Рождение Изольды («Тристан и Изольда», Новая Опера, 2013)

4.5
Средняя: 4.5 (4 голосов)
"Тристан и Изольда", Новая Опера, 2 акт

Музыкальный руководитель и дирижёр – Ян Латам-Кёниг; режиссёр – Никола Рааб; сценография и костюмы – Джордж Суглидес; свет – Айвар Салихов; хормейстер – Юлия Сенюкова; хор и оркестр театра "Новая Опера".
Тристан – Майкл Баба
Изольда – Клаудиа Итен

Также в спектакле 19.05.2013 принимали участие: Анастасия Бибичева (Брангена); Виталий Ефанов (Король Марк); Артём Гарнов (Курвенал); Ярослав Абаимов (Молодой Матрос); Максим Остроухов (Пастух).

.
Изольда в лице Клаудии Итен родилась на самом деле не здесь и не позавчера, а в Аахене годом раньше. Увидев на сцене Новой Оперы вагнеровскую героиню в донельзя заезженном сочетании синего платья и длинных рыжих волос, я в первый момент тоскливо подумала: «Опять…» – однако именно у молодой (по оперным меркам) швейцарки эта искрящая рыжесть оказалась на 100% оправданной. Именно её яркое, звонкое драматическое сопрано с пронзительными (но не визгливыми!) верхами и хорошими меццо-низами в первую очередь сделало постановку Новой Оперы событием, наконец-то достойно отметившим 200летие Рихарда Вагнера в этом городе. Ничего царственного или философски-томящегося в её Изольде нет, зато есть темперамент, экзальтированная звуковая энергия, достаточно силы для прорезания оркестра на любых форте – и в то же время грациозная мягкость во всех любовно-нежных местах. Скажем откровенно, не всё было идеально, пара неточных попаданий всё же имела место быть, но они тут же забывались на фоне общего прекрасного и убедительнейшего исполнения. Ещё раз повторюсь – это нестандарт, классические Изольды не таковы. Но случившаяся в Москве Изольда настолько эффектна и полна неожиданных открытий – в общем, пять баллов покорительной Клаудии Итен и всем отвечавшим в театре за кастинг, потому что, честно говоря, я ожидала какого-то более спокойного, компромиссного варианта, не столь ярко-рискового, это уж точно.

Также пять баллов и оркестру под управлением маэстро Кёнига. Можно, разумеется, сказать и о недостатках – контрастов местами не хватало, духовые таки разок киксанулись, соло в третьем акте получилось не очень выразительным. Но! я не была в этом театре несколько лет – и разница в игре оркестра настолько очевидна, его класс настолько явно вырос, что тут даже нечего обсуждать. Да, Новая опера это не Ла Скала и не Байройтский театр, но такова, извините, объективная реальность, которую можно просто пересчитать по головам, в конце концов. А то, что трактовка вагнеровской музыки у Кёнига позитивна, прямо начиная с увертюры, я нахожу совершенно нормальным и приемлемым. Я тоже люблю Фуртвенглера, однако совершенно не понимаю, почему нужно с порога отвергать все другие концепции, в том числе и такую, что «Трагедия – это красиво и изящно». Речь, естественно, не о превращении Вагнера в Россини или Моцарта – Вагнер остался Вагнером, просто из него немного убрали шопенгауэровской вселенскости, оставив чудесную историю любви и смерти героев.

Тристан и Изольда 1 акт

Из постановочной команды не вызывает никаких вопросов работа художника по свету Айвара Салихова – там, где давали порулить ему, всё смотрелось прекрасно и замечательно. Особенно в третьем акте, когда после странных (если не сказать – издевательских) декораций в начале – с разбитой лодкой среди берёз! – это безобразие убрали, и на пустой практически сцене остался к концу чистый свет и уходящая в нём Изольда...

И вот как раз на теме постановки удобно от пятёрок перейти к твёрдым четвёркам. Во-первых – режиссёру, Николе Рааб. То, что она обещала – рассказать историю «как есть», без всякой отсебятины – она сделала. Аллюзии на малеровскую постановку 110летней давности тоже анонсировались заранее, поэтому намеренная статичность спектакля Новой Оперы недоумения в принципе не вызывает. Это действительно нетипичное по нынешним временам решение, когда режиссёр как бы сознательно уходит в тень, оставляя царить музыку. Единственное, что можно в таком случае предъявить – возможно, стоило сделать это менее жёстко, но более последовательно. Ибо сдаётся мне, что во времена Малера солисты компенсировали малую активность тела и ног большими жестами рук. Это с одной стороны, а с другой – все остальные персонажи, кроме Тристана, Изольды и Марка, почему-то статичной стилистики толком не придерживаются – моменты, когда они тоже могли бы изображать некие застывшие аллегории, использованы через два на третий, и это создаёт ощущение некоторой недодуманности.

