Фестиваль

Байройтский фестиваль (Bayreuther Festspiele) — ежегодный фестиваль, на котором исполняются музыкальные драмы Рихарда Вагнера, основанный самим композитором. Проводится в конце июля – августе в баварском городе Байройте в специально построенном для этого театре. Театр перед началом спектакляДо последнего времени попасть на фестиваль простому человеку было чрезвычайно трудно. Приходилось настойчиво, из года в год повторять заказ билета – вероятность получить его в течение трёх лет была около 30%, а о стопроцентной не шло речи и после десятилетнего стояния в очереди. Число желающих приобщиться к байройтскому действу на порядок превышало количество продаваемых билетов. Как вариант можно было воспользоваться услугами спекулянтов, неизбежно возникающих при подобном раскладе. Однако байройтские билетные дельцы были немногочисленны, и благодаря этому держали цены от пяти до десяти тысяч евро за место. Притом билеты эти именные, обеспечивавшие раскошелившемуся неофиту дополнительный мандраж на всё время до непосредственного попадания на заветную территорию. Паспорта обычно не проверяли, однако гарантий и страховок никто никому не давал – редко, но бывало всякое.

Тем же, у кого обошлось без форс-мажоров, предстояло просидеть несколько часов в вечернем наряде на неудобном жёстком кресле, в довольно душном зале, без привычной программки с синопсисом и либретто – внимая и далеко не всё понимая. Преимущественно постмодернистская и преимущественно специфически немецкая, не всегда доходчивая до наших соотечественников режиссура у многих оставляла вопросы и недоумения. Впрочем, она, конечно, не могла затмить общей атмосферы вагнеровского священнодействия, создаваемой самим театром на зелёном холме, а также его прекрасными оркестром и хором.

Кардинально ситуация демократизировалась лишь в последние годы. Фестиваль был продлён до месяца, а билеты стало возможно приобрести через интернет. Существовавшей очереди это не отменило, в назначенный день на онлайн-продажу выставляется лишь часть мест, сервер виснет из-за наплыва желающих, однако это вполне реальный шанс выцарапать-таки заветный билетик. Особенно, если не рваться на премьеру года и удовольствоваться какой-нибудь не самой удачной постановкой прошлых лет. Прогресс дошёл до того, что билеты на такие не самые удачные постановки иногда бывают доступны даже и на следующий день. Основной совет уже образовавшихся "бывалых" по части байройтских интернет-закупок - концентрация и ещё раз концентрация. Не распыляться, давить одну чётко выбранную оперу, не смущаться зависаниями сервера - и будет вам счастье и пропуск в вагнерианский рай по закону и по номиналу с двумя нулями.

История, начало.

Первый байрейтский фестиваль открылся 13 августа 1876 года, на нём состоялась премьера полного цикла «Кольцо Нибелунга». Однако творческий успех обернулся финансовым провалом. Следующий фестиваль был проведён лишь в 1882 году, хотя Вагнер изначально мыслил своё торжество как ежегодное. На втором фестивале был показан «Парсифаль», написанный композитором специально для нового театра, с учётом его акустики и технических возможностей .

После смерти Рихарда Вагнера руководство перешло к его жене Козиме. Она поставила фестиваль на более или менее твёрдые коммерческие рельсы и сделала Байрейт не только Меккой для музыкантов и почитателей Вагнера, но и обязательным местом сбора немецкой светско-политической элиты. Пели на фестивале поначалу исключительно немецкие (или во всяком случае немецкоговорящие) певцы. Однако уже в 1904 года в балетной сцене «Тангейзера» принимала участие, например, знаменитая танцовщица Айседора Дункан, а автором эскизов костюмов и декораций к постановке «Парсифаля» был русский художник Павел Жуковский (сын поэта В. А. Жуковского, познакомившийся и сблизившийся с Рихардом Вагнером в последние годы его жизни).

Зигфрид - Лауриц Мельхиор, 1932
В 1908 году предприятие возглавил сын Рихарда и Козимы, Зигфрид. В юности он успел поучиться не только музыке, но и архитектуре. Правда, в итоге небесталанный наследник великого отца всё-таки стал композитором, а до официального принятия руководства фестивалем уже успел поучаствовать в нём в качестве дирижёра и режиссёра. За время своего байрейтского главенства «музыкальный архитектор», помимо хорошего дирижирования, сильно продвинул сценографическую сторону дела, используя в постановках особую сценическую технику и освещение, весьма новаторские для того времени. И, что не менее важно, Зигфрид привлёк к выступлениям на фестивале своего друга, Лаурица Мельхиора – первого вагнеровского героического тенора мирового масштаба.

Зигфрид Вагнер умер в 1930 году. С этого момента до 1944 года семейным бизнесом заведовала его жена Винифред. Будучи англичанкой по рождению и немецкой нацисткой по убеждениям, она политизировала фестиваль в соответствии со своими воззрениями. С другой стороны, именно в это время там начали выступать такие звёзды, как Макс Лоренц, Кирстен Флагстад и Фрида Ляйдер, а дирижировали Рихард Штраус, Артуро Тосканини и Вильгельм Фуртвенглер. Несмотря на все старания этого поколения вагнеровских наследников, надо сказать, что в их время фестиваль на самом деле ещё не был чётко работающей машиной. Проводился он не каждый год, да и количество постановок сильно варьировалось – иногда получалось сделать несколько опер, а иногда лишь одну.

Новейшая история, продолжение.

