Любимые невагнеровские оперы

Тема для всех желающих вагнерианцев с единственным ограничением - включать в свой рейтинг не больше 10 опер. В остальном формат любой. Можно ничего не писать кроме своего списка, можно комментировать сколь угодно развёрнуто. Приветствуются взаимообсуждения в позитивном ключе и попытки анализа общей картины наших предпочтений. Скорее всего, картина будет вырисовываться сложно, но тема заведена в основном не для выяснения среднестатистических закономерностей и картин, а ради очередной возможности поговорить о любви. Почему-то сейчас это кажется особенно актуальным.

Оперный ТОП-10

Я бы наверное расширил вопрос, и поставил его так: мой личный оперный ТОП-10. Потому как невозможно из всего оперного мира выдрать с мясом произведения Вагнера, и из оставшегося списка лепить некий хит-парад.
Наверное, в этот ТОП-10 должны входить оперы, которые знаешь практически наизусть, которые готов слушать с любого места, и на которые готов идти в театр еще и еще раз. Таких лично у меня наберется немного.

1. Хованщина
2. Лоэнгрин
3. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
4. Садко
5. Борис Годунов
6. Тангейзер
7. Парсифаль
8. Валькирия
9. Летучий голландец
10. Сказка о царе Салтане
11. Тристан и Изольда
12. Царская невеста

С одной стороны, в десять не вписался, а с другой, если вычесть Вагнера - останется ровно половина, шесть названий. Причем если за первую пятерку я уверен, то оставшиеся наверное можно переставлять в произвольном порядке - они двигаются вверх-вниз в зависимости от времени суток, года, настроения, погоды, и т.п.
Где-то рядом "Опричник" и "Чародейка" Чайковского, "Снегурочка" Римского-Корсакова, "Нюрнбергские Мейстерзингеры" Вагнера, "Руслан и Людмила" Глинки, "Онегин", "Пиковая дама", "Псковитянка", "Мазепа".
А где итальянцы? А нету пока. Верди я начал "осваивать" с "Травиаты", что надолго отбило во мне желание продолжать. Однако сначала "Аида" в Мариинке, а на днях "Дон Карлос" в Большом все же пробудили во мне интерес к этому композитору. Но включать его в "хит-парад" я пока не готов.

Нет,

извините, никаких расширений одобрено не будет. В первую очередь именно потому, что у многих тут половину опер составят вагнеровские. Между тем, вон они слева все красуются, комментирование по ним приветствуется в основных темах, и незачем тащить их ещё и сюда. Что у Вас любимая вагнеровская опера "Лоэнгрин", я, слава богу, и так знаю. И было бы вполне справедливо, по-моему, оставить где-то здесь место, где не будешь натыкаться в третий раз на странице на одни и те же названия.
В этой теме я, естественно. не буду никого строить. Однако, как нетрудно догадаться, единообразные списки предлагается писать, просто чтобы никому не было обидно. За границей же списков можно рассуждательно добавить хоть ещё десять, хоть двадцать штук своих любимцев, это уже в глаза не бросается. Но кому чувства "товарищей по несчастью" безразличны, могут делать, как им угодно.

Всё, закрыли эту тему - надеюсь, насовсем. В конце концов, если у кого-то непременно в этом декабре горячее желание ходить мимо всех правил, это тоже можно понять и пережить )) Скажите мне лучше насчёт "Садко", оказавшегося у Вас, однако, выше большинства вагнеров (а, между тем, там довольно много откровенно вагнеровского, только обхитованного и выстроенного в номерную структуру, но тут на вкус и цвет товарища, понятно, нет). Мне в целом понравилась геликоновская постановка, и солисты, и оркестр, и ремонт, и вообще всё, но мы как-то не въехали насчёт странных длинных антрактов посредине акта. Это только нам так не повезло и были какие-то проблемы с машинерией или это всех с какого-то заворота угощают такой аутентичностью?

И, между прочим, это совсем упрощённое мнение, что опера есть только немецкая, итальянская - ну и наша родная, разумеется. Вот куда у Вас хотя бы Берлиоз делся, который вроде так понравился сперва?

Берлиоз и все-все-все

И, между прочим, это совсем упрощённое мнение, что опера есть только немецкая, итальянская - ну и наша родная, разумеется. Вот куда у Вас хотя бы Берлиоз делся, который вроде так понравился сперва?

Берлиоз никуда не делся, просто затерялся среди других произведений, как и "Фауст" Гуно. Я за последние два с небольшим года успел послушать минимум полсотни опер, некоторые по несколько раз - не могут же они все войти в мой личный ТОП-10.
"Троянцев" я бы послушал еще раз, но пока нет возможности. Да и плохо лично я воспринимаю оперу на французском языке.
Дворжака тоже с удовольствием посмотрел бы. Вроде даже в Мариинском будет "Русалка", может съезжу.
На днях случайно попал в "Большой" на Верди, "Дон Карлос". Там оно как-то не сильно впечатлило, но потом нашел в сети запись с Зальцбургского фестиваля 2013 года, с Йонасом Кауфманном. Это просто шедевр!
Так что буду открывать для себя Верди. В частности, завтра поеду брать билеты на "Аиду" на февраль в МАМТ СНД.

Обсуждение "Садко" вынес в отдельную тему

Список

1. Волшебная флейта
2. Аида
3. Борис Годунов
4. Пиковая дама
5. Замок Синей Бороды
6. Саломея
7. Похищение из сераля
8. Чистильщик снов
9. Садко
10. Вольный стрелок

Список выписал в том порядке, в котором оперы приходили в голову. Какой-то рейтинг составить не берусь, эти оперы слишком разные. Это те оперы, которые мне нравятся как целые произведения, а не отдельными номерами.

Невагнровский топ

1. Тоска (Пуччини)
2. Евгений Онегин (Чайковский)
3. Дон Жуан (Моцарт)
4. Богема (Пуччини)
5. Отелло (Верди)
6. Сказки Гофмана (Оффенбах)
7. Любовь к трём апельсинам (Прокофьев)
8. Ариадна на Наксосе (Штраусс)
9. Фальстаф (Верди)
10 Осуждение Фауста (Берлиоз)

Список

Я в последнее время редко как-то оперную музыку слушаю, в том числе и Вагнера, так что сейчас постараюсь вспомнить что меня поражало в театре и (или) в записи более всего. Итааак...3, нет - 4 самых потрясающих опер, которые я только знаю (не считая "Кольца"):
- Борис Годунов (в записи с Головановым и Пироговым я поставил бы его на абсолютно первое место среди всех оперных произведений);
- Сказание о Граде Китеже и Деве Февронии (но не ходите вы на него в Мариинский-2, так-себе постановка, поют и играют (ну или - "пели и играли") при этом ужасно, только впечатление испортите (а раздобудьте-ка лучше запись с гениальной Натальей Рождественской или хотя бы Сетланова с Калининой);
- Дон Жуан, вот его-то я знаю наизусть с любого места, да там даже речитативо-секко все шедевральные! (на самом деле у Моцарта часто так);
- Волшебная Флейта (какая же отличная постановка в КЗ Мариинского театра!)..

