Вальтрауд Майер — немецкая певица (драматическое сопрано и меццо-сопрано) Одна из лучших исполнительниц вагнеровских партий Кундри, Изольды, Венеры, Ортруды и Зиглинды конца 20 – начала 21 века. Обладает, помимо прекрасного голоса, очень своеобразным актёрским талантом и потрясающей сценичностью, ставящими её в один ряд с лучшими вагнеровскими певицами всех времён и народов. Также с успехом выступает как меццо-сопрано во французском и итальянском репертуаре. Вальтрауд Майер родилась 9 января 1956 года в небольшом баварском городе Вюрцбурге, имеющем, однако, несмотря на скромные размеры, собственную консерваторию и университет с шестисотлетней историей. Музыкой будущая певица занималась с детства, как и её брат и сестра. Но в игре на фортепиано и блокфлейте Вальтрауд, по собственному признанию, не очень преуспела. А вот пение - в хоре или просто так, для себя – всегда было для неё самым естественным способом самовыражения – настолько естественным, что поначалу ей и в голову не приходило делать из этого профессию. После школы она поступила на англо-романский факультет университета, продолжая вместе с тем брать частные уроки вокала. Через год такого двойного обучения её преподаватель, профессор Дитгер Якоб, предложил Вальтрауд пройти прослушивание в Вюрбургской опере. Это было довольно неожиданно, тем более что в то время юную студентку куда больше привлекала современная музыка, чем классическая. Однако она заинтересовалась, пошла, и была принята. В 1976 году Майер дебютировала в опере родного города с партией Лолы в «Сельской чести», после чего решила оставить университет и серьёзно заняться певческой карьерой. Ни законченного вокального, ни актёрского образования Майер, однако, так и не получила – её школой были театры, а наставниками режиссёры. Сперва она чувствовала себя на сцене достаточно скованно, но упорно, шаг за шагом, училась уверенности в себе и артистическому мастерству. В 1978 певица перешла в Мангеймский оперный театр, где начала с Эрды в «Золоте Рейна» и за два года освоила более 30 ролей меццо-репертуара. Вагнеровские партии привлекали её уже тогда – не только вокальной и внутренней насыщенностью, но и тонкой фонетической проработкой текста, дающего артисту дополнительные возможности в трактовке роли. За Мангеймом последовала работа в оперных труппах Дортмунда, Ганновера и наконец Штуттгарта (1985-1988) – главной немецкой кузницы вагнеровских певцов, а также смелых концептуальных режиссёрских постановок. Международный дебют Вальтрауд Майер состоялся в 1980 году в Буэнос-Айресе с Фрикой в "Валькирии". Однако настоящий триумф ожидал певицу в 1983 году в Байройте, куда она без всякого приглашения позвонила сама – и после прослушивания была сразу поставлена петь Кундри в «Парсифале». С тех пор и до 2000 года Майер выступала в Байройте практически ежегодно – сперва в партиях Кундри и Вальтрауты, а с 1993 года года шесть лет пела Изольду (дольше в этой роли продержалась на фестивале только Биргит Нильссон). В последний год участия в фестивале Вальтрауд Майер исполнила Зиглинду в «Кольце тысячелетия» с Пласидо Доминго, с которым и дебютировала в этой партии в Вене восьмью годами раньше и затем выступала дуэтом в Ла Скала (см. ниже картинку 3). В Байройте же с началом нового тысячелетия у Вальтрауд возникла типическая для многих певцов ситуация «непримиримых разногласий» с Вольфгангом Вагнером, и сотрудничество с фестивалем было прекращено. Таким образом, начало девяностых годов стало для певицы временем перехода к ролям драматического сопрано. Естественно, Изольда, которую она готовила четыре года, стала не первой её партией в этом репертуаре. Сперва были Венера в «Тангейзере»в Вене в 1989 и в Гамбурге в 1990, Донна Эльвира в «Дон Жуане» в Ницце в 1991 и Мария в «Воццеке» Берга в Париже в 1992 году. Однако Вальтрауд Майер продолжала петь и классические меццосопрановые партии (Амнерис в «Аиде» Верди, Маргариту в «Осуждении Фауста» Берлиоза и т.