Биргит Нильссон – шведская певица, драматическое сопрано с уникальным по силе голосом, особенно блиставшем кристальной чистотой в верхнем регистре. Самая знаменитая исполнительница большинства вагнеровских партий с середины пятидесятых до начала восьмидесятых годов двадцатого века. Также успешно выступала в операх Рихарда Штрауса, Верди и Пуччини (у этого композитора её коронной ролью была, естественно, не Тоска, а Турандот). Марта Биргит Нильссон родилась 17 мая 1918 года в семье фермеров в Вестра Каруп на юге Швеции. (Фамилия её отца, Нильса, была вообще-то Свенсон, так что «Нильссон» это по-нашему скорее отчество, но таков был шведский порядок). С раннего детства Биргит любила возиться с игрушечным пианино и петь. Ее вокальный талант первым заметил хормейстер церковного хора, посоветовавший заняться пением всерьёз. Отец, поначалу гордясь юной певуньей, был, однако, против желания Биргит стать профессиональной певицей. Но мать поддержала её и дала денег на обучение, не забывая, впрочем, напоминать дочери твёрдо стоять на земле. И действительно, крепкая крестьянская закваска, несмотря ни на что, сохранилась в Биргит в течение всей её головокружительной карьеры. Сперва она училась в Бастаде, а с 1941 года – в Королевской академии музыки в Стокгольме. Однако Нильссон была невысокого мнения о своих учителях и всегда считала себя самоучкой. В конце обучения, в 1945 году, она познакомилась со студентом-ветеринаром Бертилом Никлассоном. Через три года они поженились и прожили в любви и согласии до самой смерти Биргит, хотя три четверти жизни певица проводила в отъездах, а ветеринарный врач мог сопровождать её очень редко. В 1946 году Нильссон дебютировала в Королевском оперном театре в Стокгольме на замене в веберовском «Волшебном стрелке». Дирижёру она не понравилась настолько, что даже подумывала о самоубийстве после спектакля. Однако уже в следующем году появился другой дирижёр, Фриц Буш, и взял её под своё крыло. За четыре года в Стокгольме Нильссон сумела освоить весьма широкий лирико-драматический репертуар – Донну Анну (Моцарта), Леди Макбет и Аиду (Верди), Лизу (Чайковского), Тоску (Пуччини), Сенту и Зиглинду (Вагнера), Маршальшу (Р. Штрауса). По тогдашней традиции всё это пелось, естественно, на шведском. Но так или иначе, а исполнение столь различных партий, конечно, сильно обогатило молодую певицу как в вокальном, так и в драматическом отношении. С помощью того же Буша Биргит с успехом выступила в 1951 году на Глайндборнском фестивале в «Идоменее» Моцарта. Однако поворотным пунктом в её карьере стал дебют в 1953 году в Венской Штатсопер, где она появлялась затем регулярно в разных партиях в течение 26 лет – всего таких выступлений было 232. В 1954 году последовал дебют в «Лоэнгрине» в Байройте и первая нильссоновская Брунгильда в «Кольце нибелунга» в Мюнхенской Штатсопер. Сотрудничество с этими театрами также продлилось долгие годы – Нильссон перепела там там практически весь вагнеровский репертуар, хотя и мало что кроме этого. Зато в Ла Скала в 1958 году ей было доверено открытие сезона с главной партией в «Турандот» Пуччини, которая стала её коронной ролью, наряду с вагнеровскими Брунгильдой и Изольдой. Действительно, эта не очень большая, но требующая чрезвычайно сильного голоса роль подходила певице как нельзя лучше. С годами Нильссон только усовершенствовалась в ней, оставив позади большинство тогдашних итальянских исполнительниц этой партии и соперничая по популярности в ней разве что с Каллас и Тебальди. Более спорными и отдающими «демоническим упрощением» являются её трактовки героинь, подобных Тоске (Пуччини), Леоноре (Бетховена) или Саломее (Р. Штрауса), где требуется всё-таки побольше лиризма и кошачьей мягкости, чем ослепительной яркости в верхнем регистре и великолепного стального напора. Однако и такие партии в исполнении Нильссон находили множество поклоников, и она продолжала петь их в течение всей