Философия

О морали в операх Вагнера

Осмысленность обсуждения темы "Морали и аморальности в произведениях Вагнера" как минимум зависит от определения, что такое мораль. Я не смотрела в Википедии или ещё где-то, потому что у меня есть на этот счет свое мнение - если оно совпадает с общепринятым или с мнением каких-нибудь великих, я только порадуюсь :-). Но изложу по-своему.

Рихард Вагнер. Публика и популярность

(Статья написана в 1871 году в Байройте, в период работы над "Парсифалем". Перевод О. Смолян*, ок. 1960)

Плохое еще не плохо: всем зримо его уродство.
Посредственность — вот что плохо:
В ней видят с хорошим сходство.

I

Richard Wagner. DIE REVOLUTION


Richard Wagner. DIE REVOLUTION.

Рихард Вагнер. Искусство и революция

Опубликовано Sletelena в Сб, 2014-01-25 19:54

Статья "Искусство и революция" выросла из изначально небольшой брошюры "Революция" (1849), которая напечатана не была. Отчасти из-за своего яростно-революционного пыла, отчасти из-за размытости темы, которую известные Вагнеру издатели просто не могли подогнать под тогдашние академические форматы. Обращаться же туда, где был напечатан "Манифест Коммунистической партии", Вагнеру, по-видимому, самому не приходило в голову. В "Искусстве и Революции" автором были исправлены фактически оба смущавших издателей "недостатка", благодаря чему статья и увидела свет.

Рихард Вагнер. Искусство и революция (перевод И. Ю-са, 1908)

(Статья написана в 1849 году в Цюрихе, после бегства из Дрездена и посещения Парижа. Перевод И. Ю-са, 1908)

Томас Манн. Страдания и величие Рихарда Вагнера

Доклад по случаю пятидесятилетия смерти Рихарда Вагнера был прочитан Томасом Манном в Мюнхенском университете 10 февраля 1933 года, накануне фашистского переворота. Ясное и неприкрытое развенчание автором нацистского вагнеровского мифа, естественно, вызвало крайне негативную реакцию баварских властей, тут же включивших против писателя весь арсенал подвластной им пропаганды. Буквально на следующий день появилось открытое письмо под названием «Протест вагнеровского города Мюнхена» за пятьюдесятью подписями. Однако столь резво и удачно собранный протест был вызван в действительности совершенно различными причинами. В докладе было достаточно поводов для полемики и помимо политики. Эстетические критерии и философские выкладки Томаса Манна порой неоднозначны и не являются истиной в последней инстанции.

RSS-материал