Вагнер летом 2014

Для начала дублирую московско-питерские июньские анонсы от уважаемого kineskop:

Санкт-Петербург, Мариинский театр, новая сцена, в рамках фестиваля "Звезды белых ночей":

4 июня - "Золото Рейна"
5 июня - "Валькирия"
7 июня - "Зигфрид"
8 июня - "Гибель богов"

16 июня - "Лоэнгрин"

Москва, МАМТ имени Станиславского
24 июня - "Тангейзер"

Москва, "Новая Опера" имени Е.Колобова
25 июня - "Лоэнгрин"

Другие события, дополнения, соображения, составы на спектакли можно добавлять сюда самостоятельно.

Летучий Голландец, 31.07.14, Мариинский театр, Санкт-Петербург

Санкт-Петербург, Мариинский театр, старая сцена, закрытие фестиваля "Звезды белых ночей"

31 июля - "Летучий Голландец"

Интересно, что оба московских

Интересно, что оба московских летних вагнеровских спектакля, и в Новой Опере и в Стасике, будут представлять «младые надежды» русской дирижёрской школы - Валерий Крицков и Антон Гришанин. Причём последний, с «Тангейзером» - надежда без всяких кавычек, засветившаяся уже не только в Большом, но и в берлинской Deutsche Oper (там, правда, с балетом). В театре им. Станиславского недавно ангажированный дирижёр опер сам пока тоже не ставил, но в постановке «Тангейзера» участвовал с самого начала и, возможно, имеет некий собственный взгляд на предмет.

Да в общем-то это, наверное,

Да в общем-то это, наверное, нормальный такой каникулярный вариант... Хотя фамилия Гришаева мне как будто где-то встречалась и без всякой связи с Вагнером. Что-то я про эту «младую надежду» слышала – то ли хорошее, то ли скандальное – что, впрочем, для театра одно и то же )) Но так или иначе любопытно. Так что отпишитесь, пожалуйста, кто пойдёт, что там за «собственные взгляды на предмет» у товарищей молодых дирижёров.

Уж лето заканчивается, а новых тем все нет

Уж лето заканчивается, а новых тем все нет.
Зайдя на сайт Мариинского театра, я обнаружил там афишу на весь следующий сезон. В частности
Мариинский-2 (новая сцена):

2 марта 2015 года - "Тристан и Изольда", режиссер Дмитрий Черняков

4 марта 2015 года - "Золото Рейна"
5 марта 2015 года - "Валькирия"
7 марта 2015 года - "Зигфрид"
8 марта 2015 года - "Гибель Богов"

30 апреля 2015 года - "Лоэнгрин"

Мариинский-1 (историческая сцена):

17 мая 2015 года - "Летучий Голландец"

Приобретайте билеты заблаговременно :)
http://www.mariinsky.ru/playbill/nextplaybill/?next_playbill_month=show

P.S. На 2016 год афиши пока нет :)

Вы, уважаемый kineskop,

Вы, уважаемый kineskop, просто шумахер! )) Ещё с Байройтом и прочими летними мероприятиями не разобрались, будут какие-то трансляции или нет, ещё местную осеннюю афишу не давали - а Вы уже весеннюю хотите! Давайте всё-таки обождём до конца лета, и тогда уже можно будет дать питерские анонсы как бы на весь сезон. Надеюсь, что убедила...
P.S. Юмор насчёт 2016 оценен ))

Приобретайте билеты заранее.

На зимне-весеннее 2014 года "Кольцо" в Мариинке я билеты покупал в августе 2013, а в сентябре-октябре хороших недорогих билетов (типа 1 ярус середина первый ряд) уже не было. Так что - лучше перебдеть.
P.S. На "Тристан и Изольду" 02.03.2015 я билет уже купил. По поводу "Кольца" - пока что думаю

Убедили. Тема создана здесь.

Убедили. Тема создана здесь. Переносите туда свои анонсы и пишите новые!

"Лоэнгрин", Мариинский театр, 02.08.2014 года, Санкт-Петербург

"Лоэнгрин", Мариинский театр, новая сцена, 02 августа 2014 года

Генрих Птицелов – Михаил Петренко
Лоэнгрин – Сергей Скороходов
Эльза – Виктория Ястребова
Фридрих фон Тельрамунд – Евгений Никитин
Ортруда – Лариса Гоголевская
Королевский глашатай – Александр Никитин

Дирижер пока не объявлен.

Ничего себе - август,

Ничего себе - август, каникулы, святое! А в Питере дым коромыслом...

