Геликон в вагнеровском полёте

И вновь Дмитрий Бертман впереди планеты всей! Пока некоторые дамы и господа всячески – со словами и без слов – пытаются ужать вагнеровское «Кольцо нибелунга» до одного вечернего представления, «Геликон» готовит к 200-летию композитора свой подарок особого рода. Новый проект театра «WWW.NIBELUNGOPERA.RU» включает в себя вокальные и симфонические фрагменты из всех 13 (законченных) опер Рихарда Вагнера. Причём, как обещают постановщики, в основном это финалы опер, где страсти героев и вагнеровские музыкальные красоты достигают запредельных высот – и это будет не просто попурри, а полёт, объединённый сквозным сюжетом!

Слово «полёт» я употребляю, кстати, не токмо красоты ради. Официальный партнёр постановки – авиакомпания «Ю Тэйр», и в театре ясно дают понять, что этот факт повлиял на сценическую концепцию самым прямым образом. В «Геликоне» вообще не часто ставят оперы в классическом стиле, и грядущий всеохватно-улётный Вагнер обещает переплюнуть своей концептуальной современностью геликоновский же «Запрет на любовь», выпущенный полтора года назад и теперь претендующий на «Золотую Маску». «RU» в название спектакля, видимо, тоже попало не просто так – словосочетание «русский Вагнер» воспринимается в театре окрыляющей нормой, без обычного московского слёзного придыхания. И понятно почему – потому что в рассчитанном на 300 зрителей «бастионе» музыкального модернизма на Новом Арбате ставить Вагнера не боятся!

Вообще, звучит всё это, конечно, настолько фантастично, что даже страшно делать какие-то предположения о постановке и её дальнейшей судьбе. Поэтому просто перечислю героев поимённо:
режиссёр-постановщик – Дмитрий Бертман;
музыкальный руководитель и дирижёр – Владимир Понькин;
сценография и костюмы – Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева;
художник по свету – Дамир Исмагилов;
хормейстер-постановщик – Евгений Ильин.
(все «РУ», слава богу, и на фоне большинства заезжих поднафталиненных «экспериментаторов» это таки внушает надежду).

Солировать в «WWW.NIBELUNGOPERA.RU» будет практически весь цвет «Геликон-оперы»:
Марина Карпеченко, Елена Михайленко, Светлана Создателева, Карина А. Флорес (сопрано);
Ксения Вязникова, Лариса Костюк, Ирина Рейнард (меццо-сопрано);
Василий Ефимов, Вадим Заплечный, Али Магомедов, Анатолий Пономарёв (теноры);
Алексей Дедов, Александр Киселёв, Сергей Топтыгин, Станислав Швец (басы);
Константин Бржинский, Алексей Исаев, Максим Перебейнос, Дмитрий Скориков (баритоны).

Премьерная серия спектаклей пройдёт с 27 февраля по 3 марта 2013 года. Билетов в кассах уже почти не осталось…

Совершенно не могу

Совершенно не могу представить, что это будет, хотя билеты уже взяла : -) Поняла одно: музыка будет Вагнера, а вот сюжет, видимо, лично Бертмана, к вагнеровским либретто прямого отношения не имеющий. При этом нигде не сказано, что исполняться это будет по-немецки, то есть, видимо, петь будут по-русски – как захотят, так и переведут, соответственно : -) Но всё равно не укладывается в голове, как из всех опер Вагнера можно напеть что-то удобоваримое и внятное, при этом объединив это темой каких-то, видимо, самолётов… Кто и каким образом может взлететь, например, в «Лоэнгрине»? Или в «Мейстерзингерах?..

Небольшое пояснение

Вы, уважаемая Софья, похоже, действительно "уклонились" в своём представлении немножко не в ту степь )) Или, может, это я Вас запутала, в погоне за мнимократкостью упустив некоторые детали. Короче, поясняю:
Во-первых, петь будут по-немецки и слова там будут вагнеровские.
Во-вторых, сюжет обещают действительно современный и бертмановский, но отнюдь не факт, что самолёты в нём будут не просто использованы, а именно станут главной темой.
В-третьих, никто не говорил, что вокальные фрагменты будут взяты из всех опер Вагнера – из половины могут взять только симфонические (и так было бы и удобнее, и логичнее, на мой взгляд).