Далее я, честно говоря, передумал писать список, ибо там, по-хорошему, должно быть перечисление вообще всех оперных хитов, которые вы только сможете припомнить. Однако для четырех вещей все же сделаю исключение - это, в первую очередь, Фиделио, абсолютно незаслуженно считающееся неудачей; лучшая из сонма комических опер-зингшпилей с идиотскими сюжетами - Похищение из Сераля; Фрайщютц, без которого мы бы тут обсуждали какого-нибудь другого, наверное, композитора (но что, конечно, главнее - музыкальная составляющая этой вещи выше всяких похвал!) и Орфей Монтеверди - вот так, кажется, и звучал античный театр (нет, это самообман, конечно, вовсе и не так - но помечтать-то не вредно).
Вот и получилось практически десять, кстати.

Два явных лидера общественного мнения

у нас тут пока нарисовались - Моцарт и Мусоргский. Если прибавить к ним упомянутого Монтеверди и неупомянутого Массне, то недвусмысленно получается, что гражданам, чьи фамилии не начинаются с "М" или "В", вообще следует крепко подумать, прежде чем писать оперы - звёзды им явно не благоприятствуют )) Ну а кроме шуток, всё логично - Россини и Чайковский едва ли имеют серьёзные шансы на этом сайте. Впрочем, ещё поглядим...

Я в последнее время редко как-то оперную музыку слушаю
Симфонизмом, стало быть, пробавляетесь? Или в авангард какой решили податься? Варианты типа "рок" или "джаз" в такой конструкции тоже приходят в голову, но не касательно Вас, уважаемый bulaguero ))

Modus:
8. Чистильщик снов
А это кто такой? Извиняюсь за собственную темноту, и к уважаемому Фремдеру у меня тоже вопрос другого рода: куда после всех обсуждений и рассуждений сгинула у Вас "Кармен"?

Чистильщик снов

Sletelena: А это кто такой?

Это опера, написанная современным Моцартом - 7-летней (на момент написания) девочкой Альмой Дойчер. Я считаю, что такой феномен заслуживает упоминания в хит-параде, тем более, что опера действительно очень милая.

Популярные оперы

(начало дискуссии здесь)
Что "Волшебная флейта" самая популярная опера в мире по количеству проданных билетов - это наверняка так и есть. Хотя бы потому, что из ныне лидирующей постановочной пятёрки - Флейта, Травиата, Кармен, Богема, Севильский цирюльник - опера Моцарта была написана раньше всех. Но в России есть некоторые особенности, из-за которых тут всё немного не так. Во-первых, мы литературоцентричная страна, поэтому при прочих равных у нас лучше продвигаются оперы, написанные по литературным первоисточникам. Из моцартовских это "Свадьба Фигаро" и "Дон Жуан". Во-вторых, в дореволюционное и советское время "Волшебная флейта" ставилась у нас нечасто ещё и по идеологическим причинам. Масоны и классовое примирение умного принца и бестолкового пролетария небезосновательно казались тогдашним властям темами, не совсем благонадёжными. В-третьих, я не знаю, как в других наших столицах, но в Москве постановки "Волшебной флейты" последнего времени были по большей части откровенно неудачны. Популяризировать продукцию такого класса просто не представлялось возможным. В результате всего этого опера на данный момент далека от народа, хотя я тоже - наверное, как и Вы, уважаемый Modus - надеюсь, что со временем это будет исправлено.

PS: Что такое "Музыка ангелов", я, честно говоря, не в курсе, но насчёт "Реквиема по мечте" - видела множественные ссылки и опровержения, указывавшие предполагаемым его автором вовсе не Моцарта, а Вагнера ))

re: Симфонизмом, стало быть, пробавляетесь?

Ну как-то больше камерно-инструментальную даже, а не симфоническую - Людвига вана (Кэноби))) своего любимого, Хайдна, Моцарта, Рихтера, Фёрстера, Бахов, Куперена ну и других. Ну и (да) - джазок, опять же, Роллинг Стоунз, Хаулин Вульфа, почему нет? По драйву Роллинги почти не уступят Вагнеру, зуб даю)))

(по настоящему) Популярные оперы

Кстати, интересный вопрос. У нас с парой друзей, из числа интересующихся оперой, тоже возникали споры о том что на самом деле популярно, а что нет, особенно после того как мой друг, занимающийся пением, вдруг восклицал "Да ария Иоланты это же суперхиИИТ!" (ну и после пары кружек доброго эля конечно тоже). Я, как человек еще 5 лет назад на дух не переносивший академический вокал, всегда склонялся к тому - что хит, например, это то, что накрепко отложилось в, давайте назовем это, "массовом сознании", то есть то, что крутится и крутилось в популярном кино и по телеку - в рекламе, например. Поэтому даже такие шедевры как Дон Жуан, Дон Карлос, Макбет, Отелло, Садко, Хованщина (притом что на русском языке!), "Сказание" (хотя это наоборот, похоже, исключение из правил - послушайте-ка мелодию вступления, наверняка у музыкальных людей она есть в голове чуть ли не с детства!), не говоря уже про "Фрейшиц, разыгранный" по Пушкину "перстами робких учениц" у нас вообще не популярны по причине отсутствия в оных хорошо РАСКРУЧЕННОГО фрагмента. Моцартовского же Фигаро широкая публика знает, похоже, только из-за увертюры, хотя в том же Серале увертюра в-сто-раз-круче, да даже поклонники оперы (это мой собственный опыт похода с друзьями) к концу спектакля отчего-то подустали. Еще, пример - оперы Пуччини, в отличие от "Паяцев", у нас никто, кроме интересующихся не знает (и угадайте, почему?). Например про себя скажу, что до того, как познакомиться с Кармен полностью, я знал целых 6 (!) мелодий оттуда, стопроцентно навязанных мне из телевизора (не, ну лучше они, конечно, чем все эти егоры криды и максы коржики).
P.S. Кстати в Доне Джованни таки есть суперхит (только он там на плохом для хита месте), это Менуэт, конечно.
P.P.S. Ария Царицы ночи по моему все же достаточно раскручена - даже весьма далекие от оперы люди её почему-то знают.
P.P.P.S. По настоящему сейчас вообще опера непопулярна, популярен разве что балет, да и то не факт. Вот то что сейчас в ютьюбе в тренде (ну, вы знаете всё это - "Мелодия слез" Бетховена да не к столу упомянутый "Реквием по Мечте" Вагнера и другие "шедевры") - то и популярно. Эээх, старею.

А вот, кстати, да,

дуэт Дон Жуана и Церлины часто поют во всяких сборных концертах - наверное, действительно чаще, чем донну Анну или Оттавио. И правильно делают, менуэт совершенно очаровательный, и петь его легко и приятно.
"Дон Карлос", "Отелло" и "Хованщина" всё-таки слишком сложные оперы, чтобы что-то из них всенародно раскручивать. И это относится, в том числе, к вокалу. Я, например, считаю, что дуэт Отелло и Яго - потенциальный хит. Но попробуйте найдите даже среди звёздных записей такую, где он был бы исполнен идеально - это не так-то просто.

