Анализ творчества

Творчество Вагнера

Рихард Вагнер - автор одиннадцати опер (не считая юношеских), нескольких неоперных произведений, а также шестнадцати томов литературных и публицистических сочинений. Для России привычно восприятие Вагнера именно как выдающегося оперного композитора, коим он в первую очередь и является. Но за рубежом его известность в качестве философа и теоретика искусства подчас не уступает собственно музыкальной составляющей.

Оперы

Почти все оперы Рихарда Вагнера достаточно широко представлены в репертуаре ведущих музыкальных театров. Можно сказать, что они своего рода знак качества, которым как раз и измеряется степень продвинутости театральных учреждений и их соответствия высоким музыкальным стандартам. Коллектив с претензией на столичность просто обязан иметь в текущем репертуаре хотя бы одну вагнеровскую оперу, пусть даже показываемую всего пару раз в году с приглашением иностранных солистов. Традиция эта, как ни странно, приживалась в России труднее, чем в большинстве других еврокультурных стран, и на тяжёлое советское наследие это целиком не спишешь. Но всё-таки она наконец уже почти прижилась и дала свои замечательные всходы - ряд прекрасных исполнителей международного уровня и публику, готовую к восприятию сложных и нестандартных музыкально-драматических произведений.

Гектор Берлиоз. Концерты Рихарда Вагнера. Музыка будущего.

После необычайных хлопот, огромных затрат, многочисленных — хотя все еще недостаточных — репетиций Рихард Вагнер добился, наконец, того, что некоторые из его произведений прозвучали в Итальянском театре. Оперные отрывки, изъятые из соответствующего окружения, проигрывают, хотя и в разной степени, в концертном исполнении; увертюры и интродукции, наоборот, выигрывают — так как ни один обычный оперный оркестр не в состоянии исполнить их с той силой и блеском, с какими они исполняются в концерте более многочисленным и более выгодно расположенным составом оркестра.

Томас Манн. Страдания и величие Рихарда Вагнера

Доклад по случаю пятидесятилетия смерти Рихарда Вагнера был прочитан Томасом Манном в Мюнхенском университете 10 февраля 1933 года, накануне фашистского переворота. Ясное и неприкрытое развенчание автором нацистского вагнеровского мифа, естественно, вызвало крайне негативную реакцию баварских властей, тут же включивших против писателя весь арсенал подвластной им пропаганды. Буквально на следующий день появилось открытое письмо под названием «Протест вагнеровского города Мюнхена» за пятьюдесятью подписями. Однако столь резво и удачно собранный протест был вызван в действительности совершенно различными причинами. В докладе было достаточно поводов для полемики и помимо политики. Эстетические критерии и философские выкладки Томаса Манна порой неоднозначны и не являются истиной в последней инстанции.

Другая музыка

НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ НЕОПЕРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РИХАРДА ВАГНЕРА:

Брунгильда
.
Увертюра "Фауст" (По "Фаусту" Гёте, первая редакция 1840, окончательная редакция 1855)

"5 стихотворений для женского голоса с фортепьяно" (на слова М. Везендонк, 1857—58)

Идиллия "Зигфрид" (для малого симфонического оркестра, 1870).

.

Richard Wagner. Rienzi, der letzte der Tribunen. Libretto

Rienzi, der letzte der Tribunen

Libretto
Richard Wagner

Besetzung

COLA RIENZI, päpstlicher Notar (Tenor)
IRENE, seine Schwester (Sopran)
STEFANO COLONNA, Haupt der Familie Colonna (Bass)
ADRIANO, sein Sohn (Mezzosopran)
PAOLO ORSINI, Haupt der Familie Orsini (Bariton)
RAIMONDO, päpstlicher Legat (Bass)
BARONCELLI, römischer Bürger (Tenor)
CECCO DEL VECCHIO, römischer Bürger (Bass)
EIN HEROLD (Tenor)
EIN FRIEDENSBOTE (Sopran)

ERSTER AKT

Nr. 1 - Introduktion

Eine Strasse Roms, welche im Hintergrunde durch die Lateran-Kirche begrenzt wird; im Vordergrunde rechts das Haus Rienzis. Es ist Nacht.

Orsini mit 6-8 seiner Anhänger vor dem Hause des Rienzi.

ORSINI
Hier ist's, hier ist's! Frisch auf, ihr Freunde.

RSS-материал