Арии

Как обычно, когда проводятся какие-то конкретные опросы по вагнеровским произведениям или исполнителям, уже первое голосование по вагнеровским ариям вызвало вопросы "А где X?" и "Почему не включили Y?". Начало темы и её обсуждения можно посмотреть в заметке "Вагнер-видео", а здесь я ещё раз объясняю, что включить можно и X, и Y, и Z. Для этого нужно только как-то сообщить свои предложения не позднее 10 дней с момента начала опроса!

Все более поздние сообщения подобного рода отныне будут рассматриваться исключительно как интересные размышления на обсуждаемую тему, горячо приветствуемые администрацией сайта, однако ответа от неё не требующие. Чтобы все желающие предложить своих "кандидатов" могли сориентироваться заранее, напоминаю порядок и анонсирую предстоящие до Нового Года опросы.

  • Каждый неканикулярный (т.е. не летний) опрос проходит в течение месяца
  • В случае возникновения форс-мажоров и срочной необходимости провести внеочередное голосование, анонсированный заранее опрос может быть сокращён до 24 дней и разбит на две части – соответственно, до форс-мажора и после
  • Опрос о вагнеровских ариях для тенора стартовал у нас первого сентября – соответственно, все опросы в этом сезоне будут начинаться первого числа
  • В стандартных голосованиях могут принимать участие все пользователи, как зарегистрированные, так и незарегистрированные; опросы только для зарегистрированных пользователей будут анонсироваться заранее
  • В опросе не может быть более 12 вариантов ответов, поэтому каждый пользователь может внести только один вариант в опрос до того, как нужное количество будет набрано
  • В большинство опросов пользователи могут добавлять свои варианты ответов как до старта опроса, так и в течение 10 дней с момента его начала. Исключение – так называемые "концептуальные" опросы, не касающиеся конкретных произведений и персоналий. В их составлении, как и раньше, пользователи принимать участия не будут – только обсуждать, зато с великим простором для критики
  • Если предварительных пожеланий высказано не было, администрация резервирует как минимум три позиции для добавления в уже стартовавший опрос в течение 10 дней с момента его начала

До Нового Года мы планируем провести следующие опросы:
Ваша любимая вагнеровская ария для лирического сопрано – с 1 октября
Ваша любимая вагнеровская ария для драматического сопрано – с 1 ноября
Ваша любимая вагнеровская ария для баса, баритона – с 1 декабря

Комментарии по этой теме с предложениями и без пишем здесь. В первую очередь, естественно, предлагайте свои варианты в ближайший опрос – ну и обсуждайте текущий, конечно.

Обращение к старым пользователям bayreuth.ru

Уважаемые друзья! Нынешняя серия опросов по любимым ариям задумывалась в том числе и для того, чтобы посмотреть их корреляцию с любимыми операми. Такой опрос несколько лет назад проводился на bayreuth.ru. Но проблема в том, что тот сайт есть у нас лишь в виде сохранённой копии, он не рабочий, посмотреть там результаты опросов нельзя, а сама я помню только тогдашнюю первую тройку: "Валькирия" - "Тристан и Изольда" - "Парсифаль" (насчёт последнего, кстати, даже не уверена, что помню точно). Поэтому, если кто-то вдруг помнит лучше, пожалуйста, напишите, какие результаты тогда получились.

Теноры на рейде

Великолепный в своей графичности итог получился у нас по теноровым ариям! Такого ещё не было: 1 первое место, 2 вторых, 4 третьих - и далее никого, кроме "Других", по сумме оказавшихся на том же третьем месте. А выиграл опрос страстный и блистающий всеми гранями лирики и героики Зигмунд со своей жаждой меча, отца и любви. Мне вообще кажется, что ничего более красиво-тенорового, чем партия Зигмунда, не существует - не только у Вагнера, в принципе в опере. Ещё одна его ария из "Валькирии" разделила второе место с Лоэнгрином, так что и с чистой лирикой - в разных ипостасях - у Вагнера тоже всё в порядке. А вот героика и драма набрали поменьше голосов, но отчасти это действительно связано с трудностью выделения каких бы то ни было арий в "Тристане" и "Парсифале". Тут ещё за Зигфрида агитировали, что надо было отдать ему побольше места. Возможно, надо было, хотя... если и предположить, что все голоса из "Других" за него, первого Вельзунга он всё равно даже близко не достал бы. Только догнал бы Лоэнгрина - это при том, что у Зигфрида всё-таки две оперы, а у Лоэнгрина одна.

