны – а песнь будет лететь сама по себе и говорить ко всем и к каждому.

Примечания

1. Позиция автора материала может не совпадать с позицией сайта
2. Автор выражает глубокую признательность всем принявшим участие в голосовании, и особенно – уважаемому Dochnein, чей вопрос стал отправной точкой для написания данного полемического текста
3. Серия опросов о влиянии Рихарда Вагнера на мировую культуру закончена, но тема не закрыта. Также мы начинаем новую тему – о лучших (NB – официально выпущенных!) видео-записях опер Вагнера. В текущий опрос о лучших «Кольцах» можно добавлять варианты ответов до 10 мая – и писать свои комментарии здесь по обеим темам
4. При полной или частичной перепечатке данного материала активная ссылка на wagner.su обязательна

До глубины души тронут

До глубины души тронут выражением авторской благодарности! :-)Хоть и не совсем врубился, за что она, ведь я-то слова "политика" не произносил. Но всё равно приятно сознавать, что вроде как поучаствовал :-) Мне только кажется, что вашу статью, при всей её ощущаемой верности, следовало бы расписать местами поподробнее. И может быть даже, выкинув оттуда большинство привязок к опросу. С опросом-то всё в общем-то понятно, а вот как действительно менялось взаимодействие политики и художественного выражения "Человека в Человечестве" на протяжении последних, к примеру, трёх веков, не совсем понятно. А ведь оно менялось. Ситуация "при Вагнере" и "сейчас" отличается пусть не кардинально, но всё равно достаточно сильно. Тогда человек со взглядами мог "мифологизироваться при жизни", даже отказавшись от публичной политики, "перфомансов" и продавливания своих идей (примеры по теме - Бетховен, Людвиг II и тот же Ницше). Но сейчас такой номер не пройдёт. И кивка на развитие СМИ тут недостаточно, газеты-то просвещённая публика и тогда читала, и свои общественные перфомансы у неё тоже были. С другой стороны, тот же Гёте большую часть жизни провёл, состоя на государственной службе, но писал он отнюдь не для своих сослуживцев и вообще не про государство, и даже не про общество. Куда и когда делись такие люди?

А в том, что касается опроса - мне кажется, его итог был бы таким же и год назад. Вы же сами разносите политику "глобально-проникновенную" и политику "сиюминутно-ситуационную". Последняя рулит только в чисто-политических вопросах, слава Богу, по моим наблюдениям. Хотя тут я не эксперт, сам голосовал за "Кино". Может, вам "симфонисты" и какой-то другой ответ дадут на ваш вопрос.

следовало бы расписать

следовало бы расписать местами поподробнее... кивка на развитие СМИ тут недостаточно, газеты-то просвещённая публика и тогда читала, и свои общественные перфомансы у неё тоже были
Отчасти согласна с Вашим замечанием. Но вопрос о подробностях, во-первых, как не трудно догадаться, экономический - всё ж таки предпочтительнее проскакать местами "галопом по Европам", чтобы желающие думали дальше сами, чем потратить ещё четыре вечера на разжёвывание продукта, которого никто не заказывал (ни в каком смысле). Во-вторых, подробности - на данный момент вопрос ещё и политический, и по этой части я, по правде сказать, пребываю уже в таком разочаровании, что могу сорваться и на крик, а это, согласитесь, нездорово.

Тем не менее, кое-что я Вам отвечу
Развитие СМИ мне кажется всё-таки достаточно принципиальным фактором. У тех же Столыпина или Черчиля до прихода к высшей власти всё же было какое-то пространство для личной жизни. И они его использовали по мере возможностей, не испытывая желания поднять ножку и "расписаться" непременно под каждым кустом. Отчасти тут дело в воспитании, но ещё и в том, что такое желание было тогда априори бессмысленным. Вокруг них не толпились постоянно десятки журналюг. Последним просто неоткуда было взяться, когда в городе всего 10 газет, для большинства из которых прибытие в город графини Н. или кинозвезды К. были событиями однозначно более интересными, чем "опять этот будет вещать о том же". Если Вы посмотрите старые газеты, то несусветно огромная по современным меркам площадь там окажется отведена под маленькие частные объявления - от коммерческих до некрологов. И представьте себе, люди это читали. Те газеты, в сущности, не были ещё средствами мАССОВОЙ информации, они искали свою ЦА и не столько продвигали, сколько просто воспроизводили в печатном виде её систему ценностей - консервативных, либеральных или каких-то ещё. Термин "пропаганда", а тем более "тотальная пропаганда" в традиционном обществе был чистой абстракцией. Он ожил только в 20 веке - отчасти как ответ на усиливавшийся индивидуализм, отчасти просто как вдруг обнаружившаяся возможность. И продавили его те деятели, которым мало было передовицы о себе в газете раз в неделю, а нужно было ещё сфоткаться с графиней Н., и выступить совместно с кинозвездой К., и вообще засветиться со всеми и везде. Потому что газет уже было не 10, а 30, и рыскать "творцы общественного мнения" начали активнее. То есть это был такой взаимосвязанный процесс создания спроса почти что на пустом месте, в котором политизированный художник, кстати, часто бежал рядом и наравне с политиком. Ну а неполитизированный шуршал где-то рядом в надежде, что и ему перепадёт немножко "с общего прогрессу", особенно если прибиться к какой-нибудь художественной стае.

