Анализ творчества |
Рихард Вагнер - автор одиннадцати опер (не считая юношеских), нескольких неоперных произведений, а также шестнадцати томов литературных и публицистических сочинений. Для России привычно восприятие Вагнера именно как выдающегося оперного композитора, коим он в первую очередь и является. Но за рубежом его известность в качестве философа и теоретика искусства подчас не уступает собственно музыкальной составляющей. Среди популярных классификаций творчества как процесса, в отношении музыкального продуцирования наиболее известен подход, разделяющий композиторов на два типа - "моцартовский" и как раз "вагнеровский". Это распределение легко себе представить исходя из результата. Представление будет такое, что Моцарт писал свои изящные мелодичные сочинения так же легко, порхая и чуть ли не на бегу - Вагнер же над своими гармонически замороченными партитурами корпел в жестоком поту, выдавливая их через "не могу" и многочисленные теоретические наслоения. Естественно, к моцартовскому типу как-то само собой причисляются в этом распределении Вебер, Гуно, Римский-Корсаков и множественные итальянцы от Россини до Верди. Берлиоз и Мусоргский столь же естественно идут тяжкими стопами Вагнера, на Чайковском и Бизе классификация задумчиво приседает, а в двадцатом веке вообще мало о ком берётся судить. Штраус и Прокофьев по ней попадают ещё, впрочем, устами отдельных интерпретаторов в "моцарты", а Малер и Рахманинов - в "вагнеры". Но дальше начинаются критические сбои "протокола", на Берге, Шостаковиче и Бриттене система зависает окончательно и больше не реагирует даже на Ctrl-Alt-Glass. |
|||
Все оперы Рихарда Вагнера, начиная с "Летучего Голландца", активно представлены в репертуаре ведущих музыкальных театров. Можно сказать, что это своего рода знак качества, которым как раз и измеряется степень продвинутости театральных учреждений и их соответствия высоким музыкальным стандартам. Коллектив с претензией на столичность просто обязан иметь в текущем репертуаре хотя бы одну вагнеровскую оперу, пусть даже показываемую всего пару раз в году с приглашением иностранных солистов. Традиция эта, как ни странно, приживалась в России труднее, чем в большинстве других еврокультурных стран, и на тяжёлое советское наследие это целиком не спишешь. Но наконец она всё-таки прижилась и дала свои замечательные всходы - ряд прекрасных исполнителей международного уровня и публику, готовую к восприятию сложных и нестандартных музыкально-драматических произведений. Авторские либретто, краткие синопсисы, русские переводы, источники и истории создания опер смотрите в соответствующих подразделах этих опер. Разбор и разносторонний анализ вагнеровских драм сконцентрирован в основном в Статьях и частично дан также в подразделах самих опер. Обсуждения записей и постановок и отчёты о них собраны преимущественно в разделе "Рецензии". Впрочем, разговоры о записях нередко начинаются у нас и в других местах, чаще всего - в "Обсуждении темы" своих опер. Грамотное использование поиска и инструментов наших лент и подшивок дают возможность собрать разнообразную информацию по нужной опере быстро и без проблем. Тем же, кто никуда не торопится, можно исследовать вагнеровское оперное наследие, начиная с любого основного раздела на сайте. |
|||
После необычайных хлопот, огромных затрат, многочисленных — хотя все еще недостаточных — репетиций Рихард Вагнер добился, наконец, того, что некоторые из его произведений прозвучали в Итальянском театре. Оперные отрывки, изъятые из соответствующего окружения, проигрывают, хотя и в разной степени, в концертном исполнении; увертюры и интродукции, наоборот, выигрывают — так как ни один обычный оперный оркестр не в состоянии исполнить их с той силой и блеском, с какими они исполняются в концерте более многочисленным и более выгодно расположенным составом оркестра.
|
|||
Доклад по случаю пятидесятилетия смерти Рихарда Вагнера был прочитан Томасом Манном в Мюнхенском университете 10 февраля 1933 года, накануне фашистского переворота. Ясное и неприкрытое развенчание автором нацистского вагнеровского мифа, естественно, вызвало крайне негативную реакцию баварских властей, тут же включивших против писателя весь арсенал подвластной им пропаганды. Буквально на следующий день появилось открытое письмо под названием «Протест вагнеровского города Мюнхена» за пятьюдесятью подписями. Однако столь резво и удачно собранный протест был вызван в действительности совершенно различными причинами. В докладе было достаточно поводов для полемики и помимо политики. Эстетические критерии и философские выкладки Томаса Манна порой неоднозначны и не являются истиной в последней инстанции.
|
|||
НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ НЕОПЕРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РИХАРДА ВАГНЕРА:
"5 стихотворений для женского голоса с фортепьяно" (на слова М. Везендонк, 1857—58) Идиллия "Зигфрид" (для малого симфонического оркестра, 1870). . |
|||
Rienzi, der letzte der Tribunen Libretto Besetzung COLA RIENZI, päpstlicher Notar (Tenor) ERSTER AKT Nr. 1 - Introduktion Eine Strasse Roms, welche im Hintergrunde durch die Lateran-Kirche begrenzt wird; im Vordergrunde rechts das Haus Rienzis. Es ist Nacht. Orsini mit 6-8 seiner Anhänger vor dem Hause des Rienzi. ORSINI
|
|||
Последние комментарии
4 дня 21 час назад
1 неделя 5 дней назад
1 неделя 5 дней назад
7 недель 2 дня назад
7 недель 6 дней назад
8 недель 1 день назад
8 недель 2 дня назад
9 недель 14 часов назад
9 недель 15 часов назад
10 недель 1 день назад