В продолжение разговора из первого поста этой темы - все опять засели в засаде, ни одного предложения по ариям для лирического сопрано не поступило. Впрочем, десять дней на корректировку списка у вас, дорогие товарищи, ещё есть. Сама я решила в этот раз вообще не мудрствовать лукаво, не пытаться соблюсти каких-то пропорций - вот, что в голову пришло, то и включила. Получилось у меня всего четыре героини - хотела ещё птичку из "Зигфрида" вписать, однако подумала, что народ меня не поймёт )) С Евой же я не стала париться не только потому, что эффектных арий у неё не вижу, но и из-за результатов предыдущего голосования - похоже, фанаты "Мастеров" тут просто не ходят. Но если вдруг - милости просим, ваши замечания в данном случае будут учтены в первую очередь.

Голосуем, комментируем, предлагаем! (пока можно ))

О сопрано

Вообще сложно у Вагнера выделять арии) Но я на первое место поставлю Schlussgesang Брюнхильды из "Гибели богов".

Вы имеете в виду финал

Вы имеете в виду финал "Гибели богов"? Он безусловно будет включён - только в следующий опрос, по ариям для драматического сопрано. Пока-то мы по лирическим сопрано голосуем, и именно их арии можно добавлять - ещё 9 дней )) Хотя предложения для последующих списков можно вносить и сейчас - вообще, чем раньше, тем лучше ))

Лирика

Да, "лирическое" я проглядел)

Вы правы, тут сложный вопрос, выбор действительно сравнительно узок. Недавно я обсуждал с подругой (у неё как раз лирическое сопрано), какую вагнеровскую арию она могла бы спеть. В общем-то вспомнили только всё левее перечисленное да партию Евы из квинтета в третьем акте "Мейстерзингеров".

Зарегистрированные

Зарегистрированные пользователи, кстати, могут переголосовать в опросе - если у них есть такое желание, разумеется.

Сопрановый клин

Итак, второй арио-опрос завершён – и во главе лирико-сопранового клина у нас правит яркая и, я бы даже сказала, не совсем лирическая Сента со своим пронзительным рассказом про Голландца. Но выбилась она туда не сразу, а в честном сражении с фантазийно-победительным «In Lichter Waffen Scheine» Эльзы. Не зря всё-таки Вагнер Эльзу из своих лирических героинь выделял как самую удачную и любимую. По сумме двух арий она превзошла всех – и Элизабет, чья проникновенная молитва заняла третье место в опросе, и Зиглинду, чья партия выглядит наиболее ровной, но – имхо – в первом акте «Валькирии» звучит чаще вариацией и отголоском Зигмунда, чем самостоятельной единицей.

В сущности, лирические сопрановые партии вообще никогда не были коньком Рихарда Вагнера – ну то есть по «гамбургскому счёту», если иметь в виду таких его соотечественников, как Моцарт и Штраус. Хотя, если не иметь, то всё отлично, и весьма своеобычно, красиво и различно – и даже эту не самую удачную вагнеровскую ипостась искать днём с огнём не приходится, как у некоторых других композиторов, которых некоторые нахваливают в некоторых комментах…)) Нет-нет, я ни в коем случае не намекаю, что нужно прекращать это делать – наоборот, нужно продолжать и поактивнее, тогда каждый в итоге сможет найти для себя что-то любопытное и поучительное. Вот мне, например, было бы любопытно и поучительно почитать в «Клубе», что люди думают о Лютославском, Скрябине, Хенце и Глассе, у которого я мало что слышала, но в одну из опер которого безответно влюблена.

Но это всё так, к слову – а по делу мы переходим в нашей ариозно-опросной серии к вагнеровским драматическим сопрано. И тут всё и очень просто и очень непросто одновременно. Потому что есть три безусловных лидера, у каждого из них есть по одному безусловному хиту – и по несколько эффектных выходов поменьше. Эти как бы второстепенные арии, с одной стороны, жалко упускать, но, с другой стороны, и довольно бесполезно включать в опрос, за исключением разве что Кундри, у которой хитовые куски более или менее равноценны. Возможно ли на фоне «Liebestod» выбрать какую-то другую арию Изольды, которая может сколь угодно нравиться сама по себе? Сперва я подумала, что нет, но потом… а почему, собственно, нет? Выбирать же предлагается не самую объективно сильную арию, но самую любимую. А это довольно иррациональная категория, и сама-то я, между прочим, хочу проголосовать не за явного фаворита – с чего мне, надо полагать, и пришли в голову все эти соображения. В общем, я решила всё-таки дать каждой из трёх вагнеровских драматических сестёр по две серёжки – и ещё одну Венере. В конце концов, должно же найтись ещё хоть сколько-то людей с нестандартными ушами и головами, и, может, они даже ещё что-то своё любимое нестандартное предложат – и тогда опрос получится действительно интересным.