Про телевизор народ тоже не требовал: "Придумайте нам такое чудо техники, чтоб нам вождям внимать, на Олимпиаде за наших болеть и комедии лицезреть с девушками и с ножками". От вождей-то многие и вовсе без сожаления отказались бы, но частные компании полноценного телевещания поначалу, конечно, потянуть не могли. А значит опять - государство, государственная идеология и непременные вожди, вождики и подвождята. За пол-века система ТВ худо-бедно отстроилась. Что делал в это время художник? То же, что и всегда: раздвигал границы общепринятого (в том числе и в новых, чисто технических смыслах). В результате художник может "сейчас" высказываться уже почти о чём угодно - о гомосексуализме, национализме, клерикализме, сексизме, общем человеческом сволочизме и кретинизме, о силе, которая в любви, и о слабости, которая во власти, о свободе, которая нужна или не нужна, о бюрократической машине, которая живёт, и о человеке, который не живёт, и т.д. и т.п. Однако, если хорошенько подумать, новых подходов к известным предметам на протяжении супер-пупер-теле-радио-двадцатого века было высказано совсем немного - примерно столько же, сколько и в вагнеровский век, и в предшествующий... Даже принимая на веру теорию "средневекового болота", следует признать, что люди 100 лет назад жили ровно в том же ощущении собственной продвинутости в морали, искусстве, политике, технике, что и мы сейчас. И в новые времена политика, наверное, начала превращаться в шоу не с Гитлера, а откуда-то с английской Палаты общин. Просто потом эта спираль политических перфомансов стала раскручиваться всё быстрее - особенно в тех обществах, где по каким-то причинам прежде наблюдался дефицит публичной политики.

А насчёт нынешних СМИ - кто-то неглупый сказал, что если каждый день показывать людям по ящику лошадиную задницу, то люди за неё в конце концов и проголосуют. К этому можно добавить только, что эта же лошадиная задница имеет все шансы стать ещё и главным Кунстверком года за счёт голосов "пРинЦпиААльнА" не ходящих на выборы ))

Тогда человек со взглядами мог "мифологизироваться при жизни", даже отказавшись от публичной политики, "перфомансов" и продавливания своих идей (примеры по теме - Бетховен, Людвиг II и тот же Ницше). Но сейчас такой номер не пройдёт.
Да нет, почему, проходит такой номер. Селинджер, Пелевин, да вон и Триер уж три года как ушёл в затвор. Пару раз на чём-то хорошо поднявшись, кунствекр-мастер вполне может себе позволить такой нестандартный пиар или просто решить, что так оно спокойнее будет. И нормально этот способ продвижения работает - что раньше, что теперь - пользуются-то им действительно очень немногие, и уже поэтому они выделяются. Это если говорить практично и по-простому, ну а если чуть копнуть, то "мифологизация при жизни" происходит не с теми, кто имеет некие взгляды или создаёт некие Кунстверки. У Брежнева, наверное, были какие-то взгляды и правил он долго; Прокофьев создал кучу Кунстверков, в том числе и Универсальных. Однако этого недостаточно - человек и жизнью своей должен являть выражение некой ясно ощущаемой Универсальной Идеи. Вот тогда народ может его мифологизировать. "Одинокий художник, закрывшись от публики, творящий несмотря на..." - одна из таких идей, но, естественно, не самая общественно-полезная и популярная. Поэтому мифологизация по ней происходит весьма дозированно, и так оно в общем-то и всегда было..

тот же Гёте большую часть жизни провёл, состоя на государственной службе, но писал он отнюдь не для своих сослуживцев и вообще не про государство, и даже не про общество. Куда и когда делись такие люди?
И опять-таки - никуда они не делись. Чехов был врачом, Гумилёв - военным, Азимов - профессором-биохимиком, Гари - дипломатом. Все работали на государство, но писали при этом о другом. Такие люди наверняка будут возникать и впредь, просто это нетипичный, штучный товар, поэтому много их, конечно, никогда не будет.