По Царице ночи - у нас очевидно разные с Вами выборки, уважаемый bulaguero )) Чем бы это объяснить? Первое, что приходит в голову - география. Вы с Modusom утверждаете, что эту арию все знают - вы оба из Питера. Мы с kineskopom говорим, нет, не знают - мы из Москвы. По "Садко" - противоположная картина. Мы считаем, что арии гостей все знают, вы у себя считаете, что пока ещё не все )) Наверное, какие-то небольшие отличия такого рода и должны быть.

Моцартовского Фигаро - это, наверное, всем понятно - люди знают в первую очередь благодаря прекрасному драматическому спектаклю Театра Сатиры со всей его тогдашней звёздной командой. В постановке использовано много музыки из оперы, и этот спектакль показывали по телевизору раз двести и в советское, и в постсоветское время. Так что большинство 40+ подпишется именно за эту, а не за какую-то другую оперу Моцарта - в особенности за увертюру, да, тут Вы правы. Этот эффект естественным образом сойдёт на нет только лет через двадцать.

А вот насчёт Пуччини Вы не совсем правы - хотя бы потому, что с ним всё вообще по-разному. Попробуйте набрать в поисковике "нессу" - и на Вас свалится лавина "нессун дорма" во всевозможных вариантах, включая специальную статью в Википедии. То есть раскрученный фрагмент в "Турандот" есть и ещё какой. Но это типичная опера одной арии, которая к тому же плохо ассоциируется с диковатым в целом сюжетом оперы.

Далее - набираем "ария каварадосси" - и видим 2100 запросов в месяц (для сравнения: единственно идентифицируемая таким образом Яндексом вагнеровская ария - Эльзы - 35 запросов в месяц). То есть это опять у нас Хит Хитович, и все эту арию слышали, все её знают, и в "Тоске" помимо неё есть куча другого великолепия - в том числе, с вокалом. Но рядовой гражданин совершенно не представляет себе сюжета оперы - вот оно, отсутствие литературного первоисточника. И на этом фоне нашему гражданину предлагается идентифицировать в опере "Тоска" в первую очередь не арию Тоски, а арию кого-то другого - и это оказывается ему сложно. В результате ария зачастую остаётся в голове сама по себе, а опера "Тоска" со своей "коллизией Татьяны Ленской" - сама по себе. Хотя половина моих знакомых неопероманов после некоторого раздумья и чесания репы эту оперу в числе известных всё-таки называла.

В "Богеме" тоже есть хит - ария Мюзетты, поисковику более известная как "вальс Мюзетты". И вот он эффект правильного названия - "Там какие-то художники, гулянки, любовь и девушка бедная умирает, да?" Да! Человек не слышал ни арии Мими, ни кого другого из персонажей, кроме Мюзетты, но что-то такое он себе ассоциативно выстраивает и оперу уже где-то как-то представляет. Таким же образом он смутно представляет "Мадам Батерфляй". Хотя во всех случаях с операми Пуччини он может не соотнести их с самим Пуччини и легко заявить, например, что это Верди, такой эффект действительно есть.

Так, а вы какой менуэт имеете ввиду?)

Я-то говорил про тот, что звучит в первом финале со сцены на балу у Дона Жуана, в т.ч. в тот самый момент, когда 3 оркестра одновременно играют 3 разных танца и я бы не стал называть это дуэтом Дона и Церлины, ибо в вокальном ансамбле принимают участие все персонажи оперы кроме, разумеется, Командора.
С нессун дормой абсолютно согласен, напрочь про неё забыл - но её-то как раз и начали активно раскручивать давно, еще 25 лет назад, в популярной, по-сути, культуре (а к какому еще жанру можно отнести "трех теноров"?). Вот соотносят ли её с конкретной оперой Пуччини? Похоже что нет, и как раз потому что она в тридцать раз чаще у этих самых звучала с концертной эстрады, так что воспринимают её так же как какую-нибудь песню, типа "Памяти Карузо" (и как же бесит когда начинают хлопать сразу после того как певец заканчивает!). С вальсом Мюзетты тоже, пожалуй, соглашусь, а вот ария Кавародосси точно среди массовой публики (мы же все таки о ней, родимой, говорим?) неизвестна, так же как и сама опера. Опять же про себя скажу: впервые это название я услышал от своей преподавательницы по фортепьяно (она говорила что это её самая любимая вещь в опере), до того момента и знать не знал ни про какую Тоску (это уже потом, послушав и посмотрев, всем уши прожужжал про нее, убедившись, заодно, что мало кто знает это имя).
Сложность кострукции в целом, кстати, не исключает раскрученности отдельных её винтиков - Лоэнгрин и Валькирия чай не самые простые вещи, но вот эти самые две мелодии знают абсолютно все (нет ну реально все, кто хоть раз в жизни смотрел американское кино, кончающееся свадьбой))) Хотя кому именно принадлежит свадебная музыка знает 1% населения.
P.S. Есть правда еще один важный момент - возраст этого самого "широкого зрителя", ведь если ему лет 20, он массовую культуру знает совершенно другую, нежели даже тот кому тридцатник всего-то.

Вагнеровское в "Садко"

Sletelena: а, между тем, там довольно много откровенно вагнеровского, только обхитованного и выстроенного в номерную структуру, но тут на вкус и цвет товарища, понятно, нет

На мой взгляд, куда важнее то, что в операх Римского-Корсакова газамткунстверк отсутствует как класс. Достоинства оперы "Садко" заключаются в её хитах - вступление, песни варяжского и индийского гостя, колыбельная Волховы и др. Действительно, хитовых мест там много (явно не опера одной арии), много гармонических находок. Но это всё отдельные моменты, а не части целого. В "Садко" с этим ещё куда ни шло, а в "Сказке о царе Салтане" есть места, где настроение музыки откровенно не соответствует тому, что в это время происходит по сюжету.

Вагнеровского там масштабность и эпичность. Причём без вагнеровской цельности масштабность выглядит не как монументальность, а как нагромождение. Я не сторонник точки зрения, что сквозное развитие является основным условием цельности, на практике всё тоньше. Не думаю, что проблема в номерной структуре, просто Вагнер писал лучше, чем Римский-Корсаков.

"синтез искусств" у Римского-Корсакова

На мой взгляд, куда важнее то, что в операх Римского-Корсакова газамткунстверк отсутствует как класс.