Так что вперёд – предлагаем (до 10.11), обсуждаем, голосуем!

То ли на сайте что-то с

То ли на сайте что-то с поиском, то ли у вас в опросе ошибка, но арии Изольды "Den hab ich wohl vernommen" я не нашла. Это вообще которая имелась в виду? Где она рассказывает про то, как лечила Тристана, или где она уже с ним говорит? А то я проголосовала, а теперь чего-то сомневаюсь... :)

М-да, озадачили Вы меня

М-да, озадачили Вы меня немножко, уважаемая Софья - действительно простым поиском эта ария не находится. И тут я, к сожалению, ничего не могу поделать, я не программист и не понимаю, почему так происходит. Ошибки в опросе нет, и если посмотреть непосредственно в первом акте "Тристана", то там всё находится. Эта та ария, где Изольда рассказывает Брангене, как Тристан приплыл, она его лечила, потом признала, подняла меч, опустила и т.д. Лично мне она кажется лучшей из нескольких эффектных монологов Изольды в первом акте. Но если Вы не за неё хотели проголосовать, то можете переголосовать - зарегистрированным пользователям сделать это очень просто.

Кстати, ария Брюнхильды,

Кстати, ария Брюнхильды, сопровождающая апокалиптический финал Кольца, лучше узнается не по Wie Sonne lauter, a по первым словам: Starke Scheite schichetet mir dort под решительный маршеобразный лейтмотив, он повторяется еще после слов Ruhe, ruhe, du Gott. Так что голосуем за третью снизу!

Да, по большому счёту Вы

Да, по большому счёту Вы правы. Просто мне показалось, что и так она очень длинная, и я взяла средний вариант из тех разбивок, которые пришли в голову. Но, похоже, эта "серединка на половинку" всех только запутала. Так что я и в опросе поменяла по Вашему варианту.

Изобретённые Вагнером

Партии для драматического сопрано считаются невольным изобретением Рихарда Вагнера. До него никто не писал такой специфически сложной вокальной музыки, предполагающей сильные верхние ноты, меццо-звучность, перманентную мощь для сражения с целым оркестром и глубокую артистическую проработку. Вагнеровское драматическое сопрано – это фактически диагноз, означающий, что помимо Вагнера в репертуаре певицы вряд ли больше пяти-десяти ролей, а вообще-то многие обходятся и двумя-тремя. Потому что такая партия в «Тристане», «Кольце» или «Парсифале идёт за три в любой другой опере и на эти другие просто не остаётся сил.

Наиболее трудная из вагнеровских сопрановых партий, конечно, Брунгильда, если брать «Кольцо» в совокупности. Но наш опрос предсказуемо выиграла не её ария, а чудесный Liebestod Изольды – плывущая над временем и пространством музыка любви, одними своими фантастическими гармониями доказывающая, что невозможное возможно. Это единственный из предложенных и вообще один из немногих в оперной практике фрагментов, который иногда исполняется в концертах как отдельное симфоническое произведение, без вокала. Но если, слушая «Полёт валькирий» в какой-нибудь постановке, действительно часто думаешь «Лучше бы они вовсе не пели, чем так», то финал «Тристана и Изольды» с голосом звучит почти всегда лучше, даже если это не самый выдающийся голос. Качающаяся волнами мелодическая линия Изольды и волшебно прекрасна сама по себе, и настолько органично вписана в оркестровую ткань, что без неё эта музыка всё-таки сильно теряет.

Второе место занял первый выход Брунгильды в «Валькирии». Меня такой расклад, признаться, изумил – я предполагала видеть впереди не эту Брунгильду, хотя сама-то проголосовала за эту. И, что я могу сказать на сей счёт – да, эта ария совсем короткая, всего две минуты, и кроме ввода темы валькирий она, на первый взгляд, никакими особенными мелодическими находками не блистает. Однако она блистает другим – точностью и яркостью выражения идеи, и для «Валькирии» это своего рода квинтэссенция. Молодости и – если взять музыкально чуть шире, с начала второго акта – всякого духоподъёмного начала вообще. Собственно, эту арию не обязательно петь драматическим сопрано, она и на более лёгкий голос хорошо ложится, если он ясный и звонкий, и с оркестром там чрезмерно биться не нужно.