Лучшим из этих людей был на премьерном спектакле Курвенал в исполнении Артёма Гарнова. В первом акте начал не очень уверенно, но третий акт отпел и отбегал вокруг Тристана здорово. Очень неплохо выступил и Виталий Ефанов в роли Марка, если не считать плохой дикции, впрочем, свойственной большинству наших певцов на немецком. Вообще-то говоря, не укладывается в голове, почему в театре, ставящем уже не первую оперу Вагнера, за столько лет нет никаких подвижек в этом вопросе. В результате то, что более или менее одинаково размазывалось по всем в «Лоэнгрине», в сравнении с немцем и швейцаркой в «Тристане» вылезло настолько явственно, что даже люди, не знающие немецкого, обращали на это внимание. Но хватит об общем и грустном – из исполнителей небольших партий отмечу ещё весьма музыкальных Ярослава Абаимова и Максима Остроухова (Молодой матрос и Пастух, соответственно)

На этом четвёрки, к сожалению, заканчиваются. О Майкле Бабе я была, прямо скажем, лучшего мнения во всех отношениях. Но теперь вижу, что, во-первых, его голос в принципе не очень подходит для хорошего в моём представлении Тристана – суховат, маловато и гибкости, и эмоций, и с фразировкой проблемы – а ведь это не дебют его в этой партии. Во-вторых, даже то, что вроде бы изначально есть, конкретно на спектакле 19 мая 2013 года было использовано, дай бог, на треть. Товарищ был явно не в форме, берёгся по максимуму, из всего дуэта с Изольдой на равных вытянул минут пять, и третий акт благополучно спустил вполголоса, благо сюжет позволяет больному негромко лопотать, вместо того чтобы яростно петь. На самом деле я так люблю третий акт этой оперы, что готова простить Тристану даже несколько киксов, если он проведёт «свой» акт выразительно, с нужными перепадами и напором. Но… не сложилось. Причём, насколько я поняла, это было неожиданностью и для дирижёра, потому что можно ведь было немножко приглушить оркестр, чтобы солист не тонул в нём почти всю дорогу, однако сделано это не было. Очень надеюсь, что такое скромное по всем параметрам выступление – временный эффект, и к следующему спектаклю немецкий певец поправится.

<Тристан и Изольда 3 акт

Про Анастасию Бибичеву, по мне, так и говорить как-то нечего – Брангену можно петь так, но я от такого усреднённого оперного пения не ощущаю вообще ничего, хотя и не могу сказать, что её исполнение испортило спектакль. Человека же, который реально делал такие попытки, я уже косвенно упоминала – это главный по сценографии и костюмам Джордж Суглидес. В первых актах к его минималистичным старомодным декорациям претензий нет – они действительно просто не мешают воспринимать музыкальное действие, но потом вдруг эта разруха посреди берёз… С костюмами похожая история: Изольда и Брангена одеты в обычные абстрактные платья – но почему Тристан в серой шинели, Марк в невзрачном зелёном пальто, а его свита упакована в кожу? Ни «история, как она есть», ни венский Малер не имеют к этому никакого отношения, а имеют только какие-то современные стандартные ассоциации первого уровня.

В общем, на скучную троечку наработал, по-моему, господин Суглидес. Однако расстраиваться ему не стоит, потому что это было отнюдь не худшим моментом спектакля. Худшим его моментом были мы, зрители. После всего ажиотажа с билетами, раскупленными уже в апреле, после всех разъяснений насчёт «Тристана и Изольды» вообще и этой постановки в частности – кто на неё пришёл? Могу понять купившихся на рекламу, но совсем не догнавших сути граждан, которые ушли после первого акта. Могу – принципиально ушедших после второго. Понимаю человека, очевидно, случайно рассыпавшего кучу мелочи во время представления – наверное, он не хотел и даже смутился. Но когда в каждом! акте по два-три раза звонят чьи-то мобильники… (объявляют о том, что их надо отключить, естественно, тоже перед каждым актом). Даже не помню, когда в последний раз попадала на такое позорище. Но и это ещё ерунда по сравнению с тем, что было в конце. Долгожданная премьера, люди готовились к ней чёрт знает сколько, припахали иностранных исполнителей – ещё не звёзд, но кое-кто имеет все шансы… Что в результате? Один выход на поклоны, в течение которого народ сосредоточенно валил по проходу из зала. Не понравилась постановка? Певцы? Да нет, просто вокзал отходит, а тут какой-то длинный непонятный Вагнер. Кто-то сказал, что вот если бы, мол, вышел директор и выдал какую-нибудь речь… Было ужасно стыдно – не хочу больше ходить на премьеры.