На мой взгляд, слишком сильное заявление - вот вы говорите о "Садко" и "Сказке о Царе Салтане", а я вам в качестве примера приведу две последние его оперы - "Сказание о граде Китеже.." и "Золотого петушка". То же "Сказание" в цельности не уступит ни одной вещи Вагнера, включая и "Кольцо". В "Садко" же, как и в "Снегурочке", например, есть некие задатки пресловутого "синтеза", не до конца разработанные, назовем это так. И уж тем более я бы не стал говорить что В.-де писал лучше. Р.-К. В том то и фокус, что для Римского-Корсакова это не было самоцелью (ну, вы поняли что я здесь про "синтез", а не про "лучше"))), и он, как показала его композиторская карьера, в отличии от Вагнера мог осваивать довольно различные литературные источники (я вот забыл совершенно про "Царскую невесту", первостатейный шедевр, по-сути то - бытовую драму, пусть и на исторический сюжет). Да и про самого В. доводилось читать мнение, что лучшие моменты у него - это когда музыкант побеждал в нем поэта и теоретика и еще бог знает кого (и с чем я отчасти согласен, да и вы тоже наверняка сразу вспомните первый акт Валькирии).

Вообще, похоже, есть еще такой момент: поскольку из авторов великих опер только Вагнер, за парочкой удачных исключений, писал тексты сам, то вроде как считается что только его вещи и представляют собой подлинный образец синтеза искусств (в музыке). Как по мне, собственно "гезамткунстверком" (о котором именно мы говорим), является любая опера, имеющая внятное и проработанное либретто, а тем более классный литературный первоисточник (пусть и в сокращенном варианте, как "Пиковая Дама" или "Евгений Онегин").

Пути "западания" в память дилетанта

Пути "западания" в память дилетанта совершенно неисповедимы :-). Несколько лет назад был у меня гость, бывший однокурсник, незнакомый с оперой вообще - то есть буквально ни разу в жизни, за исключением "Евгения Онегина", на которого я же сама его когда-то затащила. И, к моему большому изумлению, он с большим энтузиазмом отнесся к предложению сходить на "Лючию ди Ламмермур" в СПб-Опера, заявив, что давно хотел послушать Доницетти вообще и именно Лючию, в частности. Сильно удивив меня самим фактом, что он вообще о них слышал. Оказалось, что ария Лючии запала ему в душу по выступлению синекожей инопланетной дивы из "Пятого элемента", а Доницетти хвалил какой-то его любимый герой из какой-то столь же любимой пьесы Бернарда Шоу... Самое смешное, он остался после спектакля в полном восторге, несмотря на совершенно дикую режоперную постановку - сказал, что вот именно такой всегда представлял себе "настоящую оперу" :-)).

а я вам в качестве примера

а я вам в качестве примера приведу две последние его оперы - "Сказание о граде Китеже.." и "Золотого петушка".

Про "Китеж" и "Царскую невесту" я мало что могу сказать, мне сложно оценить целостность столь неприятных произведений. А "Золотой петушок" меня в своё время разочаровал. Либретто написано даже круче, чем сказка Пушкина, а музыка какая-то проходная даже в ключевых темах.

да и вы тоже наверняка сразу вспомните первый акт Валькирии

В смысле? Вот как раз "Валькирию" я тоже не люблю, я искренне недоумеваю, почему она такая популярная. Не потому ли, что она не очень вагнеровская по стилю, а, скорее, напоминает музыку веристов? Самый конец первого акта там да, симпатичный, более героически-эпичный, чем большая часть оперы.

Как по мне, собственно "гезамткунстверком" (о котором именно мы говорим), является любая опера, имеющая внятное и проработанное либретто, а тем более классный литературный первоисточник

Если с первой частью Вашего высказывания я могу согласиться, с некоторой натяжкой, то со вторым - никак не могу. Блестящее литературное произведение может послужить основой плохого либретто. В качестве примера Вы привели оперы Чайковского. Но там же качество стихов оставляет лучшего, недаром именно на них есть масса пародий! Разве можно считать хорошим текстом "приди, желанный друг, приди, я твой супруг"? Хотя с драматической точки зрения они написаны достаточно хорошо, например, финальная ария Германа помещена в очень драматически выгодное место.

Что касается упомянутой выше натяжки, то суть её заключается в следующем. С точки зрения современной психологии, художественное творчество (как и религиозное мессионерство, кстати), основано на таком феномене, как альтруистичность максимального наслаждения. Экспериментально это было открыто с использованием психотропных препаратов, кроме того, Достоевский утверждал, что высшее наслаждение его посещало накануне припадков (вспомним проповедь князя Мышкина перед разбитой вазой). Автор художественного произведения придумал что-то такое, что вызывает у него максимальное наслаждение, и он пишет произведение, чтобы поделиться своим наслаждением, т.к. именно в этом его потребность. Чтобы это было возможно в условиях коллективного творчества, необходимо залезть друг другу в голову и пережить то, что задумал партнёр. Именно поэтому для осуществления синтеза искусств нужно, чтобы весь творческий процесс происходил под контролем одного человека, который испытывает потребность в воплощении своего целостного художественного замысла. На практике, конечно, не всё так сложно, но этого достаточно, чтобы идеолошически чистый гезамкунстверк требовал написания либретто композитором.

Ну и, насколько я понимаю саму теорию Вагнера, там речь идёт о согласованности музыки и драматического текста. Т.е. сюжет прорабатывается так, чтобы текст либретто уже имел музыкальную форму, благодаря чему подчинение музыкального развития драматическому не разрушает музыкальной формы.

неприятные оперы?

Про "Китеж" и "Царскую невесту" я мало что могу сказать, мне сложно оценить целостность столь неприятных произведений.
Странное определение - почему "неприятные"?. Да и не понято, что общего в столь разных произведениях? Кроме автора, конечно.

"идеологически чистый гезамкунстверк"

Тут вопрос в том кому этот зверь вообще нужен, это же теоретизирование в чистом виде. Да и был ли так велик композитор и драматург Рихард Вагнер так велик если бы слепо следовал своим теориям гезамткунскверка? Уверен что нет.
Вот к слову определение самого В.:
"Великое универсальное произведение искусства, которое должно включить в себя все виды искусств, используя каждый вид лишь как средство и уничтожая его во имя достижения общей цели — непосредственного и безусловного изображения совершенной человеческой природы, — это великое универсальное произведение искусства не является для него произвольным созданием одного человека, а необходимым общим дедом людей будущего. Это стремление, которое может осуществиться лишь при совместном усилии всех, отвергает современное общество — соединение произвола и своекорыстия, — чтобы найти удовлетворение, насколько оно достижимо для отдельного человека, в одиноком общении с самим собой и будущим человечества."(с)
Определение вообще довольно туманное, но вторая часть этого пассажа, заметьте, как будто не отметает сотрудничества композитора с (видимо) либреттистом и (видимо) художником уже на стадии сочинения драмы, а не только со стадии постановки, т.е. Вагнер сам допускает совместное творчество (в теории по крайней мере).
Я же с вами абсолютно солидарен в понимании G. как в прежде всего согласованности действия и музыки, поэтом и называю это синтезом искусств. Но в построении Вагнером либретто именно с точки зрения музыкальной формы я сомневаюсь, хотя мысль интересная, это надо разбирать на примерах (я сегодня не готов это делать, причину см.выше в первом моём сообщении, но в ближайшую неделю это надо бы послушать да поразбирать) - но в целом же это не настолько важно, мне кажется, да и самих музыкальных форм великое множество и само это понятие часто условное.

