Вальтрауд Майер

Вальтрауд Майер — немецкая певица (драматическое сопрано и меццо-сопрано) Одна из лучших исполнительниц вагнеровских партий Кундри, Изольды, Венеры, Ортруды и Зиглинды конца 20 – начала 21 века. Обладает, помимо прекрасного голоса, очень своеобразным актёрским талантом и потрясающей сценичностью, ставящими её в один ряд с лучшими вагнеровскими певицами всех времён и народов. Также с успехом выступает как меццо-сопрано во французском и итальянском репертуаре.

Вальтрауд Майер родилась 9 января 1956 года в небольшом баварском городе Вюрцбурге, имеющем, однако, несмотря на скромные размеры, собственную консерваторию и университет с шестисотлетней историей. Музыкой будущая певица занималась с детства, как и её брат и сестра. Но в игре на фортепиано и блокфлейте Вальтрауд, по собственному признанию, не очень преуспела. А вот пение - в хоре или просто так, для себя – всегда было для неё самым естественным способом самовыражения – настолько естественным, что поначалу ей и в голову не приходило делать из этого профессию.

После школы она поступила на англо-романский факультет университета, продолжая вместе с тем брать частные уроки вокала. Через год такого двойного обучения её преподаватель, профессор Дитгер Якоб, предложил Вальтрауд пройти прослушивание в Вюрбургской опере. Это было довольно неожиданно, тем более что в то время юную студентку куда больше привлекала современная музыка, чем классическая. Однако она заинтересовалась, пошла, и была принята. В 1976 году Майер дебютировала в опере родного города с партией Лолы в «Сельской чести», после чего решила оставить университет и серьёзно заняться певческой карьерой.

Ни законченного вокального, ни актёрского образования Майер, однако, так и не получила – её школой были театры, а наставниками режиссёры. Сперва она чувствовала себя на сцене достаточно скованно, но упорно, шаг за шагом, училась уверенности в себе и артистическому мастерству. В 1978 певица перешла в Мангеймский оперный театр, где начала с Эрды в «Золоте Рейна» и за два года освоила более 30 ролей меццо-репертуара. Вагнеровские партии привлекали её уже тогда – не только вокальной и внутренней насыщенностью, но и тонкой фонетической проработкой текста, дающего артисту дополнительные возможности в трактовке роли. За Мангеймом последовала работа в оперных труппах Дортмунда, Ганновера и наконец Штуттгарта (1985-1988) – главной немецкой кузницы вагнеровских певцов, а также смелых концептуальных режиссёрских постановок.

Международный дебют Вальтрауд Майер состоялся в 1980 году в Буэнос-Айресе с Фрикой в "Валькирии". Однако настоящий триумф ожидал певицу в 1983 году в Байройте, куда она без всякого приглашения позвонила сама – и после прослушивания была сразу поставлена петь Кундри в «Парсифале». С тех пор и до 2000 года Майер выступала в Байройте практически ежегодно – сперва в партиях Кундри и Вальтрауты, а с 1993 года года шесть лет пела Изольду (дольше в этой роли продержалась на фестивале только Биргит Нильссон). В последний год участия в фестивале Вальтрауд Майер исполнила Зиглинду в «Кольце тысячелетия» с Пласидо Доминго, с которым и дебютировала в этой партии в Вене восьмью годами раньше и затем выступала дуэтом в Ла Скала (см. ниже картинку 3). В Байройте же с началом нового тысячелетия у Вальтрауд возникла типическая для многих певцов ситуация «непримиримых разногласий» с Вольфгангом Вагнером, и сотрудничество с фестивалем было прекращено.

Таким образом, начало девяностых годов стало для певицы временем перехода к ролям драматического сопрано. Естественно, Изольда, которую она готовила четыре года, стала не первой её партией в этом репертуаре. Сперва были Венера в «Тангейзере»в Вене в 1989 и в Гамбурге в 1990, Донна Эльвира в «Дон Жуане» в Ницце в 1991 и Мария в «Воццеке» Берга в Париже в 1992 году. Однако Вальтрауд Майер продолжала петь и классические меццосопрановые партии (Амнерис в «Аиде» Верди, Маргариту в «Осуждении Фауста» Берлиоза и т.д.) Что удивительно, именно в этом «исконном» репертуаре у певицы случился серьёзный провал, причём когда карьера её была на самом пике и европейская публика едва ли не поголовно влюбилась в новую обворожительную звезду. Но то европейская – а неприятность случилась в "Метрополитен-опера", и это был дебют Майер в самой известной меццосопрановой партии – Кармен. Режиссёром той постановки 1996 года был прославленный Франко Дзиффирелли, сделавший оперу в подчёркнуто фольклорном, натуралистичном стиле, в который Вальтрауд Майер вписаться не смогла. Певица получила массу негативной критики, более чем прохладный приём публики и впоследствии вспоминала о том времени, как о сплошном кошмаре. Однако г-жа Майер – сильный человек, и кошмар этот она пережила, ни словом не упрекнув режиссёра, а наоборот, подчёркивая своё непреходящее к нему уважение. «Просто наши стили не подходят друг другу, и на ошибках надо учиться», – сделала она вывод и… через девять лет рискнула ещё раз, прекрасно понимая, что этот шанс для неё последний.