А вот финал «Гибели богов», занявший третье место, действительно прерогатива сильнейших вагнеровских драматических сопрано. По сути, это не одна ария, а несколько – подытожить «Кольцо» иначе было невозможно. В результате получилось очень красиво, идейно и драматично, но, наверное, несколько сложновато для восприятия именно как отдельной цельной арии. Поэтому за героический исход Брунгильды у нас проголосовали только самые правоверные и продвинутые вагнерианцы – зато дружно.

Венера и Кундри в тройку лидеров не вошли, но по несколько голосов всё же получили. И для небольшой арии Венеры это замечательный итог – ценители Вагнера с нестандартными ушами у нас таки нашлись. Однако столь неактивное голосование за Кундри оставило вопросы даже при том, что я не фанат «Парсифаля». Возможно, Вагнер всё-таки переборщил с отрицательной характеристикой этого персонажа, не знаю… Вообще результаты опроса можно посмотреть тут.

Касательно стартующего опроса по ариям для баритонов и бас-баритонов. Поначалу мне казалось, что результат его будет наиболее предсказуемым. Но после того, как в последнем опросе я угадала по факту только первое и последнее место, уже стало интересно: может, и здесь всё не так просто?.. Короче, опрос я усложнять не стала – всё-таки есть подозрение, что ни Закс, ни Гурнеманц, ни Генрих Птицелов не имеют в нём реальных шансов. Но если кому-то кого-то хочется включить, давайте говорите. Можно хоть их всех, хоть Альбериха, хоть Даланда дописать – кого скажете, чистые басы тоже сюда относятся. И вот ещё что: уже второй раз я, похоже, наступаю на одни и те же грабли с «Парсифалем». Поскольку мне он никак, не могу выбрать какую-то одну арию из двух. Поэтому, если кто для себя точно знает, что одна из них лучше другой, тоже выскажитесь, пожалуйста. Неважно, что субъективно – в данном случае как раз субъективной решительности и не хватает, чтобы не распылять зря голоса в пропорции 80 : 20. В общем, давайте свои мысли по добавлениям-исключениям, как обычно, до 10 числа – и, естественно, агитируем-голосуем-обсуждаем!

Закс

Думаю, "Wahn, Wahn, überall Wahn" должен непременно присутствовать. Всё-таки квинтэссенция вагнеровской философии жизни.

Я тоже думаю,что без

Я тоже думаю,что без заксовского Wahn никак. Я бы даже включила еще двух Заксов: Jerum! Jerum! и Verachtet mir die Meister nicht. Кроме того, как же без Альбериха? Без его проклятия, по меньшей мере (Bin ich nun frei?). Ну и конечно, Хаген: Hojho! Hojhohoho! А что, многовато будет?

Да не в том дело, что

Да не в том дело, что многовато. Просто - для начала - как-то сомнительно, что в присутствии Вольфрама, Вотана и Голландца тот же Хаген имеет реальные шансы на любимость. "Wahn" Закса я добавила - единственное, что меня при составлении опроса удержало, не очень любит наш народ "Мастеров" всё-таки. Но раз продвинутые граждане сказали "Мастер нужен", пожалуйста, он включён - голосуйте, кто хотел. Вообще же суть добавления вариантов - чтобы каждый мог дописать конкретно то, чего ему лично не хватает для нажимания кнопочки. Поэтому и правило такое, что каждый пользователь может добавить один вариант. Ваше желание поучаствовать в составлении опросов, уважаемая Multilingua, я оценила и намерена воспользоваться им буквально в следующий раз, потому как соратника мне сейчас, конечно, ощутимо не хватает )) Но с нынешним опросом могу лишь предложить компромисс, чтобы правил впрямую не нарушать. Включайте кого-нибудь одного дополнительно и кого-нибудь ещё вместо одного из Амфортасов - сами выберите какого. Насчёт "Jerum! Jerum" я, честно говоря, не поняла - это же припевка и арий там нет как таковых, но финальную речь Закса можно включить в принципе. Правда, если Вы это не конкретно для себя хотите сделать, мне кажется, бесполезно - всё-таки здесь "у нас" это не там "у вас" )) Касаемо Хагена - шутка его, конечно, прикольная, хотя и совсем махонькая... В общем, давайте сами выбирайте и включим, кого хотите. Эксперимент - дело по-любому хорошее ))

не очень любит наш народ

не очень любит наш народ "Мастеров" всё-таки
Скорее не знает...