После разгрома гитлеровской Германии дискредитировавшее себя мероприятие, естественно, было прикрыто союзниками. Лишь в 1951 году, пройдя через долгие политические дебаты с припоминанием старых грехов, фестиваль возобновил свою работу – и с тех пор стал проводиться ежегодно. Руководить предприятием были поставлены сыновья Зигфрида и отправленной в отставку Винифред, Виланд и Вольфганг Вагнеры. Особенно прославился своими постановками Виланд Вагнер, быстро снявший с Байройта поналипшие нацистские клейма и введший даже специальное понятие «Нового байройтского стиля». Этот модернистский, тяготевший к сценическому минимализму стиль акцентировал внутренние психологические драмы героев, что требовало от исполнителей не только великолепного вокала, но и оригинальной актёрской игры. В это время здесь выступали ведущие вагнеровские певцы: Биргит Нильссон, Марта Мёдль, Астрид Варнай, Криста Людвиг, Ханс Хоттер, Джордж Лондон, Вольфганг Виндгассен, Йозеф Грайндль, Людвиг Зютхаус. И дирижировали этими представлениями тоже вагнерианцы высшей пробы – Ханс Кнапертсбуш, Йозеф Кайлберт, Рудольф Кемпе, Карл Бём.

После смерти Виланда Вагнера в 1966 году фестиваль долгие годы единолично возглавлял его брат Вольфганг. «Новый байройтский стиль» продолжал жить, однако всё чаще уходил в игру на злободневных деталях. С другой стороны, символистские и вневременные по сути концепты тоже создавались – и порой оказывались чем-то большим, чем просто провокационные постановки отдельно взятого фестиваля. Вызвавшая столько шума в 1976 году дегероизационная постановка «Кольца столетия» Патриса Шеро под музыкальным руководством Пьера Булеза через два десятилетия стала восприниматься нормой, как раз определяющей, до каких пределов режиссёр может идти абсолютно безбоязненно. С третьей стороны, в 70-80 годы прошлого века в Байройте ставились и сугубо традиционалистские «Мейстерзингеры» и «Лоэнгрины» без намёка на актуальные веяния. В итоге говорить о каком-то внятном лице фестиваля стало вообще едва ли возможно – скорее это напоминало политику обычного репертуарного театра, полагающего зацепить побольше всевозможной публики формальным стилистическим разнообразием.

С начала девяностых годов видимым образом начал меняться и расклад с солистами. Не всем удавалось найти общий язык с байройтским патриархом Вольфгангом Вагнером. Многие исполнители разрывали отношения с фестивалем, отпев там лишь пару сезонов, и такие истории перестали быть чем-то из ряда вон выходящим. Обусловлены они были, конечно, не только творческими разногласиями и патриаршим норовом, но и изменившейся экономической ситуацией. В общем смысле она стала более нормальной – большому вагнеровскому певцу уже не обязательно было выступать исключительно в германско-саксонском трансатлантическом треугольнике, оперные площадки второго-третьего десятка теснили первый активно и успешно. Привыкшая к монопольному положению вагнеровская цитадель оказалась к такому повороту явно не готова. В результате, например, лучшие и наиболее востребованные сегодня Брунгильды – Нина Штемме и Ирэн Теорин – никогда этой партии в Байройте не исполняли, ограничиваясь эпизодическими Изольдами. Ни Джеймс Моррис, ни Брин Терфель не пели в Байройте вообще, Рене Папе – только Фазольта в «Золоте Рейна» в конце девяностых. Таким образом, в силу различных обстоятельств байройтские постановки не то чтобы вовсе отошли в вагнерианском мире на второй план, но перестали быть как традиционно-эталонными, так и новаторски-актуальными.

Катарина Вагнер и Ева Вагнер-Паскье
Словом, к началу 21 века к Вольфгангу Вагнеру накопилось уже слишком много претензий – да и то сказать, уходил он, конечно, очень долго и подковёрную борьбу спровоцировал нешуточную. Однако последнее его серьёзное кадровое решение было большой удачей. Традиционно главным дирижером фестиваля становится дирижер «Кольца нибелунга», и приглашение одного из самых ярких музыкантов тогдашнего "младшего поколения", Кристиана Тилеманна – сперва на «Мейстерзингеров» и Парсифаля», а затем и на «Кольцо» – сняло напряжённость, несколько лет царившую в Байройте и по этой части после ухода Баренбойма и Ливайна. Для Тилеманна вагнеровский фестиваль стал не просто одной из ступеней карьеры – это была его миссия и большая любовь. Его байройтские представления – изысканные, экстатические и вместе с тем величественные – сделали его мировой звездой, а фестивалю вернули славу первого среди лучших по крайней мере по части оркестровых интерпретаций Вагнера.

Впрочем, хотя контракт Тилеманна с фестивалем не закончен и едва ли стороны захотят разрушить столь счастливо сложившийся симбиоз, «Кольцом» 2013 года он дирижировать не будет. Нынешние руководители фестиваля – Катарина Вагнер и Ева Вагнер-Паскье – остановили свой выбор на новой восходящей звезде, Кирилле Петренко, который вместе с известным радикальным режиссёром Франком Касторфом представит публике новое байройтское «Кольцо нибелунга». Не менее радикальным стал и выбор солистов для этой постановки – минимум известных имён, максимум интриги и рисковой экспериментальности. И можно не сомневаться, что, каков бы ни был результат, свою долю жарких дискуссий и ломания копий эта постановка получит – просто потому что это Байройт, это «Кольцо» и это юбилейный вагнеровский 2013 год.