В Питере "Звезды белых ночей"

В Питере "Звезды белых ночей", и этим все сказано.
Кстати, сегодня посмотрел "Левшу" Р.Щедрина. Сам автор присутствовал.
Короче, я не понял, какое отношение это имеет к музыке вообще и опере в частности.
Сорри за оффтоп, не сдержался, нужно было с кем-то поделиться...

Такой оффтоп оффтопом не

Такой оффтоп оффтопом не считается )) У нас же не только сайт про Вагнера, но и сообщество вагнерианцев, которые и на мало-мальски смежные темы могут поговорить.

"Левшу" Щедрина лично я не слышала, только "Очарованного странника" из его лесковского цикла. Усреднённо-нормальненько это, помнится, прозвучало для моих ушей, хотя запомнилась в итоге лишь эффектная обработка цыганского романса. Но, так или иначе, я считаю, что современные оперы нужно показывать, даже если они не очень удачные. Они же и всегда были разные, просто до нас дошли проверенные временем - и неправильно останавливать этот процесс. Сейчас тоже пишут замечательные оперы (по крайней мере, на мой вкус такие изредка встречаются). И, чтобы они вписались для будущих поколений в общий оперный ряд, нужно писать-писать-писать и ставить-ставить-ставить - ерунда сама по себе отфильтруется, а лучшее останется. Это я ещё, кстати, проблемы "непризнанных гениев" не касаюсь. Ведь далеко не каждый композитор может с первым своим стоящим произведением куда-то пробиться - а последующих при таком необнадёживающем начале может уже и не случиться ((. Так что всеобщая ориентация на проверенное - это даже не палка о двух концах, а чистая коммерция, которой к искусству лучше бы иметь поменьше отношения. Хотя с оперой это, конечно, сложно в силу её большой постановочной затратности.

Между прочим, многие музыканты, современники Вагнера, "Тристана и Изольду" музыкой считать отказывались - притом вполне признавая силу этого произведения. Прокофьев говорил, что начало штраусовского "Так говорил Заратустра" великолепно, но это не музыка. То есть это всегда было спорным вопросом, и никакого единого критерия тут нет и быть не может. Сама я отнюдь не явлюсь поклонницей Щедрина - его музыка это, безусловно, музыка, но она мне в основном не нравится. Однако то, что поставили новую оперу (и не в концертном варианте!), по-моему, хорошо уже само по себе. В наших ведущих театрах и так ставят очень мало нового - пусть будет хоть что-то, иначе они (театры) вообще мхом зарастут ))

"Очарованного странника" я не слышал

"Очарованного странника" я не слышал, а вот "Левша" - это что-то с чем-то...
Вот есть направление в картинописании - импрессионизм (живописью ЭТО называть не хочется). Вот "Левша" - это нечто похожее в музыке.

М-да, пожалуй, на этом месте

М-да, пожалуй, на этом месте дискуссию следовало бы притормозить, но тем не менее рискну продолжить )). Надеюсь, без обид, потому что спор, конечно, не о вкусах, а в очередной раз о терминах и принципах. Дело в том, что для меня-то импрессионизм - одна из высших форм живописи. Моне, Ренуар, Сезанн - куда уж живее! Не то чтобы я была не в состоянии оценить "Ночной дозор", однако, если не восхищаться чисто техническими моментами, я это воспринимаю больше как высококлассную документалистику, авторское видение в таких картинах присутствует ещё не сильно даже у великих (не говоря уж о более посредственных бытописателях). Такая картина говорит о том, как было когда-то, и это тоже по-своему интересно, но она не предлагает открыть мир заново, как полотна Сезанна и музыка Вагнера. Глядя на "Мону Лизу" в окружении современных ей розовых ангелочков на голубых облаках, безусловно, понимаешь, кто тут художник, а кто так, "погулять вышел". И тогда, в своё время, Леонардо да Винчи действительно сказал своё гениальное Новое Слово о Вечном - чем, собственно, и должно заниматься искусство. Но такое Новое Слово о Вечном должны говорить художники каждой эпохи. И по многим причинам, о которых написаны десятки философских трактатов, это Слово со временем становится всё более и более личным.

Можно любить Пушкина, но почему при этом из Булгакова, Пастернака и Платонова нужно непременно выбирать, отрицая остальных или вообще всех в пользу Пушкина? И почему бы не ограничиться в таком случае в музыке Бахом, Генделем и Моцартом? Зачем Вагнер, Чайковский и Малер, если старые мастера уже всё открыли и прописали?