На самом деле я тоже не выясняла всех подробностей и в последнем пункте могу ошибаться. И, конечно, тоже пока абсолютно не представляю, что мы увидим в итоге. Но тем не менее думаю, что лучше уж устроить такой эксперимент с непредсказуемым эффектом, чем вообще пройти мимо и двухсотлетия Вагнера, и столетия Бриттена, отметившись в юбилеях только премьерой «Травиаты», как это, похоже, собираются сделать в одном известном театре…

WWW.NIBELUNGOPERA.RU

И вот он, пожалуйста, тот самый, непредусмотренный уставом случай, когда постановка есть, а рецензию на неё написать невозможно, ибо нет такого раздела в рецензиях «Все вагнеровские оперы сразу» )) Ну да ладно, ограничусь рассуждательным комментарием.

Надо сказать, я взяла билеты на последний день премьерной серии в частности по той причине, что надеялась на благополучное преодоление оркестром большинства неизбежных проблем за первых четыре прогона спектакля. Неизбежных – потому что камерный театр «Геликон-опера» и его оркестр в принципе совершенно не приспособлены для исполнения музыки Вагнера, но было понятно, что если уж они взялись это делать, то оркестр будет неизбежно увеличен, и понятно, что не за счёт солистов оркестра Большого театра и, соответственно, неизбежны будут разброд и шатание. Оркестр действительно был увеличен чуть не в полтора раза по сравнению с обычным, часть его даже сидела в ложе, а сидевшие в оркестровой яме едва не терлись друг об друга плечами. Однако увеличение это было неравномерным – сильно прибавилось всевозможных духовых, скрипичной же группы процесс коснулся в значительно меньшей мере, и в результате она иногда несколько терялась. Но в целом баланс каким-то фантастическим образом сохранялся, и вообще тот звук, который представил на этом спектакле маэстро Владимир Понькин, можно назвать подвигом. Большинство симфонических фрагментов было сыграно и с толком, и со всеми прописанными акцентами и нюансами.

Не знаю, может, кто-то в этом городе ещё не привык к периодическим киксам духовых в куда более серьёзных местных оркестрах – но я давно привыкла, поэтому даже не буду эти киксы разбирать, скажу только, что их было примерно столько, сколько я и рассчитывала услышать, то есть штук пять-шесть на всех. Собственно, увертюра к «Риенци», «Полёт валькирий» и отрывок из «Парсифаля» прозвучали хорошо даже и не только для этого зала (хотя сразу скажу тут про «Полёт» – петь его, естественно, не решились, заменив это большой пантомимой – прикольной, но откровенно снижающей накал страстей и столь же откровенно позволяющей оркестру в рамках имеющейся концепции не убиваться уже вконец для достижения записной вагнеровской мощи). Реально же в симфонических эпизодах меня покоробило два момента. Во-первых, в здорово начатой и также здорово законченной увертюре к «Тангейзеру», киксанулись неожиданно не духовые, а две первые скрипки, не вытянув «венерическую» вставку в середине. И также в середине произошёл небольшой сбой в увертюре к «Мейстерзингерам». Что тут можно сказать – думаю, речь не о «пожизненном диагнозе», а всё о той же недорепетированности этой фактически внеплановой постановки, и в следующей серии спектаклей эти неприятные моменты уже будут отсутствовать.

Коротко о постановке, просто чтобы никто не заблуждался на её счёт – это всё-таки динамичный театрализованный концерт, а не спектакль с ясно прописанным сюжетом. И я бы даже не сказала, что в ситуации с «Нибелунгоперой» это минус. Потому что реально объединить все сюжеты Вагнера в один возможно только образом самого Вагнера, и над такой сложной многоплановой постановкой нужно работать долго и всерьёз. В то время как геликоновский спектакль возник спонтанно, как признался и сам Дмитрий Бертман со сцены в конце. И хорошо, что придумав изящные сценические и хореографические решения для хора, миманса и переходов между основными ариями (из разных опер в самом прямом смысле), непосредственно на этих ариях режиссёр несколько притормозил. Потому что первая же и неизбежная сторона, в которую снесёт любого современного режиссёра при попытке их совместить, будет сторона сугубо ироническая. И это тоже было в геликоновской постановке, но, слава богу, весьма дозировано – признаюсь честно, я опасалась большего перегиба. Вторая сторона, в которую опять же неизбежно несёт режиссёра, желающего явить публике понятного и современного Вагнера, это, разумеется, сексуальность – и вот этот объединительный момент был использован едва ли на 100 процентов, хотя никто на сцене, упаси бог, не раздевался и вообще рамок приличной постановки не переходил. Ну и третья стандартная ассоциация первого ряда это, понятно, капут сами знаете кому – любым идеологам и диктаторам недавних исторических эпох – но этого не было вовсе, потому что речь изначально шла о Вагнере в равной степени современном и русском, то есть… Однако и здесь обошлось – в антураже самолёт, стюардессы, пилоты, романтические страсти-мордасти – и никакой чернухи! И никакого мудрения, и никакого грузилова, а одна только музыка в перемежающемся ритме «Вагнер в натуре – Вагнер в сериале про «это» – геликоновский «позитичегг» на тему Вагнера».