А на «Тристана» этого

4

А на «Тристана» этого обязательно пойду ещё, если Итен будет петь Изольду. Но объективно – в целом постановка на «отлично» не тянет, к сожалению. Хотя четыре балла ставлю с чистой совестью – без всяких натяжек для «своих», «чужих» и рассуждений о ценности хоть чего-то по-настоящему вагнеровского в двенадцатимиллионном городе, где только два (причём, не самых больших) музыкальных театра из пяти осмеливаются произносить это имя.

Я 25 мая слушала Тристана и Изольду.

Постановка мне очень понравилась. Во первых Клаудиа Итен была на высоте, такого мощного голоса мне не приходилось слышать. До это в Консерватории немецкая певица Мелани Динер исполняла смерть Изольды тоже потрясающе, но у Итон страсть и темперамент меня ошеломили. Баба в роли Тристана мне показался слабоват и несколько помят, но голос неплохой. Декорации минимальные, но впечатляют и создают тревожную мрачную обстановку. Хоче сказать, что протяжении третьего акта у меня лились слезы совершенно самопроизвольно , до того проняло!!! В позапрошлом или прошлом году слушала там же Лоэнгрина, тоже вспоминаю до сих пор с удовольствием. Но Тристан и Изольда это нечто волшебное по силе воздействия! Спасибо дирижеру, солистам , хору, оркестру и всем участникам этого волшебного действа!!!Ставлю твердое пять. К сожалению в Байрейте не была и вряд ли побываю, так что Новой Опере благодарна от души!

"Ну и где она, эта

"Ну и где она, эта пятёрка?.." - в очередной раз тихонько взвыл модератор. - "Может, какую-нибудь табличку плавающую пустить в рецензиях типа "Не забудьте зайти в комментарии и проставить свои звёздочки"? Или баннер нарисовать с мешком денег..."
Собственно, я так радею об этих пятёрках, потому что сама уже слегка сомневаюсь в объективности собственной четвёрки. Ведь впечатление-то от этого "Тристана" благодаря Итен и оркестру было на самом деле сильным - просто оно наложилось на другое впечатление, от просмотренного днём раньше метрополитеновского "Золота Рейна". И если кто видел, тот меня, наверное, поймёт - это нечто из ряда вон... Но именно поэтому неправильно с ним что-то сравнивать...

Ну дожили, слава тебе Господи

4

Ну дожили, слава тебе Господи :-) Мне тоже очень понравилась Клаудиа Итен, да и Майкл Баба произвёл, скорее, положительное впечатление - вполне продуманный, интеллигентный Тристан - разве что мощи по сравнению с партнёршей не всегда хватало, это правда. Наши все тоже понравились, за исключением Ефанова, певшего Марка - совсем у него получилось без достоинства (даже обычного, не обязательно королевского) и очень уж однообразно. И постановка, прямо скажем, разочаровала - по ходу я ожидал после всех анонсов чего-то более стильного в этом закосе "под старину глубокую". Первый акт чем-то напоминает новооперного же "Лоэнгрина", второй просто банален до безобразия - ещё не догнал, зачем Брангену затащили на верхотуру, откуда её совершенно не слышно. Ну и про берёзы эти у меня вообще слов нет, за такое режиссёров и сценографов надо бы "дисквалифицировать" по крайней мере на год.
А вот оркестр, напротив, обрадовал - никаких откровений от него не ждал, а они взяли да случились. В первом и третьем акте вообще всё хорошо отыграли, действительно даже концепция какая-то положительно-нетипичная нарисовалась. Во втором кое-что, правда, смазалось, и в начале, и в середине, но я думаю, что это как раз эффект премьеры, осенью будет лучше. Короче говоря, в целом четыре с некоторым даже плюсом - прозвучал этот "Тристан" более чем достойно, а на сцену можно и вполглаза смотреть, тогда оно в общем-то действительно не мешает.