своей карьеры. Её американский дебют состоялся в 1956 году в Сан-Франциско с «Валькирией» Вагнера. Главную тогдашнюю оперную сцену мира, ньюйоркскую «Метрополитен», Нильссон покорила в 1959 году как Изольда. Эта площадка, наряду с Веной, стала основной для певицы на два десятилетия. Правда, в середине семидесятых американская карьера Нильссон была прервана на три года из-за претензий американской налоговой службы, но после энного количества переговоров график выплат был составлен, публика вновь получила свою любимицу, а критики подтвердили, что трубный глас Брунгильды на месте и ещё очень далёк от фазаньего. Всего Нильссон выступила в «Метрополитен» 223 раза. Кроме своих знаменитых Изольд, Брунгильд и Турандот, она к восторгу зрителей спела одновременно Элизабет и Венеру в «Тангейзере» Вагнера. Из остального её репертуара в Мет можно отметить Аиду и Леди Макбет (Верди), Фрау Дайер, Саломею и Электру (Штрауса), Тоску и Леонору. При своём более чем плотном американско-венско-байройтском графике Биргит Нильсон гастролировала не так уж много, однако выступала и в Лондоне, и в Париже, и в Берлине, и в Токио, и в Буэнос-Айресе, и в Сиднее, и в Москве – в основном со своим обычным оперным репертуаром. Хотя певице не был чужд и здоровый патриотизм: в концертах она исполняла также малоизвестные песни и романсы своих соотечественников, Я. Сибелиуса и В. Стенхаммара. О взаимоотношениях примадонны с дирижёрами и коллегами по сцене сложено множество легенд – большей частью, не самого комплиментарного для певицы свойства. Правда, такие деятели, как Караян, Шолти или певец Франко Корелли, тоже были, мягко говоря, не ангелами, и ядовитый сарказм Нильссон в их отношении отнюдь не выглядит таким уж чрезмерным. Что интересно, с лучшими своими партнёрами по вагнеровским постановкам – тенорами Виндгассеном, Томасом и Викерсом – Нильссон и вовсе умудрялась не ссориться, хотя, например, с последним это было бы не просто, а очень просто: у знаменитого баптиста-вагнерианца тоже был тот ещё характер. Однако он сам считал Биргит лучшей вагнеровской певицей своего времени (см. ниже картинку 4: Викерс и Нильссон – Тристан и Изольда). Она же, поначалу недовольная тем, что из-за акустических требований Метрополитен-опера вынуждена была сменить Виндгассена на другого партнёра, тем не менее быстро признала в нём равного – а львы, случайно встречаясь в саванне, как известно, не тратят времени на выяснение отношений, кругом достаточно другой дичи. Нильсон стала одной из самых высокооплачиваемых певиц своего времени, и причиной тому были не только её редкостный голос, техника и работоспособность, но и удивительная коммерческая сметка. Вот с кем с кем, а с импресарио при заключении контрактов она была предельно корректна – никаких истерик, никакого ехидства, только мягкое уклончивое «может быть» ровно до тех пор, пока ей не предлагали столько и тогда, сколько и когда она считала нужным. Прима была весьма проницательной бизнесвумен и точно определяла для себя, с чем стоит поторопиться, а с кем можно и подождать. Никогда не стеснялась она и прямо высказываться по этому поводу. Когда однажды её спросили о любимой роли, ответ был: «Изольда сделала меня знаменитой, Турандот сделала меня богатой». А когда многолетний директор «Мет» Рудольф Бинг как-то выразил озабоченность, не трудно ли ей, Биргит недвусмысленно развеяла его опасения: «Вовсе нет, - сказала она. – Вы кладёте достаточно денег – и прекрасный голос выходит сам собой». Она действительно крепко стояла на земле – и благодаря этому был образован «Фонд Биргит Нильссон», после её смерти каждые два-три года присуждающий крупнейшую ныне премию в области классической музыки. Первыми её лауреатами стали Пласидо Доминго и Рикардо Мути – люди, надо заметить, небедные, но, к их чести, сразу потратившие часть этих денег на благотворительность. И однако же при столь, казалось бы, крепкой нервной организации, Биргит