Я, кстати, очень уважаю людей, разбирающихся в реалистической (и старинной, и современной) живописи лучше меня. Но насчёт импрессионизма могу, наверное, вполне ответственно заявить, что музыка Щедрина - это точно не он )). Свет, ясный цвет, приоритет колористики, длинные "эмоциональные" мазки - это скорее про Брукнера, Мусоргского и Дебюсси (которые, к слову, при всех своих различиях дружно начинали с вагнерианства). Музыка Щедрина совсем другая - она и более реалистично окрашена, и более изощрёно-фрагментарна одновременно. Не знаю, каким термином описывают её музыковеды, и возможно, "Левша" это что-то совершенно особенное для Щедрина, но по крайней мере то, что я у него слышала, по-моему, имеет такое же отношение к импрессионизму, как Вагнер к социалистическому реализму ))

"Левшу" - и музыку, и

"Левшу" - и музыку, и постановку - так дружно хвалили на форуме "Классика", что я специально пошла посмотреть-послушать - и осталась под впечатлением, что чувство легкого недоумения вызвано именно чрезмерными ожиданиями :-). Если бы я "с нуля" пошла, то ожидала бы примерно то, что услышала. С импрессионизмом у меня тоже ассоциаций не возникло, скорее с чем-то вроде штрихованного и местами шаржированного коллажа :-))

Но, кстати, это не последняя премьера Щедрина в Мариинском театре, в конце июля обещают хоровую оперу "Боярыня Морозова" на тексты каких-то житий.

Мейстерзингеры из Глайндборна и тишина из Байройта

А Заксы всё молодеют и молодеют, и становятся такие интересные, что никаких Штольцингов вроде уже и нужно... )) Это я, собственно, о глайнборнских "Мейстерзингерах" двухлетней давности, которых нам решили показать по "Меццо" в июле аж 3 раза. Не знаю, стоит ли сильно рекламировать эту постановку - виденные отрывки из неё произвели весьма странное впечатление. В результате совместных усилий Владимира Юровского с ЛФО, режиссёра Дэвида МакВикара и Джеральда Финли в роли Закса я постоянно ловила себя на мысли, что смотрю некую блестящую вариацию на тему "Пиковой Дамы" - ну или ещё чего-то классического русско-трагично-душевного. Возможно, комизм вагнеровской оперы - и музыкальный, и драматический - остался где-то в других, не виденных мною отрывках. Возможно также, там можно слушать и кого-то другого, кроме Финли - например, Бекмессера в исполнении Йоханнеса Мартина Кренцле. И может быть, даже ещё кого-нибудь...

Короче говоря, расписание такое:
15 июля, вторник, 22.30
24 июля, четверг, 17.30
28 июля, понедельник, 17.35

Что касается трансляций из Байройта, то в этом году их, очевидно, не будет. В сущности, всё, что показывают на фестивале этим летом, уже было. Никаких премьер в постюбилейном году, понятно, нет. Все желающие могли услышать нынешних "Тангейзера", "Голландца", "Лоэнгрина" и "Кольцо" летом 2013 и 2014 годов - и практически в тех же составах. Но всё-таки жаль, что радио "Орфей" и "Дойче Велле" не продолжили традицию радиотрансляций с фестиваля. Претензий, естественно, ни к кому никаких - одно только большое спасибо за то, что уже было сделано. И - возможно, я даже недооцениваю пробивные вагнерианские способности Анастасии Буцко. Последняя суббота июля на "Орфее" у неё ещё будет, и всякое там ещё может случиться - фестиваль-то как раз в пятницу перед этим начинается.
Кстати, уважаемые друзья, если кто сподобился успешно поучаствовать в октябрьской он-лайн гонке за билетами, делитесь впечатлениями - и о гонке, и о самом фестивале, конечно.

Трансляция из Байройта на

Трансляция из Байройта на "Радио Орфей" на самом деле была. Но не в субботу, а в пятницу, с открытия. Открывался фестиваль в этом году "Тангейзером". Состав был, кажется, действительно тот же, что и в прошлом году, но исполнение мне понравилось меньше. Я не слышал начала, где произошёл скандальный технический срыв с последующим выводом публики из зала. Но, кажется, оркестр и Торстен Керль так и не оправились от этой неприятности до конца представления. Обсуждать, мягко говоря, странную режиссёрскую трактовку оперы и злорадствовать по поводу её технических проблем не хочется. Камилла Нилунд и Маркус Айхе спели отлично, по крайней мере их сбой в начале первого акта не коснулся.

М-да, почитала я про этот

М-да, почитала я про этот скандал, и в кои-то веки от всей души посочувствовала баройтским деятелям и деятельницам. Привлекать публику такими вещами им без надобности, её и так хватает, а вот спонсорские и государственные деньги бардака не одобряют и, того гляди, могут от него убежать. Но что мне, откровенно говоря, понравилось в всей этой истории, так это то, что теперь я нисколько не жалею, что "Тангейзера" того не слушала ))