За рамками индивидуализма

Арии, конечно, хорошо, но коллективные сцены тоже вниманием обходить не следует. Я бы предложил устроить опросы и по ним тоже, например, по дуэтам или хорам.

Хорошая мысль! Давайте прямо

Хорошая мысль! Давайте прямо с февраля и начнём. Сначала дуэты, потом хоры, а потом можно ещё и увертюры до кучи. Накидывайте пока, кто что хочет видеть в дуэтах и хорах.

не очень любит наш народ "Мастеров" всё-таки
Скорее не знает...
И это тоже. "Мейстерзингеры", что ни говори, самая патриотично-пропагандистская опера Вагнера. Поэтому её и ставят реже даже при том, что она комическая и вагнеровских супер-солистов, в общем-то, не требующая. Причём, насколько я понимаю, это и в Германии сейчас так. Раньше люди немножко по-другому патриотизм понимали, и пропаганда их всё-таки меньше коробила - и своя, и чужая. Но сейчас постановка "Мейстерзингеров" при их повышенной продолжительности - дело, конечно, рисковое. Гергиев вот собирался-собирался, однако, похоже, так и не собрался - ушёл во французскую тему ))

Всё-таки патриотизм в

Всё-таки патриотизм в "Мейстерзингерах" - фоновый элемент. Опера совсем не об этом.

Касательно продолжительности, то, как говорил Гершкович, это не у Вагнера длинноты, а у слушателей краткости) Тем более что музыкальный язык в "Мейстерзингерах", пожалуй, наиболее доступный для слушателя, не привыкшего к вагнеровскому стилю.

Накидывайте пока, кто что хочет видеть в дуэтах и хорах.

Выступлю скромным застрельщиком и предложу любовные дуэты из "Тристана" и "Валькирии", а для хоров - выход рыцарей Грааля в первом акте "Парсифаля".

Ок, но давайте уточним. Во

Ок, но давайте уточним. Во втором акте "Тристана", например, два дуэта, разбитых "Habet acht" Брангены. Вы предлагаете все формальности отставить, про Брангену забыть и считать их за один, так?

Ну если так, то предлагаю

Ну если так, то предлагаю "Bin ich nun frei?" Альбериха из "Золота Рейна" дополнительно к списку. Но и Хаген мне дорог. Поэтому вместо "Ja - Wehe! Wehe!" Амфортаса можно включить "Hier sitz' ich zur Wacht" Хагена, "Гибель богов", акт 1, это самый конец 2-й сцены. (В шансах на любимость его "Hojho!" у меня никаких сомнений не было, просто это больше просится в коллективный эпизод. Так же как и заксовская башмачная версия библейского эпизода с припевом "Jerum!")

Хоровые эпизоды

Вот список моих предложений:

1. "Steuermann, laßt die Wacht!" (Летучий Голландец, акт 3)
2. "Beglückt darf nun dich, o Heimat, ich schauen" (Таннгейзер, акт 3)
3. "Treulich geführt ziehet dahin" (Лоэнгрин, акт 3)
4. "Ehrt eure deutschen Meister" (Нюрнбергские мейстерзингеры, акт 3)
5. "Geleiten wir im bergenden Schrein" (Парсифаль, акт 3; это плюс к уже предложенному и совершенно необходимому первому выходу рыцарей Грааля из 1-го акта)

Это чисто хоровые эпизоды; конечно, хотелось бы и смешанные для соло и хора, как уже упомянутое "Hojho!" Хагена, или сцена с девушками-цветами в Парсифале, и т.д. А ведь можно еще выделить дуэты, трио, квартеты, в общем, при желании можно раскромсать целое и неделимое Gesamtkunstwerk на разные геометр.фигуры. Уши разбегаются. Но все равно немного совестно.

Да ладно, мы тут сховаемся за

Да ладно, мы тут сховаемся за плинтусом - никто нас не заметит ))
Хагена и Альбериха я добавила, как сказали. Про дуэты уважаемый Sejmur Schachinoghlu уже даже внёс свои предложения, и можно добавлять ещё. Трио, квартеты, квинтеты и т.п. я предлагаю слить все вместе в ансамбли - и по ним тоже можно вносить предложения. И по сценам для хора и солистов тоже можно, только я не могу сообразить: они вот так и называются или есть какое-то более короткое общее название?..