Нильссон, по её собственному признанию, волновалась всякий раз перед выходом на сцену. Если и был кто-то, перед чьим мнением дива трепетала, то это была публика. Вероятно, Нильссон была не первой, кто сформулировал правило: «Чем более изыскана публика, тем более холодный приём она оказывает». Певица достаточно выступала перед самым блестящим обществом, чтобы убедиться, что собственный блеск заботит его больше происходящего на сцене, и лучшими своими зрителями считала вовсе не рафинированных посетителей Байройта или Ковент-Гардена, а не скрывающих восторгов жителей Буэнос-Айреса. Сама выйдя из низов, Биргит была уверена, что опера это не какое-то элитарное искусство, оно для всех – и только сожалела, что многие не хотят дать себе маломальского труда подготовиться к его восприятию. Впрочем, никакого последовательного демократизма в этом смысле она не проявляла и, например, не одобряла только появившиеся тогда субтитры, полагая, что они слишком отвлекают публику от певцов. А вот в чём Биргит действительно была последовательна, так это в сознательном решении не отрываться от своих корней. Примадонна, позволявшая себе отвечать на подробные деловые послания Герберта фон Караяна короткой телеграммой «Занято. Биргит», постоянно поддерживала контакт со шведской роднёй и друзьями юности, писала им длинные письма и не забывала поздравлять с праздниками. Бывая дома, она как бы выключалась из звёздной жизни, занималась мужем, с удовольствием готовила, возилась в саду и охотно давала концерты для земляков в маленькой церкви своего родного городка Вестра Каруп, привлекая к участию в них и других известных и подающих надежды шведских исполнителей. Наверное, именно поэтому после ухода в 1984 году со сцены она спокойно вернулась туда и благополучно прожила ещё двадцать лет в той же провинции на юге Швеции, где родилась. Эта неприхотливая жизнь оказалась вполне по ней, и по свидетельствам продолжавших наведываться к темпераментной звезде репортёров, она выглядела тогда умиротворённой и счастливой, как никогда. Конечно, она могла себе позволить и дальше посещать аукционы, что всегда было одним из её любимых времяпрепровождений, и оставалась желанной гостьей как на конкурсах молодых исполнителей, так и на всяческих торжествах в «Мет» или в Байройте, но предпочитала уделять больше времени помощи своим местным общественным организациям, чем заграничным вояжам. Последний концерт в церкви Вестра Каруп, где она уже, разумеется, не пела, а была только организатором и конферансье, состоялся в 2001 году. Умерла Биргит Нильссон в 87 лет, 25 декабря 2005 года, у себя дома. Муж пережил её на два года, детей у них не было. В наследство от великой певицы осталась уже упомянутая выше премия и записи (в основном аудио), многие из которых и по сей день считаются эталонными, хотя с момента завершения её певческой карьеры прошло уже тридцать лет. В отличие от некоторых тогдашних исполнителей Биргит очень терпимо относилась к процессу звукозаписи, хотя средства его были весьма далеки от современных, а дирижёры-перфекционисты порой заставляли певцов и оркестр повторять одну и ту же арию или дуэт по десять раз подряд. В результате Нильссон записала почти все свои главные оперные партии – а такие, как Изольда, Брунгильда и Турандот и неоднократно – и несколько сборников, в том числе неоперных вокальных композиций. И если посмотреть отзывы о её записях в интернете, то едва ли не каждый третий современный поклонник Вагнера сожалеет, что не видел её несравненную Брунгильду или Изольду вживую – и надо сказать, немногим, очень немногим, даже большим певцам, выпадает такая большая память.
Избранная дискография Биргит Нильссон:
|
|||
Последние комментарии
1 неделя 5 дней назад
1 неделя 5 дней назад
2 недели 2 дня назад
2 недели 3 дня назад
2 недели 3 дня назад
3 недели 2 дня назад
3 недели 3 дня назад
3 недели 3 дня назад
3 недели 4 дня назад
6 недель 6 дней назад