Но, естественно, без специфически-сценических придумок Бертман и Ко обойтись не могли и в данном случае сделали ставку на интерактивность. Про заполняющую не только сцену, но и зал пантомиму в «Полёте валькирий» я уже сказала, стилизованные под самолёт раздачи леденцов меня, честно говоря, не впечатлили, а вот когда Голландец вышел петь на середину зала, практически глядя тебе в глаза – это был душевный момент. И даже жалко, что каких-нибудь подобных фишек для других солистов не предусмотрели. Зрителей, если они, конечно, не совсем упёртые ортодоксы, такие вещи всегда трогают – и в особенности тех, кто с Вагнером пока сугубо на «Вы».

По-хорошему, это действительно в большей степени популяризаторский проект, собственно для вагнерианцев не предназначенный. Но почему-то всё равно хочется сказать большое спасибо всем, принявшим в нём участие. Из «головы» проекта, помимо музыкального руководителя и режиссёра, это в первую очередь хореограф Эдвальд Смирнов, художники-постановщики Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева и художник по свету Дамир Исмагилов. С солистами всё не так просто, потому как ясно, что в «Геликоне» нет да и не должно быть певцов, способных исполнять Вагнера в общепринятой «большой» манере. Между тем, дирижёр и оркестр не делают на это никаких скидок – хотя, наверное, могли бы, если бы не побоялись рискнуть собственными амбициями и имели больше времени на репетиции и на проработку более тонкой и нестандартной музыкальной концепции. С другой стороны, если музыкальный руководитель и режиссёр вместе считают нужным сделать наиболее эффектным и последовательным героем постановки именно оркестр – это их полное право. Главное в таком случае, что «несмотря на…» им это удалось.

Тем не менее в том составе солистов, который слышала, всё-таки отмечу шестерых. Во-первых, это Светлана Создателева, по ходу спектакля спевшая, кажется, больше всего партий, причём две из них вполне ярко и достойно – балладу Сенты и Зиглинду (в нарезке из дуэта Зигмунда и Зиглинды). Во-вторых, нельзя, конечно, не сказать о двух представителях в остальном провального мужского состава, выступивших в достаточной мере адекватно – Станиславе Швеце, исполнявшем Летучего Голландца, и Алексее Исаеве, спевшем романс Вольфрама из «Тангейзера». Особенно запомнился, понятно, Швец, метавшийся по залу – середину арии он, правда, немного смазал, но в начале и в конце являл собой во всех отношениях настоящего Голландца. Четвёртой, кого хотелось бы отметить, была Карина А. Флорес, представившая «Смерть Изольды», естественно, не настолько изощрённо и выразительно, как коронные исполнительницы этой партии, однако показав весьма хороший вокальный уровень. Пятым номером отлично отработала Ксения Вязникова, спев подряд арии Эрды и Фрики, притом Эрда и прозвучала, и сыграна была вообще без всяких «но» и скидок на акустику. Однако самым потрясающим вокальным номером программы стал последний, где Елена Михайленко при минимальной поддержке партнёра исполнила в качестве Брунгильды приличный кусок из последнего акта «Зигфрида». В отличие от всех остальных она не стала изображать из себя вагнеровскую певицу, с надрывом бьющуюся с оркестром, но при звуках её округло-мягкого, ясного и светлого голоса хотелось просто закрыть глаза и слушать.

Рассуждая критически, проект «WWW.NIBELUNGOPERA.RU» – явная авантюра и шапкозакидательство. Однако своей цели он достигает. Люди, в принципе интересующиеся оперой, но прежде близко не подходившие к Вагнеру, опасаясь его сложности, непонятности и занудности, после лихого геликоновкого коллажа своё мнение меняют. Конечно, не все и, конечно, не с поворотом на 180 градусов. Однако есть что-то такое в бертмановских постановках, что не позволяет уходить в антракте даже недовольно шипящим пожилым адептам классики – некий здоровый коллективный кураж, без претензий на эстетскую концептуальность и попадание в историю. И пускай у артистов не всё получается – им прощают. Настолько, видимо, ценен сам формат небольшого экспериментального оперного театра, где люди на премьере громоздятся в проходах десятками и при этом у меня, например, уже не в первый раз забывают на входе спросить билет. Да, Вагнер не любил, когда его оперы ставят в неподходящих условиях, самовольничая, купируя и эксперементируя. И, кажется, он так до конца и не осознал, что к пониманию его произведений можно прийти не только через их всеохватное величие, но и через живую, непоседливую, не претендующую на совершенство человечность. Ну и хитовость – да, простите, от этого тоже никуда не деться. И пусть оно с моим собственным восприятием не особо совпадает, но тем не менее я нахожу вполне полезным, когда кто-то ненавязчиво напоминает, что романс Вольфрама можно мурлыкать как обычную красивую песню, а под «Полёт валькирий» вовсе не обязательно исключительно таскать трупы и «мочить» врагов.

