Маэстро и литераторы. Рихард Вагнер как катализатор новых литературных течений

Данный подраздел возник как результат дискуссии о влиянии Рихарда Вагнера на европейскую литературу конца 19 - 20 века. Проводившийся на сайте опрос на эту тему поначалу давал результаты стандартно-патриотические. Голоса набирали в основном бурно осенённый вагнеровским вниманием Ницше, музыкальнейший из писателей Томас Манн - плюс родные и любимые нами Булгаков и Маяковский, в произведениях которых наши продвинутые пользователи тоже явственно расслышали раскаты и арпеджио вагнеровского влияния.

Однако такой результат показался нам несправедливым и недостаточным, поэтому администрация разместила дополнительно две статьи о влиянии Вагнера, в частности, на французский символизм и декаданс. И заинтересованные пользователи поддержали эту дискуссию, предложив ещё ряд ссылок на материалы по теме. Ссылки эти относятся преимущественно к текстам, которые мы на сайте разместить не можем - диссертации, аннотации к диссертациям, объёмные труды в PDF. Это, что называется, не наш формат, но данные материалы могут быть многим интересны. Поэтому мы все эти ссылки помещаем в конце данной статьи и призываем всех пополнять нашу "вагнеро-влиятельную" ссылочную коллекцию. Также можно присылать статьи, более соответствующие стилистике нашего сайта, которые будут опубликованы целиком.

Обсуждение вагнеровского влияния практически на все виды искусства и на многих выдающихся представителей совершенно разных школ поистине неисчерпаемо. Если можно сделать такое сравнение, вагнеровская тема была примерно так же актуальна на рубеже веков в интеллигентной среде, как сейчас фильмы Линча, фон Триера, Тарантино и Земекиса вместе взятые. И априори можно сказать: если кто услышит вагнеровский революционный порыв в стихах Маринетти - он наверняка прав, и кто увидит пост-вагнеровскую мифологичность в произведениях Кафки - наверняка прав тоже. Даже в стиле, к которому Рихард Вагнер приложил руку в наименьшей степени - в реализме - его следы и то можно при желании кое-где обнаружить.

Собственно дискуссия у нас тут поначалу разгорелась по поводу статьи не то чтобы идейно спорной, а, напротив, идейно бесспорной, ибо с идеями там было вообще негусто. Но в качестве введения в тему материал показался нам вполне хорош. Сама эта статья Е.Г. Соколова "Модерн — декаданс: Р. Вагнер и символизм" и дискуссия вокруг неё теперь является дочерней страницей данного раздела, как и опубликованная вслед за ней статья Т. Ю. Яковлевой о музыкальной критике Шарля Бодлера. Надеемся, что этот случайно сложившийся перекос во "французскую часть программы" - явление сугубо временное и никого не собьёт с толку. Здесь можно обсуждать и давать любые материалы по теме вплоть до дадаистов, экзистенциалистов и фантастов. И даже не обязательно европейских. Это опрос у нас был про европейских писателей, а дальше можно бодрой поступью хоть в латиноамериканский мистический реализм, хоть в биографию Юкио Мисимы, хоть ещё куда, где только остановится ваш, дорогие наши пользователи, острый взгляд.

Ссылки по теме:
Введение и заключение диссертации Девятовой Н.Н. "Рихард Вагнер в контексте культурфилософской мысли Германии и России XIX - начала XX в."
Филипп Лаку-Лабарт "Musica Ficta. Фигуры Вагнера"
Бартош Н.Ю., введение в диссертацию "Мифопоэтика модерна в творчестве Оскара Уайльда"
Игорь Кондаков, Юлия Корж "Вагнер и русский Серебряный век"