Дрезденская Кармен Майер имела успех, сопоставимый с успехом её вагнеровских ролей. Двумя годами раньше, в 2003, певица получила «Грэмми» в категории «Лучшая оперная запись» за «Тангйзера» с Петером Зайфертом и Рене Папе под управлением Даниэля Баренбойма. Вообще певица успешно сотрудничала со многими выдающимися дирижёрами – Клаудио Аббадо, Зубином Метой, Лорином Маазелем, Кентом Нагано, Бернардом Хайтинком – однако с Баренбоймом, пожалуй, наиболее плодотворно. Помимо «Тангейзера» Майер записала с ним «Тристана и Изольду», «Парсифаля», «Кольцо нибелунга» – и это только если говорить о Вагнере, но ведь были ещё записи Р. Штрауса, Малера, Бетховена, Берга – а сколько ещё постановок и концертов!..

Кстати говоря, столь долгая и плодотворная работа с феноменально интеллектуальным и не самым простым в общении маэстро характеризуют отчасти и саму певицу, опровергая слухи о её повышенно тяжёлом характере, зато доказывая правоту тех, кто утверждает, что она просто умна. Впрочем, у Вальтрауд Майер вообще никогда не было сколько-нибудь серьёзных проблем с дирижёрами, да и с режиссёрами, за парой исключений, тоже. Иное дело директора театров и музыкальные критики. О последних певица отзывается особенно нервно – ведь многие из них ничего не понимают в пении и тем не менее берутся судить!

Надо отдать г-же Майер должное, она достаточно самокритична и, возможно, как раз поэтому полагает, что дополнительные «стимуляторы» ей ни к чему – хватит её собственного перфекционизма, ну а если что не так, подскажут коллеги, которым она доверяет. С другой стороны, певица признаёт, что должна иногда щадить себя и выбирать, что важнее, техническое совершенство или выразительность – и если такой вопрос встаёт, она, безусловно, отдаёт предпочтение передаче мыслей и эмоций. Стоит ли после этого обижаться на музыкальных критиков? Тем более что найти в прессе отрицательные отзывы на выступления экспрессивной примадонны, по крайней мере за последние пятнадцать лет, довольно затруднительно. Если кто из пишущей братии и позволяет себе отметить резковатый голос певицы в верхнем регистре, то артистический талант, сценическую харизму и захватывающую убедительность создаваемых ею образов критики готовы славить, кажется, бесконечно. Даже дотошные и не слишком лояльные к немецким певцам англичане и американцы признают, что в лучшие свои моменты, сочетающие великолепно прорезающий оркестровую ткань вокал, абсолютную драматическую достоверность и колдовскую эротичность, Вальтрауд Майер – сбывшаяся мечта несбыточных мечтаний Вагнера.

На этом можно было бы и остановиться, однако Вальтрауд Майер всё же в первую очередь певица. За последние десять лет она дважды предпринимала мировые концертные турне (с заездом в т.ч. в Россию) с неоперной программой – Бах, Брамс, Шуберт, Малер, Вольф, Р. Штраус – и приучила таки международную публику к мысли, что может выступать и как тонкий интерпретатор интеллектуального вокально-симфонического и камерно-песенного репертуара. В Германии этот ход рассуждений уяснили, естественно, раньше, и сейчас добрую половину выступлений певицы на родине составляют именно такого рода концерты. Помимо сочинений немецких композиторов Майер давно и успешно исполняет и записывает французов. «Летние ночи» Берлиоза и «Поэма любви и моря» Шоссона значатся в её концертном графике по сей день.

Что касается оперы, то приоритеты Вальтрауд Майер тоже определились достаточно давно. Кундри, Изольда и Зиглинда – это те роли, которые, с одной стороны, ощущается ею как личностно близкие, а с другой, своей философской и музыкальной глубиной дают большие возможности для поиска новых смыслов и трактовок. Если говорить опять же о настоящем моменте, то в репертуаре певицы пока что присутствуют все её главные партии. Последних своих Кундри и Фиделио она сделала в Вене в 2011 году; Изольду – в 2007-09 в Ла Скала (с Й. Сторей, см. ниже картинку 5); Зиглинду исполнила там же в 2010. В двух последних немецко-итальянских постановках Майер сейчас поёт в Берлине (и в обеих берлинских версиях, кстати, мужской состав лучше: Вотан в "Валькирии" - Рене Папе; Курвенал в "Тристане" - Роман Трекель). В Мюнхене Майер выступает в ролях Венеры, Ортруды и Марии («Воццек»); последнюю она исполняла в 2011 году также в Мет. Из «активных» не вагнеровских партий следует ещё отметить её Сантуццу в «Сельской чести» и Клитемнестру в «Электре» (последняя продукция этой оперы с Майер на Зальцбургском фестивале 2010 года была записана).