Размах на рубль, удар на копейку

Конечно, насчёт копейки – это преувеличение, но после такой интригующей рекламной компании сам спектакль оказался довольно разочаровывающим. Причём к солистам и оркестру претензий в общем-то нет – они старались, как могли. Певцы вообще обошлись без «петухов», что уже немало при исполнении Вагнера. А в оркестре на моём, по крайней мере, представлении, «киксовали» только медные духовые, к чему, как к сожалению справедливо заметила уважаемая Слетелена, уже «привычка свыше нам дана» :-)
Но постановщики определённо могли бы напрячься и посильнее. Прописать повнятнее концепцию их «эротично-самолётного» представления было, извините, не так уж сложно. Тем более что, наверно, не только нам, зрителям, но и Бертману с командой очевидно, что лучше всего им удалась сцена с Голландцем и его бегами вокруг сигнальной вышки – как раз наименее «самолётная» и «эротичная». И спонтанность постановки, по-хорошему, не может являться оправданием её непродуманности – во всяком случае, если «Геликон» планирует давать её не одноразово, а в течение хотя бы пары сезонов.

Признаться, я тоже ожидала от

Признаться, я тоже ожидала от «Нибелунгоперы» большего. В первую очередь, безусловно, от Бертмана, потому что уж кто кто, а он-то точно способен на большее, что демонстрируется многими другими постановками «Геликона». Но и солисты меня, откровенно говоря, тоже не слишком порадовали. При том что это не единственная немецкая и даже не единственная вагнеровская постановка театра, только Михайленко и Создателева, по-моему, были в теме - остальные выступили достаточно посредственно, либо не понимая, о чём они вообще поют, либо кося под настоящих вагнеровских певцов безо всяких на то оснований.

Ещё меня, честно говоря, очень покоробило обращение с «Валькирией». Я имею в виду не инструктажно-самолётную пантомиму под музыку «Полёта» - этот концепт был как раз по-своему интересен, и главное, музыка-то там прозвучала без купюр. Но на вопрос, зачем было делать из дуэта Зигмунда и Зиглинды мелкую раздёрганную нарезку, вместо того чтобы исполнить самую яркую его часть целиком, у меня лично нет другого ответа, кроме дурацкого экспериментаторства музыкального руководителя, который в данном случае почему-то вдруг решил, что так будет хитовей. По факту же, хита-то как раз и не получилось. Вагнер сам достаточно ясно разложил этот дуэт на три действительно хитовых части, из которых, если уж чем-то не угодила первая, самая хитовая, можно было просто взять и исполнить любую другую. Но, видно, не спится некоторым музыкальным оригиналам без того, чтобы «современно» порезать и «по-русски» абы как склеить…

В остальном же к оркестру и его руководителю у меня возникло, как ни странно, меньше всего претензий, потому что от них я, как раз наоборот, ожидала большей каши и несыгранности, которым даже можно было заранее найти оправдание. Партитуры вагнеровские действительно сложны и не предназначены для исполнения полу-камерными оркестрами небольших театров. Но Понькин, в отличие от большинства остальных ответственных лиц, поработал со вверенным ему коллективом серьёзно, и в итоге именно оркестр в самом деле стал главным героем этой постановки. Только не думаю, что и Бертман изначально имел это в виду и не предполагал выступить со своим дирижером на равных. Но получилось как получилось - оркестр играл в основном настоящего Вагнера, хор изображал преимущественно эротическую пародию на Вагнера, а солисты разошлись кто в лес, кто по дрова, и никакой целостной картины вообще не являли, несмотря на упакованность в одинаковую униформу. Для одноразовой юбилейной акции этого, может быть, и в самом деле довольно, но «Геликон»-то, по-моему, не собирается снимать своё современное вагнеровское действо с репертуара… Впрочем, возможно, его ещё собираются подправить, хотя бы в постановочной части - и это было бы действительно неглупо, даже если считать, что действо это в большей степени популяризаторское и предназначено не для вагнерианцев. Не-вагнерианцы тоже предпочитают, как правило, цельные связные постановки, и в этом смысле, по-моему, ничем от вагнерианцев не отличаются.