Джесси Норман

Джесси Норман – одна из самых почитаемых и высокооплачиваемых на начало 21 века исполнительниц оперного и классического репертуара. Её голос, по мнению критиков, не имеет аналогов – она и Spinto-сопрано (т.е. нечто среднее между лирическим и драматическим), и богатейшее драматическое, и Falkon-сопрано (что значит «соколиное» – очень редкий тип большого голоса, средний между драматическим и меццо-сопрано), из чего логично следует, что как вагнеровское сопрано Норман практически идеальна. Сама певица не желала бы попадать в какие-либо классификации и всегда пела то, что ей хочется – от Моцарта до Вагнера и от спиричуэлз до Мишеля Леграна.

Джесси Норман родилась 15 сентября 1945 года в небольшом городке Огаста штата Джорджия в музыкальной семье. Ее мать была школьной учительницей и вместе с тем хорошей пианисткой-любительницей, благодаря чему все пятеро детей в семье учились игре на фортепиано и пению. Отец Джесси также с успехом пел в хоре баптистской церкви, будучи по профессии страховым агентом – в детстве Джесси чрезвычайно гордилась тем, что он работает в компании, принадлежащей чернокожим. Если вспомнить, какие это были годы, то понятна и гордость маленькой чернокожей девочки, и рано появившаяся у неё установка на достижение успеха в том мире, где белые американцы ещё всячески затрудняли путь наверх таким, как она.

Поначалу Джесси пела то же, что и все вокруг, но в девять лет услышала по радио передачу из «Метрополитен» и, толком не поняв, что же это было, влюбилась в оперу навсегда. Окончательно её решимость стать исполнительницей классического «белого» репертуара созрела после просмотра по телевизору выступления Мэрион Андерсон – чернокожей дивы, не имевшей тогда доступа на лучшие американские концертные площадки, но с огромным успехом выступавшей в Европе.
.
В 16 лет Джесси отправилась в Филадельфию, чтобы принять участие в конкурсе на стипендию Мэрион Андерсон. Там её похвалили, однако стипендии не дали. Зато буквально через несколько дней, после прослушивания в Говардском университете в Вашингтоне, Джесси приняли туда на полное обеспечение – Говард она окончила с отличием в 1967 году. Следующим шагом была школа музыки при университете штата Мичиган, где ее наставниками стали Пьер Бернак, Элизабет Мэннион и Уиллис Паттерсон. Паттерсон впоследствии говорил в интервью, что был поражён, услышав голос Норман – это тогда, когда ей было 22 года и ещё невозможно было предсказать, во что этот голос разовьётся. Однако главный педагог Джесси по вокалу, известный французский баритон Пьер Бернак, поначалу видел её больше как камерную певицу, что сказывалось прежде всего в придирчивом и нетипичном выборе репертуара. Джесси и саму не тянуло к стандартной карьере, ей казалось, что певиц, хорошо выступающих в итальянских операх, и так предостаточно – хотелось попробовать себя в чём-то другом.

Окончив в 1968 году университет и получив степень магистра музыки, Норман несколько месяцев готовилась к музыкальному конкурсу в Мюнхене. Конкурс она выиграла, получила прекрасную критику, в которой называлась величайшим сопрано со времен Лотты Леманн – и в 1969 году заключила трёхлетний контракт с берлинской Дойче Опер, где через год блестяще дебютировала в партии Элизабет в «Тангейзере» Вагнера. Тогда же Норман стала активно сотрудничать с другими европейскими театрами. В 1970 году спела во Флоренции в «Деборе» Генделя, в 1971 – там же в «Африканке» Мейербера, в «Идоменее» Моцарта в Риме и затем Графиню в «Свадьбе Фигаро» на Берлинском фестивале. Партия Графини с оркестром BBC под управлением Колина Дэвиса стала и первой аудиозаписью, принесшей ей множество поклонников по всему миру.
В 1972 году Норман дебютировала в Ла Скала, где исполнила Аиду Верди, и в Ковент-Гардене с партией Кассандры в «Троянцах» Берлиоза. С той же Аиды в концертном исполнении началось её первое турне по США. Следующее было предпринято уже в следующем году и закончилось выступлением в ньюйокском Линкольн-центре Репертуар Норман составляли тогда Вагнер, Штраусс, Брамс и Сати, и критики не преминули отметить незаурядный ум, вкус и эмоциональную глубину певицы.