Хоров мы вашими стараниями, дорогие друзья, уже набрали 6 штук. При том, что я считаю хоры из вторых актов "Тангейзера" и "Лоэгрина" тоже весьма желательными, это уже 8. Да и из "Голландца" можно бы включить и девушек, и голландцев - впрочем, на голландцах настаивать не буду, можно их и не включать... И насчёт "Мастеров" всё-таки хочу спросить Вас, уважаемая Multilingua. А обязательно ли вносить патетический хор из финала, когда есть такое симпатичное состязание цеховых хоров в начале этой сцены? Можно в принципе оба оставить, но тогда всё, добавки заканчиваем, и пусть у нас этот опрос идёт первым в этой серии с февраля.

И все-таки не хотелось бы

И все-таки не хотелось бы жертвовать хором из 2 акта "Тангейзера". Что же касается девушек за прялками, голландцев или, скажем, тангейзеровских пилигримов - а может, потом затеять опрос "любимый вагнеровский оперный хит", набрав позиции из тех номеров, которые на слуху как "популярная классика"? Или такое голосование уже проводилось?

Мне понравилось предложение

Мне понравилось предложение насчет хитов. Ведь действительно, некоторые эпизоды уж очень на слуху, например, свадебный хор или хор пилигримов. Так что их можно отдельно. Заодно можно будет, наверное, почитав предложения, сравнить представления разных людей о "хитовости" и позабавиться. А насчет того, какой хор из последнего акта "Мастеров" включать, так даже и не знаю. Перекличку цехов я очень люблю, как люблю и перекличку матросов с голландцами. Я просто исходила из принципа "один хор" или "несколько хоров, одна тема".

И еще о Мастерах

И это тоже. "Мейстерзингеры", что ни говори, самая патриотично-пропагандистская опера Вагнера. Поэтому её и ставят реже даже при том, что она комическая и вагнеровских супер-солистов, в общем-то, не требующая. Причём, насколько я понимаю, это и в Германии сейчас так.

Да, Мейстерзингеров меньше ставят, гораздо меньше.

Всё-таки патриотизм в "Мейстерзингерах" - фоновый элемент. Опера совсем не об этом.
Касательно продолжительности, то, как говорил Гершкович, это не у Вагнера длинноты, а у слушателей краткости) Тем более что музыкальный язык в "Мейстерзингерах", пожалуй, наиболее доступный для слушателя, не привыкшего к вагнеровскому стилю.

Я бы сказала, что опера и об этом тоже. Ведь если речь идет о том, что такое настоящее искусство, т.е. о конфликте и примирении традиции и новаторства, то патриотизм в опере проступает и выступает по ту сторону баррикады, где находится традиция.

А обязательно ли вносить патетический хор из финала

Зато побыть среди публики после представления, после этого самого патетического всеобщего хора - само по себе удовольствие. Но это уже давно отклонение от темы, а вот где бы нам эту дискуссию насчет Мейстерзингеров продолжить?

Мастера и хоры

Тема создана здесь, непосредственно в "Нюрнбергских мейстерзингерах".

Об опросах
Ок, предложение уважаемой Olga о хитах принято. Но мне кажется, что такой опрос нужно провести последним в этой серии - это и логично, и составить его, возможно, будет проще, видя результаты предыдущих. И получается у нас примерно такая картина (извиняюсь, не буду сейчас лазить по текстам, где их уже не вписал кто-то другой )) - просто обозначу, чтобы было понятно):

Хоры (февраль)
1. Хор девушек (Летучий Голландец, акт 2)
2. "Steuermann, laßt die Wacht!" (Летучий Голландец, акт 3)
3. Хор гостей (Таннгейзер, акт 2)
4. "Beglückt darf nun dich, o Heimat, ich schauen" (Таннгейзер, акт 3)
5. Проход Эльзы (Лоэнгрин, акт 2)
6. "Treulich geführt ziehet dahin" (Лоэнгрин, акт 3)
7. "Ehrt eure deutschen Meister" (Нюрнбергские мейстерзингеры, акт 3)
8. Выход рыцарей (Парсифаль, акт 1)
9. "Geleiten wir im bergenden Schrein" (Парсифаль, акт 3)

Дуэты (март)
Валькирия, акт 1
Тристан и Изольда, акт 2 (кстати, напоминаю предложившему это уважаемому Sejmur Schachinoghlu, что пока он так и не прояснил свою позицию - это один дуэт или два)

Ансамбли (апрель)
Закс, Бекмессер, Ева, Вальтер (Мейстерзингеры, акт 2)