"Но там же качество стихов оставляет лучшего, .... Хотя с драматической точки зрения они написаны достаточно хорошо, например, финальная ария Германа помещена в очень драматически выгодное место."
Жирным я выделил в вашем высказывании то, что лично сам считаю главным в паре качество стихов-драматическая правда. Качество самих стихов в опере не имеет определяющего значения, ведь и у Вагнера стихи в большинстве случаев весьма слабы. Послушайте: "И:Твоей была,избранник мой!Зачем поверил злому Дню и сам свою невесту ты так безумно предал? Т.:Смутил меня твой чудный блеск, почёт, и власть, и славы шум…И суетной мечтою пленён был дух мой смелый!..Пышный огонь златых лучей главу мне ярко озарил,..." Ведь ужас же, пусть и летящий на крыльях ночи.
Первый акт Валькирии да, я привел в пример именно как написанный сюжетно не совсем в стиле Кольца, где автор придумал "как-будто" нелогичную завязку действия и которая разрешится вполне в оперном ключе (потом-то, конечно окажется что все было продумано кем то заранее, ну это потом), где сюжетные коллизии напрочь отбивают желание думать о логичности происходящего, где ты искренне сопереживаешь влюбленным героям действа, т.е. где композитор просто взял да и вышвырнул теоретика из-за стола.

По поводу же именно вашего отношения к упомянутым операм Римского-Корсакова, то это банальная вкусовщина, что называется (хотя нет не совсем, я могу очень легко предположить что искреннюю любовь к Золотому петушку разделяют немногие, но ваша характеристика двух других...я просто в шоке если честно).

Неисправимые вагнерианцы :)

Что-то мы опять так незаметно вернулись к обсуждению творчества Вагнера в теме, посвящённой другим операм. Яркий пример сюжета, оформленного в музыкальную форму, на мой взгляд, - это третий акт "Зигфрида".

Вернёмся к Римскому-Корсакову. Как раз "Золотой петушок" мне гораздо более понятен, чем "Китеж", тем более, что сейчас я переслушал половину оперы в более удачном исполнении, чем когда я в первый раз с ней ознакомился. Если и осталось ощущение разочарования, то только от самого клича петушка, хотелось бы в этом месте мотив повыразительнее. Согласен, что с синтезом искусств там вполне всё в порядке (когда исполнительское искусство не выпадает). Что касается "Китежа" и "Царской невесты", то я ещё долго думал, как бы сформулировать своё мнение об этих операх поделикатнее, чтобы не получилось наезда на их поклонников.

Вставшие на путь исправления ))

То есть вагнерианцы, имеющие такой план в стадии намерения - сесть на безвагнеровскую разгрузочную диету )) - для начала не могут не согласиться по части гезамт-текстов с первой мыслью уважаемого bulaguero. Никакой необходимости писать композитору либретто в вагнеровской теории не предполагается, и было бы странно, если бы она там предполагалась. Нормальный человек - а Вагнер несмотря на личный опыт, по крайней мере, не исключал того, что такие люди существуют )) - вполне в состоянии проникнуться и восхититься произведением другого человека, принять его, пропустить через себя и испытать при этом катарсис и желание поделиться. Тем более что в либретто всё равно идёт выжимка. В этой выжимке то, что композитору не подошло, будет опущено или даже выхолощено (на радость режиссёрам, которые потом смогут эти потери с лихвой возвращать).

Не боясь показаться недостаточной вагнерианкой, тут же скажу, что качество вагнеровских текстов с пушкинскими, понятно, рядом не стояло. В "Мазепе" и даже местами в "Онегине" именно музыка Чайковского не дотягивает до уровня текста, а вовсе не наоборот - тут я с мнением Владимира Владимировича солидарна на 90%. Что касается пародий - только произведения высокого класса и в состоянии выдерживать их в неограниченном количестве, это вообще хороший способ проверки - стихов, людей, идей. Вагнеровские же произведения как отдельные поэтические практически не читаемы - без музыки это на 8/10 весьма тяжеловесное, многословно-пафосное нечто. Идейное, местами замечательно выстроенное сюжетно, местами интересно фонетически организованное, но оттого не становящееся литературным или поэтичным.

Естественно, при создании новоизобретённого гезамткунстверка старинный способ - оживления и поднятия текста музыкой до своего уровня - работал лучше, чем обратный. Однако текст - свой или чужой - в особо удачных случаях и всегда мог идти с музыкой вровень. У Вагнера такой текст периодически встречается, например, в "Валькирии", и в этом случае не совсем правильно говорить о драматическом развитии сюжета - оно там есть, но это далеко не всё. Во время "Ein schwert verhiess mir der Vater" сюжет после первой фразы стоит на месте - развивается лишь представление слушателя о том, сколько всего можно сказать и поэтически проассоциировать в одной арии. И в половине получасового дуэта Зигмунда и Зиглинды происходит то же самое.

Конечно, все высказываемые нами мнения, в конечном счёте, вкусовщина. Но, поскольку мы говорим об универсальности, некоторые полюсы можно, наверное, обозначить. О любви можно написать так, что в счастливом открытии друг друга люди друг о друге и говорят, ярко и доверительно, высоко и нежно, эротично и человечно, понимая друг друга с полуслова, Они видят мир вокруг, который никогда ещё не был таким живым и восхитительным, и бунт этих двоих против всех поддерживается нами безоговорочно, потому что, помимо всего прочего, они благородны, они защищаются, а не нападают. О любви можно написать и эдак - когда девственные любовные и сексуально-призывные речи прозвучат так идейно, что будут наводить на мысль об уроках полового воспитания в средней школе, передаваемых в громкоговоритель. И если большинство слушателей соглашается, что ТАК однозначно лучше, чем ЭДАК, то, наверное, это большинство где-то как-то право в том смысле, что общепринятые драматургические и логические законы во втором случае нарушены. Громоподобно правильные ответы на вопросы, на которые окончательных ответов нет и быть не может, бойкие словеса, действующие не опосредованно, а прямым указанием, убивают саму суть произведения искусства. Художественной правды в этом тексте после пробуждения Бунгильды, имхо, очень мало, даже если не вспоминать о том, как Зигфрид пришёл к такому финалу. Музыка, конечно, всё равно спасает, Вагнер остался Вагнером. И конечно, эта опера тоже любима - в конце концов, люди все разные и это прекрасно. Не скажу и такого, что лично мне эта опера неприятна, в ней есть много красивого, но гезамта я в ней не вижу даже под микроскопом. Разве что рассуждая чисто от противного: все драматические законы попраны, музыкальные тоже, но опера жива - значит, гезамт! ))

(Ответ про "Зигфрида", если таковой у кого-то созреет, желательно написать заведя дочернюю страницу "Зигфрид: обсуждение темы" непосредственно в опере (как в Мастерах) Вам, уважаемый bulaguero, права на создание таких страниц тоже предоставлены. И если Вы захотите продвинуть здесь тему, скажем, чешских наследников Вагнера, которая у нас вообще не представлена, то это будет просто прекрасно)