Со зрителями картина и правда была печальной. Но так бывает в этом театре не только на премьерах, если говорить о мобильниках, во всяком случае. Разница между публикой Новой Оперы и Большого или Станиславского примерно такая же, как между публикой в новом Доме Музыки и в Консерватории. То есть в новые, более активно рекламируемые на широкую аудиторию места действительно и ходит более "демократичная" аудитория, для которой собственный пафос и "по-деловому" невыключенный мобильник превыше всяких там певцов, музыкантов и прочих развлекателей. И не думаю, что эту ситуацию можно изменить быстро. Это вопрос общего уровня культуры, а не проблема конкретного театра или конкретно исполняемого композитора.

Рада доложить, что на втором

5

Рада доложить, что на втором спектакле, в субботу 25 мая, не было ни единого звонка мобильника! То ли зритель на второй спектакль собрался более адекватный, то ли просто повезло - но, в общем, ещё не все для нашей публики потеряно, факт :-).

Присоединяюсь в общему восхищению Изольдой Клаудии Итен и тоже, надеюсь, обрадую вагнерианцев сообщением, что и Марк на втором спектакле, в исполнении Евгения Ставинского, был на редкость достойный - и в смысле истинно королевского достоинства и благородства, с которым он держался и пел, и в смысле роскошного баса, который звучал над оркестром не хуже звонкого голоса Клаудии. Что касается Майкла Бабы - после стольких прочитанных за неделю в его адрес нареканий я ожидала худшего, так что была скорее приятно удивлена :-). Голос, конечно, заметно слабее, чем у Клаудии, и в дуэтах за ней терялся - но в целом очень даже. Остальные участники тоже справились на вполне приличном уровне. Мне очень понравился голос Елены Свечниковой (Брангена) - не очень сильный и полетный, но красивый, с роскошными бархатными низами - хотя играла она, увы, несколько искусственно и неуверенно. Олег Шагоцкий в роли Курвенала, напротив, произвел впечатление убедительным актерским исполнением, хотя его вокал меня не впечатлил.

Но, в общем, это уже придирки. В целом, несмотря на некоторые недоумения, вроде уже многократно упоминавшейся аккуратно отпиленной половинки лодки среди летающих берез, спектакль произвел очень хорошее впечатление и оставил ощущение настоящего праздника! Замечу, что со мной было несколько друзей совсем не оперных, не только впервые слушавших Вагнера, но и почти не слушавших раньше опер вообще - и всем спектакль очень понравился, удерживал внимание и сопереживание, не заставил скучать, не показался затянутым - на мой взгляд, это очень мощный показатель на редкость качественной работы, в том числе, и режиссера и вообще всех участников.

Чтобы сдвинуть общую оценку на "выше 4" с удовольствием ставлю 5!

Комментарий от Olga на "Тристана" (дубль)

4

Под занавес -- не могу не сказать о ноябрьско-декабрьском "Тристане" в "Новой опере" -- с отечественными Тристанами и Изольдами. По-моему, Вениамин Егоров в роли Тристана просто великолепен! Он поет эту сложнейшую партию не просто хорошо, но ярко и темпераментно. У него получился не Тристан-нытик и пессимист (постоянная проблема даже в "импортных" постановках), но Тристан-воин и герой, что мало кому удается. Изольда (Елена Поповская) -- вполне прилично, как и оба Марка (Ставинский и Ефанов). Зато просто беда с Брангенами. Что Анастасия Бибичева, что Елена Свечникова -- с "трясущимся" почти карикатурно итальянским вибрато в духе оперы-буффа. Кстати, в готовящемся спектакле 16 февраля впервые заявлен отечественный дирижер (Василий Валитов) вместо привычного маэстро Яна Латема-Кенига.

Хороший Тристан, да ещё и "свой"

Хороший Тристан, да ещё и "свой" - замечательная и долгожданная новость! Ура!