Хоры и солисты (май)
Хаген и хор (Гибель богов, акт 2)
Девушки-цветы (Парсифаль, акт 2)

Увертюры и прелюдии (июнь)
Хиты (июль-август)

Насчёт принципа "один номер в опросе - один хор" - это вообще-то правильно. Не попадают у нас таким образом, к сожалению, в опрос цеховые хоры из "Мастеров" - ну ладно, бог с ними. Но насчёт голландцев, кстати говоря, никто же не запрещает голосовать за эту сцену как за цельную "норвежцы + голландцы". Так что тут каждый может сам за себя решить. Мы, по-моему, и так достаточно облегчаем работу здешним вагнероведам грядущих поколений )), чтобы прямо до тонкостей прописывать, что где имелось в виду. Хотя опрос об ансамблях в этом смысле выглядит пугающе - там пояснения придётся давать в любом случае, и это будет та ещё простыня... В общем, накидывайте потихоньку, кто ещё что хочет видеть - лучше, конечно, сразу со словами ))

И очень удачно Вы, уважаемая Multilingua, включили Хагена в текущий опрос - кто бы мог подумать - за него аж из Якутска проголосовали! (ну то есть, если не предполагать, что кто-то хитрит с прокси, но мы этого о наших пользователях, конечно, не предполагаем ))

кстати, напоминаю

кстати, напоминаю предложившему это уважаемому Sejmur Schachinoghlu, что пока он так и не прояснил свою позицию - это один дуэт или два

Я как-то не склонен делить дуэт Тристана и Изольды, поэтому склоняюсь к варианту, что дуэт таки один.

Бас-финал

Опрос о вагнеровских ариях для (бас) баритонов предсказуемо и законно выиграл катарсис Вотана из «Валькирии». В первый и в последний раз за всю тетралогию главный бог говорит о любви. Прощание с дочерью – лучшей частью его самого и поднявшейся сердцем выше, чем он – врывается в сюжет, когда кажется, что у Брунгильды так ничего и не получится объяснить своему уязвлённому властному папаше. Но Вотан неожиданно понимает – и в этот момент он велик и человечен, как никогда. Вся эта сцена – исключительное изобретение Вагнера, в первоисточниках на неё нет ни намёка. И это действительно магнетическая музыка – взмывающее ввысь «Leb wohl», высокие причитания любовной гордости в переливах оркестра, трогательно затихающее прощание и прозрение-обещание о том, кто придёт и как будет. Ария трудная, требующая недюжинно и силы, и диапазона, и тонкой выразительности. Хоттер, Лондон, Стюарт, Моррис, Терфель – по гамбургскому счёту негусто получается за полвека, практически по одному Вотану в десятилетие. Зато какие это были Вотаны и как они пели своё Прощанье!.. Как-то раз, в поисках одного раритета, обратила внимание, что в старых довоенных и сразу-послевоенных сборниках эта ария зачастую вообще отсутствует. Не понимать, что она волшебно хороша, невозможно – значит, просто не брались за неё многие даже признанные в то время певцы. Так что прогресс в деле разжигания вагнеровского магического огня всё-таки идёт.

Голландец и Вольфрам поделили второе место. Трагический рассказ про себя и лирический романс про Неё оказались равно привлекательны для вагнерианцев. Голландец – альтер эго автора, и несмотря на его творческую молодость выходная ария героя уже типично вагнеровская – драматичная, эффектная и прекрасно оркестрованная. Романс Вольфрама, напротив, фактически вставной – просто очень красивая песня с мягким аккомпанементом, которую хочется петь без всякой ассоциации с персонажем. В каком-то смысле даже жаль, что после «Лоэнгрина» вставки такого рода были Вагнером отменены, хотя, конечно, бой против самоцельной хитовости – дело для художника совершенно понятное. Голландец, кстати, ещё одна коронная роль для вагнеровских бас-баритонов. А вот партия Вольфрама чисто баритональная, и «Вечернюю звезду» иногда хорошо поют певцы отнюдь не вагнеровские.