С этого места - уже непосредственно исправление ))

Про Римского-Корсакова, оговорюсь сразу, мой номер десятый. Это вообще довольно-таки спорно, предпринимать выступления по темам, в которых у тебя мало положительного опыта - примерно как, разведясь после года семейной жизни, вещать о браке людям, худо-бедно дотянувшим до серебряной свадьбы. Так что здесь моё мнение можно не учитывать, оно сугубо стороннее, но с этой стороны слова Modusa о том, что вагнеровская гезамтовость в произведениях этого композитора отсутствует как класс, кажутся вполне справедливыми. Да, вот как ни странно, несмотря на предшествующий абзац с полным несовпадением мнений - или, может, я вообще излишне придирчива в данном отношении? - но так или иначе. Способ создания кунстверков Римского-Корсакова в большей части компонентов противоположен вагнеровскому. Как, кстати, и биография Николая Андреевича, на самом деле совершенно замечательная - особенно, его незацикленностью на себе и своём творчестве. Его оперные работы - это сделанная в весьма редкой системе, очаровательно экзотическая, но отчасти всё-таки вторичная (именно по сравнению с Листом и Вагнером) музыка, плюс чужие, в основном прекрасно проработанные на микроуровне тексты, в которых нарезка сюжетов на макроуровне в основном оставляет желать лучшего.

Правда, есть и общее - отличная оркестровка и понимание универсальности, в том числе, как припадания к корням с ориентацией на сказочно-исторические сюжеты. Как результат - на отдельно взятой части суши универсальность опер вполне достигается, дальше она заканчивается, хотя "Шехерезаду" все играют с большим удовольствием. Потому что прав, опять-таки, уважаемый bulaguero: для глобальной экспансии драматургия и психологическая достоверность в опере важнее микро-проработанности и декоративной яркости текстов, для ушей носителей языка, конечно, очень приятной и цепляющей (я вот тут в другой теме прошлась по сюжету "Садко", а сама одно гениально сформулированное место из него чуть не каждый день вспоминаю). А ещё оперы Римского-Корсакова не совсем универсальны, потому что любая жёсткая система - хоть ладов, хоть тонов, хоть таких структур, хоть других - всё же ограничивает, и какие-то вещи в ней, увы, никак не получится сделать.

Романтиком он у нас считается, да? Хотя, если подумать, модерн едва ли не в чистом виде - хотя и политически протестный в романтической традиции, причём именно под конец жизни. И, похоже, возглавляет он у нас пока в этой теме "список лидеров общественного мнения - II" - Римский-Корсаков, Верди, Вебер, Штраус - то есть тех, кто после Моцарта и Мусоргского.

Насчёт наших обсуждений популярности - по-моему, бессмысленно говорить о ней здесь применительно к людям, которые в оперу вообще не ходят. Давайте всё-таки будем считать, что мы говорим о тех, кто ходит - пусть раз в год, или в три года, но ходит, то есть специально не интересуется, но и отторжения не имеет. Я тут прямо акцию небольшую решила устроить по выяснению мнений таких граждан, кого ещё не спрашивала. 4 человека у меня под неё попало, и вопросы я им тоже сделала по 4 отрывкам - 2 Моцарта, Каварадосси и Индийский Гость. Правда, у меня в выборке отсутствуют люди 30-40. Ещё попросила приятельницу, активно тусящуюю на одном приличном женском форуме, провести там небольшой опросик на эту тему. Так что, возможно, месяца через полтора у нас уже будут вполне статистически значимые данные о том, что наши в меру продвинутые согражданки на самом деле знают и откуда. Потому что абсолютно верно заметила уважаемая Monstera: пути западания в память бывают разные, и кино в этом смысле очень мощный инструмент. Правда, я не помню "Лючию" в "Пятом элементе", но сама, например, рванула знакомиться с "Андре Шенье" только после "Филадельфии", хотя вроде бы и не совсем дилетантка.

По поводу Менуэта - это я ошиблась, да. Имела в виду, конечно, дуэт Дон Жуана и Церлины до начала праздника. Его особенно любят петь баритоны в концертах для разрядки общего серьёза. Почему-то у меня в голове отложилось, что там вторая часть на 3/4, хотя на самом деле она на 6/8, причём аллегро. Просто по исполнениям это аллегро не всегда очевидно, а 10 лет не брав в руки клавира, сами понимаете, и не такое сморозишь ))

Помимо всех страшно интересных обсуждений, хотелось бы таки надеяться на появление в этой теме новых личных топ-списков. Тем более что у нас грядут новогодние каникулы. И это, кстати, не только самых активных пользователей касается - все голосующие в основных опросах могут отписаться и здесь.

Статистика

Sletelena: Так что, возможно, месяца через полтора у нас уже будут вполне статистически значимые данные о том, что наши в меру продвинутые согражданки на самом деле знают и откуда.

Вот это правильно. Если непонятно, откуда брать результаты чужих исследований, надо провести своё.

Что касается пародий - только произведения высокого класса и в состоянии выдерживать их в неограниченном количестве, это вообще хороший способ проверки - стихов, людей, идей.

Ну, "Онегин, я тогда моложе, я лучше качеством была" - это действительно пародия именно на пушкинский текст. Но если его петь, (со словом "кажется", естественно), то желание это таким образом спародировать более ощутимо что ли... Надеюсь, понятно, что я хотел сказать.

Тут могут быть разночтения

Тут могут быть разночтения в понимании самого термина "любимая опера". Если считать таковой, как я склонна, оперу, музыка которой или даже воспоминание о которой стабильно вызывает отчетливые положительные эмоции - то мой лично список сформировался не столько по собственным качествам произведения, сколько из-за личных ассоциаций или обстоятельств первого знакомства и т.п. Поэтому в топе у меня "Демон", "Русалка" Даргомыжского, "Севильский цирюльник" и "Лючия ди Ламмермур". В более сознательном возрасте (и, вероятно, уже по более объективным критериям) список "любимых" пополнился "Пиковой дамой", "Риголетто", "Хованщиной" и "Летучим Голландцем". Все равно 10 не набирается, но это не потому, что остальные оперы мне меньше нравятся :-), а потому что фокус "плывет" - то одно что-то вдруг очень нравится, начинаешь слушать в разных исполнениях, пока интерес не спадет и не хочется послушать что-то другое. В разные периоды под такой "фокус" попадало много разных опер, все они в 10-ку не влезут, поэтому я остановила список на первых 8-ми.

Путём разночтений

прибавилось у нас аж 3 новых имени в списке любимых - Рубинштейн, Даргомыжский и Россини. Даже учитывая вполне типичную вторую часть, пока это один из двух наиболее нестандартных личных топов, наряду со списком уважаемого Fremdera. Вообще приз за оригинальность в этой теме получит, наверное, тот, кто обойдётся в числе любимых без Моцарта и Мусоргского одновременно. А уж если он ухитрится не упомянуть Верди, Римского-Корсакова и Чайковского, то это просто гарантия )) Однако что-то слабо верится в такую возможность. А лично меня в Вашем списке, уважаемая Monstera, признаться, больше всего заинтересовал "Риголетто" - памятуя Ваш разбор "Отелло", любопытно было бы почитать мнение об этом сюжете.