Во время своего ноябрьского дебюта

Во время своего ноябрьского дебюта Тристан (В.Егоров) держался более напряженно, но на втором спектакле в декабре уже чувствовал себя свободно, надел на пальцы какие-то кольца, которые поблескивали у него на руках и эффектно оттеняли жестикуляцию. В декабрьской постановке забавный был такой Курвенал (Дмитрий Орлов): пел глуховато, тихо, зато колоритная фигура бывалого воина: он прихрамывал (одна нога у него не сгибалась, как у "старого солдата, не знающего слов любви"), но по сцене перемещался бодро, хоть и все равно схлопотал "нагоняй" от Тристана, который гневно закричал своему простодушному другу из разбитой лодки: дескать, "что ты тут возле меня околачиваешься, а ну-ка живо, беги на берег за Изольдой!" -- и даже замахнулся на него одной из тряпочек-повязок. Мне эта сценка очень понравилась: получилось живо, естественно и на мгновение разрядило напряженный трагизм 3 акта. Кстати, совершенно забыла добавить. что на спектакле 3 ноября Изольду пела Эдит Халлер, в активе которой большой вагнеровский репертуар и выступления в Байройте. В целом исполнение было на уровне, но меня неприятно поразили несколько срывов на высокой тесситуре на форте -- скрежещущий крик-визг, очень больно по ушам. Будем думать, что досадная случайность - была не в голосе или устала с дороги...

Тристан и Изольда, 2 ноября 2014 года, "Новая Опера", Москва.

5

Тристан и Изольда, 2 ноября 2014 года, "Новая Опера", Москва.

Дирижер - Ян Латам-Кёниг
Исполнители главных ролей:

Тристан - Вениамин Егоров
Изольда - Марина Ефанова
Брангена - Анастасия Бабичева
Король Марк - Виталий Ефанов
Курвенал - Артем Гарнов
Мелот - Александр Скварко

Второй раз я видел этот спектакль. Могу сказать только одно - несмотря а некоторые моменты (а куда без них?), все прошло отлично. Оркестр, так же как и на "Лоэнгрине", был хоть и не безупречен технически, но очень эмоциональный и живой. Как и в прошлый раз, медные духовые жили "своей жизнью". Причем вроде в ноты попадают, и вступают вовремя, а все равно - ощущение отсутствия встроенности в общую музыкальную картину. Видимо, это какая-то фирменная "беда" "Новой Оперы", возможно связанная с небольшим "камерным" масштабом как самого театра, так и оркестра. Но вот почему-то в схожем по масштабу Стасике (МАМТ имени Станиславского) ничего подобного не наблюдается. Ладно, оставим этот вопрос решать главному дирижеру...
По вокалу - выделить кого-то мне трудно, все пели если не отлично, то на твердую четверку. По режиссуре тут проходились нелестно - А МНЕ НРАВИТСЯ! Особенно финал удался! Отсутствие режиссуры - тоже режиссура. Я еще не видел "Тристана" Гергиева-Чернякова, но думаю, что даже высокий исполнительский уровень Мариинки вряд ли сможет исправить Димочкины режоперные экзерсисы. На фоне этого любой спектакль, сделанный близко к классике, смотрится гораздо выигрышнее.
Короче, ставлю пятерку. Хотя и с минусом. К сожалению, это одна из немногих в "Новой Опере" добрых и красивых постановок, в основном там гадкие режоперы на темы русской классики, которые без отвращения смотреть невозможно.

Сценическое оформление спектакля мне тоже

Сценическое оформление спектакля мне тоже кажется очень удачным, но,правда, оно во многом воспроизводит байройтскую постановку 1983 года (оформление,декорации, костюмф Ж.-П.Поннеля), особенно в 1 действии. Мужской состав и впрямь был неплохой, отличный Ефанов-Марк, про Тристана-Егорова я уже неоднократно писала, что он мой любимец в этой партии, молодец Артем Гарнов-Курвенал. Действительно - все пели достойно. Что же касается прекрасных дам... Бибчева равна себе (и это не комплимент). А Изольда - нет слов. Как можно выпускать на сцену человека,который просто не может петь воообще?

А Изольда - нет слов. Как

А Изольда - нет слов. Как можно выпускать на сцену человека,который просто не может петь воообще?
Ну вон Лариса Гоголевская в Мариинке Брунгильду и Ортруду поет, хотя и не умеет...
Ефанова все же получше будет...

Да,по-прежнему приходится

Да,по-прежнему приходится мириться с тем,что счет у нас пока еще не гамбургский...

Ну мы не знаем как у них

Ну мы не знаем как у них там.
Понятно, что на записях и трансляциях все гладко, а как на обычных спектаклях - остается только догадываться.