д.) Что удивительно, именно в этом «исконном» репертуаре у певицы случился серьёзный провал, причём когда карьера её была на самом пике и европейская публика едва ли не поголовно влюбилась в новую обворожительную звезду. Но то европейская – а неприятность случилась в "Метрополитен-опера", и это был дебют Майер в самой известной меццосопрановой партии – Кармен. Режиссёром той постановки 1996 года был прославленный Франко Дзиффирелли, сделавший оперу в подчёркнуто фольклорном, натуралистичном стиле, в который Вальтрауд Майер вписаться не смогла. Певица получила массу негативной критики, более чем прохладный приём публики и впоследствии вспоминала о том времени, как о сплошном кошмаре. Однако г-жа Майер – сильный человек, и кошмар этот она пережила, ни словом не упрекнув режиссёра, а наоборот, подчёркивая своё непреходящее к нему уважение. «Просто наши стили не подходят друг другу, и на ошибках надо учиться», – сделала она вывод и… через девять лет рискнула ещё раз, прекрасно понимая, что этот шанс для неё последний. Дрезденская Кармен Майер имела успех, сопоставимый с успехом её вагнеровских ролей. Двумя годами раньше, в 2003, певица получила «Грэмми» в категории «Лучшая оперная запись» за «Тангйзера» с Петером Зайфертом и Рене Папе под управлением Даниэля Баренбойма. Вообще певица успешно сотрудничала со многими выдающимися дирижёрами – Клаудио Аббадо, Зубином Метой, Лорином Маазелем, Кентом Нагано, Бернардом Хайтинком – однако с Баренбоймом, пожалуй, наиболее плодотворно. Помимо «Тангейзера» Майер записала с ним «Тристана и Изольду», «Парсифаля», «Кольцо нибелунга» – и это только если говорить о Вагнере, но ведь были ещё записи Р. Штрауса, Малера, Бетховена, Берга – а сколько ещё постановок и концертов!.. Кстати говоря, столь долгая и плодотворная работа с феноменально интеллектуальным и не самым простым в общении маэстро характеризуют отчасти и саму певицу, опровергая слухи о её повышенно тяжёлом характере, зато доказывая правоту тех, кто утверждает, что она просто умна. Впрочем, у Вальтрауд Майер вообще никогда не было сколько-нибудь серьёзных проблем с дирижёрами, да и с режиссёрами, за парой исключений, тоже. Иное дело директора театров и музыкальные критики. О последних певица отзывается особенно нервно – ведь многие из них ничего не понимают в пении и тем не менее берутся судить! Надо отдать г-же Майер должное, она достаточно самокритична и, возможно, как раз поэтому полагает, что дополнительные «стимуляторы» ей ни к чему – хватит её собственного перфекционизма, ну а если что не так, подскажут коллеги, которым она доверяет. С другой стороны, певица признаёт, что должна иногда щадить себя и выбирать, что важнее, техническое совершенство или выразительность – и если такой вопрос встаёт, она, безусловно, отдаёт предпочтение передаче мыслей и эмоций. Стоит ли после этого обижаться на музыкальных критиков? Тем более что найти в прессе отрицательные отзывы на выступления экспрессивной примадонны, по крайней мере за последние пятнадцать лет, довольно затруднительно. Если кто из пишущей братии и позволяет себе отметить резковатый голос певицы в верхнем регистре, то артистический талант, сценическую харизму и захватывающую убедительность создаваемых ею образов критики готовы славить, кажется, бесконечно. Даже дотошные и не слишком лояльные к немецким певцам англичане и американцы признают, что в лучшие свои моменты, сочетающие великолепно прорезающий оркестровую ткань вокал, абсолютную драматическую достоверность и колдовскую эротичность, Вальтрауд Майер – сбывшаяся мечта несбыточных мечтаний Вагнера. На этом можно было бы и остановиться, однако Вальтрауд Майер всё же в первую очередь певица. За последние десять лет она дважды предпринимала мировые концертные турне (с заездом в т.ч. в Россию) с неоперной программой – Бах, Брамс, Шуберт, Малер, Вольф, Р. Штраус – и приучила таки международную публику к мысли, что может выступать и как тонкий интерпретатор интеллектуального вокально-симфонического и камерно-песенного репертуара. В Германии этот ход рассуждений уяснили, естественно, раньше, и сейчас добрую половину выступлений певицы на родине составляют именно такого рода концерты. Помимо сочинений немецких композиторов Майер давно и успешно исполняет и записывает французов. «Летние ночи» Берлиоза и «Поэма любви и моря» Шоссона значатся в её концертном графике по сей день. Что касается оперы, то приоритеты Вальтрауд Майер тоже определились достаточно давно. Кундри, Изольда и Зиглинда – это те роли, которые, с одной стороны, ощущается ею как личностно близкие, а с другой, своей