Кстати, про Моцарта - сходила на днях на "Волшебную флейту" и в который раз заскребушился вопрос, а тут ведь у нас есть спецы, и некоторые, возможно, даже помнят правильные музыкальные термины. Может, кто объяснит мне в этих терминах, почему моцартовские братья-охранники со своим дуэтом у меня в голове музыкально прорастают, с одной стороны, в Фазольта и Фафнера, а с другой стороны, в "Парсифаля" - в основном в инструментальную часть, хотя и в хоры тоже. Общими словами я, конечно, и сама могу, но здесь хотелось бы разобраться по науке ))

Про "музыкальные прорастания"

почему моцартовские братья-охранники со своим дуэтом у меня в голове музыкально прорастают, с одной стороны, в Фазольта и Фафнера, а с другой стороны, в "Парсифаля" - в основном в инструментальную часть, хотя и в хоры тоже

http://wagner.su/node/1189

Не совсем верная аналогия,

это всё-таки разные вещи. Во-первых, Вагнер родился через 22 года после смерти Моцарта, то есть речь идёт о темах и идеях не одного поколения, и даже не следующего, а через одно. Во-вторых, в моём "прорастании", наверное, и нет общих мест как таковых. В этом дуэте просто такие хитрые интервалы с чередованием чистых и диссонансных, что тема очень специфично звучит, и наверное, что-то ещё тоже хитрое - в общем, тут нужна консультация знатока партитур или кого-то, сильно ушастого и грамотного, хорошо знающего и Моцарта, и Вагнера.
В теме Гуно отвечу чуть попозже.

Волшебная флейта

А где смотрели? В МАМТ ее больше нет

Слава богу,

и в Большом тоже. А я смотрела в Театре им. Покровского. На самом деле не очень понравилось, явно не самая сильная постановка у них, одна из последних самого Покровского, идёт уже больше 10 лет. Но она такая чисто абстрактная, без дешёвки, в симпатично-минималистичном антураже, то есть по-любому это наиболее благополучный в плане постановки местный вариант. Что слишком камерная и лысоватая (даже хор поёт с балкона) - это да, но данный минус по большей части искупается интерактивностью. Папагено и Памина постоянно носятся по залу, многое поют не со сцены (что восхищает и чисто технически, ведь с дирижёром они друг друга не видят). Вообще именно исполнители этих партий (Цалити и Старухина) своим вокалом и игрой сделали весь спектакль - плюс дирижёр, Верещагин. В остальном у нас был Зарастро без низов, нормальный Тамино, дохлый Моностатос, красивые ансамбли и Ферзба, пусть замедленно, но спевшая все положенные Царице Ночи колоратуры. И не надо хихикать, на моём спектакле в Большом, например, с этим была катастрофа - солистка лажала на полтора тона, треть зала откровенно ржала - действительно трудная партия, и не во всяком театре есть, кому её петь.

Эти колоратуры, в сущности, единственное, что не даёт "Волшебной флейте" быть абсолютно идеальным гезамткунстверком. В основной арии, на мой взгляд, только две первые из них (по восемь нот) по делу, остальные - уже мимо музыкальной характеристики персонажа. Но людям они нравится - значит, пусть будут, хоть и не попадают они, понимаешь, под прогрессистскую теорию ))

Флейта, Парсифаль и Кармен

В этом дуэте просто такие хитрые интервалы с чередованием чистых и диссонансных, что тема очень специфично звучит, и наверное, что-то ещё тоже хитрое - в общем, тут нужна консультация знатока партитур или кого-то, сильно ушастого и грамотного, хорошо знающего и Моцарта, и Вагнера.
Я, конечно, не знаток партитур, но первое что приходит в голову, в хорах и примыкающих к ним оркестровых частях "Парсифаля" тоже достаточно много "хитрых" диссонансов. Они и дают такое специфическое, антишмальцевое звучание этой оперы. Так же в этой части с "Волшебной флейтой" общность темы братьев-сектантов, стоящих на защите высших смыслов-граалей. Наверное, поэтому слышится аналогия, и мне тоже. С Фазольтом и Фафнером я ничего такого не слышу, разве что их тоже двое, как у Моцарта. По музыке великаны в первом своём явлении, скорее, напоминают мне Черномора из Глинки. Но Лист, кажется. так и не заставил своего зятя ознакомиться с шедевром русской оперы, так что это совпадение, скорее, случайное. Наверное, тогда вообще было принято так писать про отрицательных экзотических персонажей.

Про "Кармен" Вы, уважаемая Слетелена, ещё спрашивали в другой теме, куда она делась у меня из этого списка после всех обсуждений. Отвечаю: она просто потерялась в трудностях выделения 10 самых любимых опер из всех любимых. Так-то она могла в моём списке занять любое место с 5 по 10, но вот вылетела из головы. Вроде.бы это самая что ни на есть обязательная программа, наряду с "Онегиным" и "Дон Жуаном", но их я не забыл, потому что недавно пересматривал, а "Кармен" нет. К слову сказать, последний виденный "Дон Жуан" в МАМТе очень разочаровал, в первую очередь вокально. Герзмава как Анна звучала в полтора раза громче большинства, но столь же невыразительно и неряшливо, Петражицкая была нулевая Эльвира, про мужчин я даже не говорю. Оркестр играл средненько, постановка без гадости, но ничем не запомнилась. Теперь вот думаю, на что более безопасно идти в Большой, на "Риголетто" или как раз на "Кармен". Охотно выслушаю вагнерианские советы :-)

Что до "народной" популярности, думаю, и ария Царицы Ночи , и ария Каварадосси всё-таки знакомы и неоперным людям. Так это, по крайней мере, у моих знакомых, хотя они понятия не имеют, кто это и что это. А вот гостей из "Садко" и арии из "Дон Жуана" современная молодёжь, увы, не знает, в отличие от представителей более старшего поколения. Мне тоже кажется, поколенческие различия в этом вопросе важнее любых других. Впрочем, нам тут обещали какую-то более серьёзную статистику. Правда, насколько я понял, только по женщинам с некоего продвинутого портала, что может оказаться и не совсем показательно. Но хоть так. Где можно было бы собрать аналогичную статистику по мужчинам, кроме разве что "Сноба" :-), я, правду сказать, и не представляю.

Где можно было бы собрать

Где можно было бы собрать аналогичную статистику по мужчинам, кроме разве что "Сноба" :-), я, правду сказать, и не представляю.
Может на автофоруме, или на оружейном? :)

Форумы

Про оружейные без понятия, не пользовался, чего надо, все завел еще до эпохи интернета. Автофорумами пользуюсь по случаю, гостем, опросы на некоторых видел. Но, правду сказать, не готов региться там и устраивать опрос про знание опер. Такое только матерый автофорумчанин себе может позволить, по-моему :-) Сейчас декснул, оказывается, существуют просто мужские форумы, где можно обо всем. Наверное, они похожи на женские, только теоретически пошире темами. Не знаю, что там за пользователи и много ли их, но если кто уже общался на таком, ему и карты в руки с опросом. Попытка не пытка, в конце концов.