В 2005 году Вальтрауд Майер была удостоена почётного французского титула командора Ордена искусств и литературы. А в 2011 году получила «Мемориальное кольцо Лотте Леманн», престижную награду, вручаемую Венской оперой по выбору самих певиц – предшествующих обладательниц кольца. Майер стала четвёртой обладательницей этой реликвии после знаменитых вагнеровских сопрано Лотте Леманн, Леони Ризанек и Хильдегард Беренс.

Вальтрауд Майер живёт в Мюнхене, «городе одиноких людей» – таков, к сожалению, один из итогов последних двадцати лет баварского процветания. Но сбывшейся мечте Вагнера этот город подходит. Она не слишком любит говорить о своей семье, категорически отказывается – о личной жизни и, несмотря на естественное для красавицы-певицы обилие романтических историй, никогда не была замужем. Дома она с удовольствием готовит, слушает джаз, катается на велосипеде и гуляет в горах (это, правда, уже не совсем в Мюнхене, но близко). Ещё есть тренажёрный зал и друзья, с которыми певица, несмотря на занятость, очень старается поддерживать отношения.

В свои 56 лет оперная звезда даёт по три-четыре представления в месяц и, конечно, уже задумывается о том, сколько ей ещё суждено петь. Однако явно не торопится определяться, что делать после «часа икс». Варианты ответов пока колеблются от «спокойно смириться и продолжать жить» до «я люблю запах сцены и хочу продолжать играть». Что интересно, великие вагнеровские сопрано прошлого выбирали преимущественно первый вариант, а вот меццо, наоборот, второй – что в общем-то можно объяснить и объективными причинами, как-то наличием в операх ролей «нянюшек» в основном для низких голосов, но, очевидно, дело не только в этом. И что-то подсказывает, что уж кто-кто, а Вальтрауд Майер едва ли легко «замирится» с театром на преподавательской или общественной деятельности.

В ноябре 2012 года московская публика в очередной раз имела шанс послушать майеровского зрелого, блистающего не столько чистотой, сколько метафизической глубиной Вагнера, а именно, песни на стихи Матильды Везендонк и «Isoldes Liebestod» в сопровождении оркестра п/у Спивакова. В юбилейном 2013 году Вагнера в выступлениях певицы, естественно, будет много – в частности, Зиглинда и Вальтраута в уже упомянутом берлинско-миланском «Кольце» и Изольда в Мюнхене. А под самый конец года, в декабре, примадонна снова вернётся в Москву, закрывать фестиваль "Королевы Оперы" - и без Вагнера тут тоже вряд ли обойдётся.

Однако в планах певицы на следующий год не только Вагнер. Ожидается также премьера «Электры» в постановке Патриса Шеро в "Метрополитен-опера" с её участием. Кажется, когда-то в этом театре с Вальтрауд Майер случился некий казус?.. Но публика припоминает его с трудом – и забыла бы совсем, если бы не некоторые падкие до «жареного» критики, которым оперная дива в данном случае охотно идёт навстречу. Как истинной актрисе ей, похоже, не интересна роль без драматической коллизии – даже в такой замечательной пьесе, как «Победная песнь прекрасной Вальтрауд».


© Copyright: wagner.su, 2012
Ссылка на сайт при использовании данного материала обязательна.


Избранная дискография Вальтрауд Майер:

Бетховен, Торжественная месса, 1994
Бетховен, Симфония № 9, 1996
Бетховен, Фиделио, 1984
Берг, Воццек, 1994
Брамс, Шуберт, Шуман, Песни, 1997
Вагнер, Валькирия, 2002 (Зиглинда)
Вагнер, Гибель Богов, 1991(Вальтраута)
Вагнер, Лоэнгрин (Аббадо), 1994
Вагнер, Лоэнгрин, DVD, 2006
Вагнер, Парсифаль (Баренбойм), 1991
Вагнер, Парсифаль (Гудолл), 1984
Вагнер, Парсифаль (Ливайн), DVD, 2002
Вагнер, Парсифаль (Нагано), DVD, 2005
Вагнер, Тангейзер (Баренбойм), 2003
Вагнер, Тангейзер (Мета), 1994
Вагнер, Тангейзер (Хайтинк), 1985
Вагнер, Тристан и Изольда (Баренбойм, Байройт), DVD, 1995
Вагнер, Тристан и Изольда, (Баренбойм БФО), 2004
Вагнер, Тристан и Изольда, (Мета), DVD, 1998
Вальтрауд Майер поёт Вагнера, 1997
Верди, Дон Карлос, DVD, 2003
Верди, Реквием, 1994
Малер, Песнь о Земле (Баренбойм), 1992
Малер, Песнь о Земле (Маазель), 2000
Малер, Симфония № 2, 1994
Малер, Симфония № 3, 1986
Малер, Симфония № 8, 1993
Моцарт, Дон Жуан, 1992
Моцарт, Реквием, 1987
Сен-Санс, Самсон и Далила, 1992
Штраус Р., Электра, 1996
Штраус, Шуберт, Песни, 2007