Вернувшись в Лондон в середине 1970-х годов, Норман в течение пяти лет не выступала в опере. Да и концертов давала не много, добавив, однако, в свой и без того продвинутый репертуар сольные произведения Шуберта, Малера и современных американских композиторов. Причиной этого затишья – впрочем, весьма условного – было желание поработать над техникой и развить свой вокальный диапазон. Иронически настроенные комментаторы, правда, утверждали, что истинная подоплека крылась в массивном телосложении певицы, не позволяющем ей выходить на оперные подмостки. Но кого и когда смущала полнота многих ведущих сопрано? Другое дело - высокий рост. Тут Джесси Норман в определённом смысле и правда не повезло. И, не всегда имея возможность реализовываться в оперных представлениях, она действительно исполняла некоторые свои коронные номера, такие как «Liebestod» из «Тристана и Изольды», только в концертах. Вообще же, по признанию самой певицы, лучше всего на сцене она чувствовала себя в ролях королев. Да, как это ни удивительно на первый взгляд, но любимая её партия у Верди вовсе не прекрасная Аида, а Леди Макбет – словом, если и был тут какой комплекс, то у Джесси Норман он получился истинно королевским.

В свете этих "масштабных" проблем - большая удача, что впоследствии ей удалось таки выступить на сцене Метрополитен как Зиглинде в "Валькирии", где её партнёром был замечательный Гэри Лэйкс (см. ниже: картинка 6). Эта запись с совершенно великолепным составом исполнителей, возможно, вообще лучшая "Валькирия" за последние 30 лет; конкретные вокальные претензии там можно высказать разве что постаревшей Кристе Людвиг в роли Фрики. Конечно, столь "заглублённая" во всех отношениях Зиглинда, как Норман, убеждает не всех, однако представить такой полюсный (по контрасту со многими облегчёнными) вариант исполнения этой партии в любом случае стоило. Спасибо Джеймсу Ливайну также следует сказать и за аудио "Парсифаля" с Норман, хотя эта запись в целом более спорна.

Но всё это было уже потом, а на оперную сцену Джесси Норман вернулась - и вернулась триумфально - в октябре 1980 года как Ариадна в «Ариадне на Наксосе» Рихарда Штрауса в Гамбургской Штатсопер. Эту партию Джесси исполняла и впоследствии - действительно феерично, как никто и никогда. Сам Штраус едва ли мог предположить, что это можно спеть так ярко, насыщенно и "программно". В 1982 году уже состоявшаяся дива наконец-то дебютировала на американской оперной сцене в Филадельфии в двух постановках: «Царя Эдипа» Стравинского и «Дидоны и Энея» Перселла. И лишь в 1983 году состоялся её долгожданный дебют в Метрополитен-опера (отмечавшей тогда своё столетие) в дилогии Берлиоза «Троянцы» - теперь уже в двух партиях, Кассандры и Дидоны. Партнёром Джесси был тогда Пласидо Доминго, и успех постановки превзошёл всякие ожидания.

Дальше были гастроли по всему миру, бесконечные овации от Зальцбурга до Токио, турне по США с Берлинским Филармоническим оркестром, где особенно обратили на себя внимание «Четыре последние песни» Рихарда Штрауса, исполненные певицей на свой особый, спорно-медлительной, но бесспорно завораживающий, технически тончайший и вместе с тем космически-мощный лад. Вообще-то странно, имея такой голос, выбирать для концертных выступлений отрывки из «Саломеи» того же Штрауса, где главная партия написана исключительно и строго для лирического сопрано. Однако в голосе-оркестре Джесси Норман нашлось достаточно лёгкости и соблазнительности, чтобы в 1987 году в турне с Бостонским симфоническим оркестром покорить публику сценами также и из этой оперы.