Порадовал подобравшийся вплотную к записным лидерам Хаген, занявший третье место с «Hier sitz' ich zur Wacht». Заложник крови (каковым, видимо, слегка ощущал себя и сам Вагнер) в этот момент честно охраняет имущество Гунтера. В процессе охранения Хаген высказывается об экспедиции новоявленных братьев, о людской беззаботности и обозначает начавшуюся интригу по добыванию Кольца. Не в пример Альбериху и Гунтеру Вагнер наделил этого героя достоинством и смелостью, и не в пример Хагену из «Песни о нибелунгах» вагнеровский Хаген не жаден, не повёрнут на своей крутизне и, как выясняется, даже умеет шутить. Ему просто не повезло: он родился не на той стороне. Сама ария достаточно короткая, мелодически и по построению напоминающая больше не выступления Альбериха, а рассказы Вотана с переплетением разных лейтмотивов «Кольца», только с намного более современно-концентрированным текстом. Сцена у Гибихунгов говорила о тайном знании, выдержке и политичности Хагена, теперь же нужно буквально за тридцать слов всё это объяснить и создать очень специфический, сильный характер без злобности злого и без вины виноватого – что ни говори, нетипичная задача для вагнеровского певца.

Сразу следом за Хагеном расположился отец его Альберих с сюжетообразующим проклятием Кольца. Дальше с такими же небольшими разрывами выстроились остальные бас-баритональные арии. Свои горячие почитатели нашлись и у мучающегося раной и гордостью Амфортаса, и у трогательно-достойного в своей печали Марка, и у Закса с его концептуальной речью об абсурде. Все арии и герои совершенно и восхитительно разные – в этом опросе было и много из кого выбрать, и выбраны были все.

Статистика

Наверное, рано ещё подводить итоги, раз мы решили «разложение Гезамткунстверка на компоненты» продолжить. Тем не менее, дам промежуточные результаты. Методология подсчёта простейшая: в каждом опросе по ариям первые три места ранжируются в обратном порядке (за первое место – 3 балла, за второе – 2 балла, за третье – 1 балл) и суммируются по операм. И получается у нас покамест вот что:

1. «Валькирия» – 9
2. «Летучий Голландец» – 5
3. «Лоэнгрин» – 4
4. «Тангейзер» – 4
5. «Тристан и Изольда» – 4
6. «Гибель богов» – 2
7. «Зигфрид» – 1
8. «Парсифаль» – 1

С «Валькирией» всё понятно, этот результат предсказуемо коррелирует с любимой оперой большинства вагнерианцев. А вот с остальными любимыми интересно. «Тристан и Изольда» действительно оказалась «слабо разложимым кунстверком» – в районе четвёртого по ариям и весьма сомнительные перспективы в остальных номинациях, ибо ни хоров, ни ансамблей там практически нет: Насчёт «Парсифаля» я оговаривалась, что не помню точно, он ли был на третьем месте в голосовании о любимых операх на старом сайте – и пока выходит, что это был не он. Из набравших больше него однозначно это были не «Лоэнгрин» и не «Тангейзер». А вот «Гибель богов» или «Летучий Голландец» – вполне возможно... С другой стороны, подумалось мне: ведь по-хорошему тот шестилетней давности результат тоже нужно переголосовать – состав участников по сравнению со старым сайтом качественно изменился. Не исключено, что кроме «Валькирии» итоги по операм получатся вообще немного другими и более логично соотнесутся с компонентами.

Но это в любом случае дело будущего, а пока мы с воскресенья переходим ко второй серии «компонентных» опросов и начинаем с хоров. Тема под эту серию будет создана новая, чтобы не путаться, а то здесь уже и так много всего.

Ой, только сейчас обратила

Ой, только сейчас обратила внимание, что в качестве хора из 2-го акта Тангейзера предложен "Хор гостей". А я-то все время, когда упоминали 2-ой акт, была уверена, что речь идет о финале - моя любимая сцена! Хотя, возможно, она должна проходить в рубрике "Хоры + солисты". Поскольку чисто хоровой комплект для голосования уже набран, предлагаю финал 2-го акта Тангейзера в майский опрос (Mit ihnen sollst du wallen).

По дуэтам - просто, как тут уже писали, "уши разбегаются", в одном Голландце целых 3 моих любимых :-). По крайней мере один дуэт Голландца с Даландом из 1-го акта нужен обязательно, даже не знаю, какой лучше, оба хороши ("Wie? Hör ich recht? Mein Tochter sein Weib?" и "Wenn aus der Qualen Schreckgewalten"). Наверное, второй. И, конечно, большой дуэт с Сентой из 2-го акта (Wie aus der Ferne längst vergang'ner Zeiten) - он, конечно, по сути тоже распадается минимум на три, но они ничем не разделены, так что вполне можно за один считать.

Всё добавила, как заказывали,

Всё добавила, как заказывали, только это уже в новой теме "Хоры, ансамбли, увертюры".