Форумы и советы

С головой приятно-пепельного цвета сообщаю, что принцесса моя опрос обещанный не разместила. У неё там возник диссонанс с одной гурой, теперь она вообще не знает, будет ли туда ходить или уйдёт на "конкурирующий" портал. Так что тема немного подвисла, и присоединяться с мужскими форумами сейчас как раз вовремя, можно даже обогнать капризный дамский пол )) Зато мы с ней утрясли его (опроса) формулировку: "Арии из каких опер вам знакомы?" Варианты ответов:
Аида
Богема
Волшебная флейта
Дон Жуан
Князь Игорь
Руслан и Людмила
Садко
Севильский цирюльник
Тоска
Фауст
Из всех перечисленных
Больше, чем из половины перечисленных
Не интересуюсь операми
Наверное, из многих, но я не знаю, из какой оперы какая ария.

Составлялось исходя из того, что можно выбрать до трёх вариантов ответов. Обязательная программа - Онегин, Кармен, Травиата и т.д. - не включалась. Можно, кстати, и поправить косметически что-нибудь в формулировке, пока никто ничего ещё не размещал.

Однозначного совета насчёт Большого дать не могу, "Кармен" их не видела (и как-то не тороплюсь увидеть, если честно )) Про "Риголетто" могу сказать. Музыкальный уровень спектакля - высокий. Оркестр под руководством англичанина звучал великолепно, спели все тоже весьма на уровне - почти под запись, я бы сказала. Вкупе с хорошей игрой всё вообще на ура воспринималось. А вот постановка... в целом она вполне себе ничего, весь мир цирк и театр, декор понятный и в меру минималистичный, сделано без каких-то особых изменений характеристик персонажей - короче, скромненько, но стильненько. Однако есть три жёстко коробящих момента - два связаны с обнаженкой, когда тебе на ровном месте вдруг втюхивают идиотский натурализм вместо символизма, в котором выдержана вся постановка. И ещё одна неприятность с гимнастикой в самом конце - очень она там не по делу и коряво прописалась. В общем, не могу сказать, что мне это полностью испортило впечатление, но осадочек остался, как говорится.

PS: на всякий случай обращаю внимание читающих преимущественно комменты, что я тоже жду от вас советов в новой теме, дорогие друзья. Она на ГС, но комментов там ещё нет.

Даже я могу похвастаться лишь

Даже я могу похвастаться лишь четырьмя из десяти...
Впрочем, тут есть еще такой момент: многие слышать слышали, но не знают откуда оно. Как пара дамочек на Хованщине: "Это ж Мусоргский, "Рассвет на Москве-реке"

Узнавание арий

Может, лучше было сделать опрос с прикреплёнными аудиофрагментами? Это было бы адекватнее тому, что у людей на слуху, а что нет.

Абстрактно - да,

так было бы точнее. Но мне кажется неправильным и бессмысленным напрягать людей, мало заинтересованных темой, таким образом. Предложить нажать кнопку в опросе по первым пришедшим в голову ассоциациям - это нормальная практика. А требовать от постороннего человека потратить даже полчаса на прослушивание чего-то там - это уже статья о злоупотреблении )) и, конечно, существенное сокращение количества голосующих. Да и потом, у нас же присутствовал и такой вопрос, а какие вообще названия опер на слуху. Так что с простым опросом мы жертвуем точностью не только в пользу количества, но и в пользу более широкого охвата темы. Я, естественно, говорю только за свои возможные телодвижения в этом направлении - если хотите сами где-то сделать с аудио, делайте, ради бога, речи об ограничении форматов на сторонних ресурсах вообще не идёт.

Конкретно:

А зачем предлагать слушать арии целиком? Из арии Царицы Ночи - только колоратурный вокализ, из арии Каварадосси - основную мелодию. Полчаса - это, конечно, жестоко, я это и не предлагаю.

Мне казалось, что нет смысла

Мне казалось, что нет смысла писать в этой теме. Как и у многих здесь, половина из моего списка любимых опер вагнеровские - Тангейзер, Лоэнгрин, Летучий Голландец, Гибель богов, Валькирия, Золото Рейна. Но раз речь (в другой теме) зашла о женской солидарности, не могу не откликнуться на этот призыв модератора :-). Вот невагнеровский остаток моего списка на данный момент:
Евгений Онегин
Русалка (Дворжак)
Князь Игорь
Енуфа
Аида
Свадьба Фигаро
Пиковая дама
Как видите, все довольно предcказуемо. Правда, Русалку я полюбила ещё в Москве, по записям, а Енуфу уже здесь. В остальном типичный "женский набор" с Чайковским и Верди, но без Мусоргского :-)

Невагнеровский топ 10

Нумерация произвольная

1. Лулу (Берг)
2. Борис Годунов (Мусоргский)
3. Кармен (Бизе)
4. Пеллеас и Мелизанда (Дебюсси)
5. Мадам Баттерфлай (Пуччини)
6. Нос (Шостакович)
7. Евгений Онегин (Чайковский)
8. Война и Мир (Прокофьев)
9. Отелло (Верди)
10. Электра (Р. Штраус)

Предложение замолвить слово о Берге

Очень красивые своим расширенным охватом два последних списка. Но всё-таки, уважаемые Echo и parsifal, по одному "М" у вас в них попало, так что пока без призов за оригинальность ))

И к Вам, уважаемый parsifal, персональная просьба. Глядя на Ваш список, у меня возникает ощущение, что он будет покруче моего собственного, гипотетического. В первую очередь - из-за № 1. Я честно смотрела "Лулу" трижды, в разных постановках, с разными исполнителями, но не понимаю этой музыки. Каждый раз распинаюсь потом, что это хорошо хотя бы потому, что заставит кого-то ознакомиться не только с заполошными фантазиями Ведекинда, но и с реальной биографией одного из как бы "прототипов" героини, нашей замечательной соотечественницы Лу Саломе - на этом плюсы практически заканчиваются. В основном потому, что даже в топовых исполнениях оперы Берга, на мой вкус, слишком много истеричного крика вместо пения. Если в "Электре" с аналогичной проблемой я всё-таки успеваю протащиться от симфонических кусков, то в "Лулу" они воспринимаются короче, и не успевается почти ничего, такая вот печаль. Поэтому, если можно, напишите об этой опере (лучше отдельным материалом), что и как там нужно слушать - ну и вообще всё, что сочтёте нужным.

Пеллеас

И по нему тоже!)) мне его было еще тяжелее слушать, чем Берга. Несмотря на своё гармоническое изящество, он показался мне жуткой тягомотиной, хотя Дебюсси вообще-то очень люблю, как фортепианного, равно и камерного, и симфонического.