Биография

Смерть Вагнера в Венеции - мифы и факты

Я вспоминаю, с каким трепетом перед первой поездкой в Венецию я написал письмо в Венецианское Общество Рихарда Вагнера с просьбой о разрешении посетить апартаменты Вагнера в Палаццо Вендрамин Калерджи, где Вагнер прожил последние 5 месяцев своей жизни, и где он умер 13 февраля 1883 года. Сильнейшие впечатления от посещения этого места и от знакомства с профессором Сильваной Квадри, с которой я теперь имею честь дружить, во всех подробностях рассказавшей о последних днях жизни великого Маэстро, побудили меня прочитать первоисточники, на которые ссылалась Сильвана, и написать это небольшое эссе.

Глава III: V. Эволюция пессимиста

Одиночество Вагнера в изгнании. — Причины пессимизма Вагнера. — Пессимистические тенденции Вагнера до 1854 г. — Пессимистический кризис 1854 г. — Вагнер обращается к пессимизму. — Вагнер приближается к христианству. — Пессимизм вагнеровских драм до 1854 г. — Пессимизм в “Кольце Нибелунга”. — Пессимистический инстинкт Вагнера. — Возрождение оптимистического инстинкта.

Евгений Браудо. Рихард Вагнер (опыт характеристики)

1922.

Лосев (IV) Этапы содержания тетралогии

IV

О “Кольце” писано столько всякого вздору, а с другой стороны, мистически-философское содержание его настолько сложно и запутанно, что я предпочитаю помедлить несколько на первоначальных разъяснениях, прежде чем установить этапы самого содержания всех четырех драм.

Итак, общая концепция мира в “Кольце” указывает на следующие всемирно-божественные этапы.

Лосев (I) Предрассудки о творчестве Вагнера. Философские влияния на композитора.

В преддверии рассмотрения философских воззрений Рихарда Вагнера следует отмести те многочисленные предрассудки, которые еще до сих пор мешают правильно оценить это небывалое творчество и всю божественную мощь его достижений. К числу таких крепко засевших предрассудков относится почти всеобщее убеждение в том, что Вагнер всегда подчинялся прежде всего своим теоретическим построениям, что он искажал свое подлинное, интуитивное творчество надуманными теориями и предвзятыми отвлеченными намерениями, что без этих теорий его произведения были бы совершеннее и понятнее, что его ум, вообще говоря, несравненно ниже непосредственной одаренности и интуитивного творческого дара. Без разрушения этого предрассудка невозможно понять всей непосредственной глубины религиозно-философских прозрений Рих. Вагнера.

Лосев. Глава 2

Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге в семье полицейского чиновника, умершего в год рождения сына. Семья Вагнера, его брат и сестры — все были страстными любителями театра, актерами и певцами. Отчим — Л. Гейер, сам актер, художник и драматург,— поощрял театральные интересы мальчика. Детство композитора проходит в Дрездене, где обосновалась его семья, а в Лейпциг он вернулся только в 1828 году, чтобы продолжать учебу в гимназии и затем в университете. Именно здесь Вагнер начинает серьезно заниматься теорией музыки, гармонией, контрапунктом, готовясь к композиторской деятельности, результатом которой явились его ранняя симфония (1832), первая опера—"Феи" (1833—1834), и пишет статью "Немецкая опера" (1834), в которой уже чувствуются раздумья Вагнера о судьбах оперной музыки.

RSS-материал