Личность

А. В. Луначарский. Путь Рихарда Вагнера (к 50–летию со дня смерти)

Статья впервые опубликована под заголовком "Рихард Вагнер" в журнале «Советская музыка», М., 1932, № 3, май—июнь.
Переиздана в газете «Известия», № 43, 13 февраля 1933 г.

.

Вновь и вновь ставится перед всем человечеством вопрос о Рихарде Вагнере в связи с 50–летием со дня его смерти.

Но для нас уже слишком ясно, что решать этот вопрос с точки зрения «современного человечества» никоим образом нельзя, ибо никакого такого целостного современного человечества не существует. Решать вопрос приходится по–новому — уже постольку, поскольку дело идет о переоценке Вагнера с точки зрения побеждающего пролетариата и создаваемой им новой социалистической культуры.

Попробуем в сжатом итоге отдать себе отчет в нашем отношении к этому гениальному и сложному мастеру.

I

Часто и справедливо говорят о гипнотизирующей, обвораживающей силе музыки Вагнера.

Фильм о Вагнере на канале Культура

Очень хотелось посмотреть фильм, хотя по сложившейся в СМИ нехорошей традиции, можно было ожидать от него чего угодно, но только не разбора музыкальных достоинств гения. Название "Вагнер. Секретные материалы" также не особенно обнадеживало. Так и вышло. собственно говоря, весь фильм свелся к описанию приватной жизни композитора с очень тенденциозных позиций. Перед нами предстал упоенный собой неврастеник, одержимый всеми существующими в мире пороками. Его музе, вдохновительнице и устроительнице Козиме тоже досталось по полной. То ли наркоманка, то ли женщина-вамп, то ли эффективный менеджер... Ну, о штампах по части взаимоотношений с королем Людвигом Баварским и так наз. антисемитизме можно не упоминать - это обязательная программа. Очень жалко было смотреть на Катарину, которая то ли оправдывалась, то ли примыкала к осуждающим своего великого прадеда людям.

Рихард Вагнер. Публика и популярность

(Статья написана в 1871 году в Байройте, в период работы над "Парсифалем". Перевод О. Смолян*, ок. 1960)

Плохое еще не плохо: всем зримо его уродство.
Посредственность — вот что плохо:
В ней видят с хорошим сходство.

I

Томас Манн. Страдания и величие Рихарда Вагнера

Доклад по случаю пятидесятилетия смерти Рихарда Вагнера был прочитан Томасом Манном в Мюнхенском университете 10 февраля 1933 года, накануне фашистского переворота. Ясное и неприкрытое развенчание автором нацистского вагнеровского мифа, естественно, вызвало крайне негативную реакцию баварских властей, тут же включивших против писателя весь арсенал подвластной им пропаганды. Буквально на следующий день появилось открытое письмо под названием «Протест вагнеровского города Мюнхена» за пятьюдесятью подписями. Однако столь резво и удачно собранный протест был вызван в действительности совершенно различными причинами. В докладе было достаточно поводов для полемики и помимо политики. Эстетические критерии и философские выкладки Томаса Манна порой неоднозначны и не являются истиной в последней инстанции.

Глава V: Заключение

Инстинкт силы у Вагнера. — Религиозный инстинкт Вагнера. — Артистический гений Вагнера. — Популярный характер вагнеровских произведений. — Интегральное художественное произведение. — Вагнер — тип высшего дегенерата. — Критика интегрального художественного произведения. — Анализ гения Вагнера. — Критика антивагнерианской легенды. — Комедиант ли Вагнер? — Значение вагнеровского мистицизма. — Значение вагнеровских идей об искусстве. — Вагнеровская драма и эволюционистская доктрина. — Вагнеровская драма и аристократы искусства. — Вагнеровская драма и поклонники латинского искусства.

Лосев. Глава 2

Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге в семье полицейского чиновника, умершего в год рождения сына. Семья Вагнера, его брат и сестры — все были страстными любителями театра, актерами и певцами. Отчим — Л. Гейер, сам актер, художник и драматург,— поощрял театральные интересы мальчика. Детство композитора проходит в Дрездене, где обосновалась его семья, а в Лейпциг он вернулся только в 1828 году, чтобы продолжать учебу в гимназии и затем в университете. Именно здесь Вагнер начинает серьезно заниматься теорией музыки, гармонией, контрапунктом, готовясь к композиторской деятельности, результатом которой явились его ранняя симфония (1832), первая опера—"Феи" (1833—1834), и пишет статью "Немецкая опера" (1834), в которой уже чувствуются раздумья Вагнера о судьбах оперной музыки.

RSS-материал