Философия

А. В. Луначарский. Путь Рихарда Вагнера (к 50–летию со дня смерти)

Статья впервые опубликована под заголовком "Рихард Вагнер" в журнале «Советская музыка», М., 1932, № 3, май—июнь.
Переиздана в газете «Известия», № 43, 13 февраля 1933 г.

.

Вновь и вновь ставится перед всем человечеством вопрос о Рихарде Вагнере в связи с 50–летием со дня его смерти.

Но для нас уже слишком ясно, что решать этот вопрос с точки зрения «современного человечества» никоим образом нельзя, ибо никакого такого целостного современного человечества не существует. Решать вопрос приходится по–новому — уже постольку, поскольку дело идет о переоценке Вагнера с точки зрения побеждающего пролетариата и создаваемой им новой социалистической культуры.

Попробуем в сжатом итоге отдать себе отчет в нашем отношении к этому гениальному и сложному мастеру.

I

Часто и справедливо говорят о гипнотизирующей, обвораживающей силе музыки Вагнера.

О морали в операх Вагнера

Осмысленность обсуждения темы "Морали и аморальности в произведениях Вагнера" как минимум зависит от определения, что такое мораль. Я не смотрела в Википедии или ещё где-то, потому что у меня есть на этот счет свое мнение - если оно совпадает с общепринятым или с мнением каких-нибудь великих, я только порадуюсь :-). Но изложу по-своему.

Рихард Вагнер. Публика и популярность

(Статья написана в 1871 году в Байройте, в период работы над "Парсифалем". Перевод О. Смолян*, ок. 1960)

Плохое еще не плохо: всем зримо его уродство.
Посредственность — вот что плохо:
В ней видят с хорошим сходство.

I

Richard Wagner. DIE REVOLUTION


Richard Wagner. DIE REVOLUTION.

Рихард Вагнер. Искусство и революция

Опубликовано Sletelena в Сб, 2014-01-25 19:54

Статья "Искусство и революция" выросла из изначально небольшой брошюры "Революция" (1849), которая напечатана не была. Отчасти из-за своего яростно-революционного пыла, отчасти из-за размытости темы, которую известные Вагнеру издатели просто не могли подогнать под тогдашние академические форматы. Обращаться же туда, где был напечатан "Манифест Коммунистической партии", Вагнеру, по-видимому, самому не приходило в голову. В "Искусстве и Революции" автором были исправлены фактически оба смущавших издателей "недостатка", благодаря чему статья и увидела свет.

Рихард Вагнер. Искусство и революция (перевод И. Ю-са, 1908)

(Статья написана в 1849 году в Цюрихе, после бегства из Дрездена и посещения Парижа. Перевод И. Ю-са, 1908)

RSS-материал