философской и музыкальной глубиной дают большие возможности для поиска новых смыслов и трактовок. Если говорить опять же о настоящем моменте, то в репертуаре певицы пока что присутствуют все её главные партии. Последних своих Кундри и Фиделио она сделала в Вене в 2011 году; Изольду – в 2007-09 в Ла Скала (с Й. Сторей, см. ниже картинку 5); Зиглинду исполнила там же в 2010. В двух последних немецко-итальянских постановках Майер сейчас поёт в Берлине (и в обеих берлинских версиях, кстати, мужской состав лучше: Вотан в "Валькирии" - Рене Папе; Курвенал в "Тристане" - Роман Трекель). В Мюнхене Майер выступает в ролях Венеры, Ортруды и Марии («Воццек»); последнюю она исполняла в 2011 году также в Мет. Из «активных» не вагнеровских партий следует ещё отметить её Сантуццу в «Сельской чести» и Клитемнестру в «Электре» (последняя продукция этой оперы с Майер на Зальцбургском фестивале 2010 года была записана). В 2005 году Вальтрауд Майер была удостоена почётного французского титула командора Ордена искусств и литературы. А в 2011 году получила «Мемориальное кольцо Лотте Леманн», престижную награду, вручаемую Венской оперой по выбору самих певиц – предшествующих обладательниц кольца. Майер стала четвёртой обладательницей этой реликвии после знаменитых вагнеровских сопрано Лотте Леманн, Леони Ризанек и Хильдегард Беренс. Вальтрауд Майер живёт в Мюнхене, «городе одиноких людей» – таков, к сожалению, один из итогов последних двадцати лет баварского процветания. Но сбывшейся мечте Вагнера этот город подходит. Она не слишком любит говорить о своей семье, категорически отказывается – о личной жизни и, несмотря на естественное для красавицы-певицы обилие романтических историй, никогда не была замужем. Дома она с удовольствием готовит, слушает джаз, катается на велосипеде и гуляет в горах (это, правда, уже не совсем в Мюнхене, но близко). Ещё есть тренажёрный зал и друзья, с которыми певица, несмотря на занятость, очень старается поддерживать отношения. В свои 56 лет оперная звезда даёт по три-четыре представления в месяц и, конечно, уже задумывается о том, сколько ей ещё суждено петь. Однако явно не торопится определяться, что делать после «часа икс». Варианты ответов пока колеблются от «спокойно смириться и продолжать жить» до «я люблю запах сцены и хочу продолжать играть». Что интересно, великие вагнеровские сопрано прошлого выбирали преимущественно первый вариант, а вот меццо, наоборот, второй – что в общем-то можно объяснить и объективными причинами, как-то наличием в операх ролей «нянюшек» в основном для низких голосов, но, очевидно, дело не только в этом. И что-то подсказывает, что уж кто-кто, а Вальтрауд Майер едва ли легко «замирится» с театром на преподавательской или общественной деятельности. В ноябре 2012 года московская публика в очередной раз имела шанс послушать майеровского зрелого, блистающего не столько чистотой, сколько метафизической глубиной Вагнера, а именно, песни на стихи Матильды Везендонк и «Isoldes Liebestod» в сопровождении оркестра п/у Спивакова. В юбилейном 2013 году Вагнера в выступлениях певицы, естественно, будет много – в частности, Зиглинда и Вальтраута в уже упомянутом берлинско-миланском «Кольце» и Изольда в Мюнхене. А под самый конец года, в декабре, примадонна снова вернётся в Москву, закрывать фестиваль "Королевы Оперы" - и без Вагнера тут тоже вряд ли обойдётся. Однако в планах певицы на следующий год не только Вагнер. Ожидается также премьера «Электры» в постановке Патриса Шеро в "Метрополитен-опера" с её участием. Кажется, когда-то в этом театре с Вальтрауд Майер случился некий казус?.. Но публика припоминает его с трудом – и забыла бы совсем, если бы не некоторые падкие до «жареного» критики, которым оперная дива в данном случае охотно идёт навстречу. Как истинной актрисе ей, похоже, не интересна роль без драматической коллизии – даже в такой замечательной пьесе, как «Победная песнь прекрасной Вальтрауд».
Избранная дискография Вальтрауд Майер: Бетховен, Торжественная месса, 1994
|
|||
Последние комментарии
16 недель 5 дней назад
17 недель 10 часов назад
17 недель 5 дней назад
22 недели 4 дня назад
22 недели 4 дня назад
23 недели 1 день назад
23 недели 2 дня назад
23 недели 2 дня назад
24 недели 1 день назад
24 недели 2 дня назад