Из приведённой ниже дискографии видно, что основу репертуара Норманн составляли по большей части оперы и сольные произведения немецких композиторов. Она, кстати, в совершенстве владеет этим языком, любит его и охотно даёт на неё интервью. Однако её французский репертуар простирается во временных рамках едва ли не шире: «Марсельеза», Берлиоз, Бизе, Равель, Пуленк, Сати, Форе – и наконец, абсолютно неожиданно для поклонников «интеллектуальной певицы», запись и многочисленные концертные исполнения песен Мишеля Леграна, по мановению голоса Норман превращающихся из простенького шансона то в великолепный джаз, то в задушевный романс. Будучи на пороге шестидесятилетия, всеми признанная оперная дива лелеяла ещё множество новых планов - от знакомства публики с последними произведениями американских композиторов до усиленного погружения в русскую тему (кстати, песни Мусоргского на русском она таки исполнила). А с конца восьмидесятых до начала двухтысячных певица, продолжая петь в театре и в академических концертах Вагнера и Малера, исполнила и записала несколько дисков спиричуэлз и американских популярных песен.

Джесси Норман уже за шестьдесят, она больше не выступает в опере и нечасто балует публику концертами, ей больше не нужно часами сосредотачиваться в тишине в своём уединённом доме, что всегда было необходимым условием её певческой работы. Теперь она ведёт активную общественную деятельность, помогает молодым артистам и художникам, устраивает праздники афроамериканского культурного наследия, состоит более чем в десятке попечительских советов различных благотворительных фондов и не забывает родную Огасту – там под её крылом находятся колледж и городская Оперная Ассоциация, которая, наверное, и появилась благодаря «одной выдающейся оперной певице, родившейся в этом городе».


© Copyright: wagner.su, 2012
Ссылка на сайт при использовании данного материала обязательна.


Избранная дискография Джесси Норман:
Бетховен, Симфония № 6, оп. 68: "Пастораль", 1981.
Бетховен, Симфония № 9 ре минор, 1987 год.
Берг, Лулу (Сюита), Вино (концертная ария), 1979.
Берлиоз, Летние ночи, 1980.
Берлиоз, Ромео и Джульетта, 1986.
Бизе, Кармен, 1989.
Брамс, Песни, 1983.
Брамс, Немецкий реквием, 1985.
Брамс, Симфония № 3 в F.
Брукнер, Симфония №. 8 до минор, Te Deum, 1981.
Вагнер, Тристан и Изольда и Пять стихотворений Матильды Везендонк, 1975
Вагнер, Песни на стихи Матильды Везендонк, 1986.
Вагнер Лоэнгрин, 1987
Вагнер, Сцены из Тристана и Изольды, Тангейзера, Гибели богов, 1988.
Вагнер, Валькирия, 1988
Вебер, Эврианта, 1975
Верди, Корсар, 1976.
Гайдн, Армида, 1979
Глюк, Альцеста, 1982.
Дебюсси, Блудный сын и др, 1982.
Джесси Норман Live, 1988.
Джесси Норман поет Дюпарка, Равеля, Пуленка, Сати, 1977.
Малер, Песнь о Земле, 1982.
Малер, Симфония 2: "Воскресение", 1984.
Малер, Симфония № 6 ля минор, Песни странствующего подмастерья.
Малер, Симфония № 7 ми минор; Песни об умерших детях.
Моцарт, Свадьба Фигаро, 1971.
Оффенбах, Прекрасная Еленаl, 1985.
Оффенбах, Сказки Гофмана, 1988.
Песни (разных композиторов), 1988.
Перселл, Дидона и Эней, 1986.
Равель, Шехерезада, 1980.
Равель, Песни, 1984.
Священные песни, 1981.
Святки, 1987
Спиричуэлс, 1979.
С песней в моем сердце, 1984.
Стравинский, Царь Эдип, 1983.
Типпетт, Дитя нашего времени, 1975 год.
Форе, Пенелопа, 1982
Шёнберг, Воркующие песни, 1979
Штраус, Четыре последние песни, 1983.
Штраус, Песни, 1986.
Штраус, Ариадна на Наксосе, 1988
Шуберт, Песни, 1973.