Краткое содержание "Валькирии" 18+

Верховный бог Вотан - сама любвеобильность. Он влюбляется в богиню Фрику и отдаёт один глаз, чтобы получить её в жены - мужественный поступок! Помимо богини, Вотан также пылает страстью к земной женщине, знакомясь с ней в образе волка и даря ей близнецов - Зигмунда и Зиглинду.

Земли и неба Вотану как-то мало, и он спускается в недра мира вопрошать богиню мудрости Эрду о будущем богов. В результате этого вопрошания Эрда рожает ему валькирию Брунгильду, а сам процесс настолько её опустошает, что она лишается дара предвидения.

Где-то на пути между Валгаллой, замком богов, и недрами мира Вотан обзаводится ещё восемью дочерями - валькириями (это именно те, которые летают в знаменитом "Полёте валькирий"). Вагнер умалчивает от кого, потому что он спешит рассказать публике о более пикантных событиях.

Разлученные в детстве незаконнорожденные дети Вотана, близнецы Зигмунд и Зиглинда, вырастают, встречаются и влюбляются друг в друга. Зиглинда, а она к моменту встречи была женщиной замужней, в результате носит под сердцем Зигфрида - великого героя будущего. Оскорбленная жена Вотана Фрика требует сатисфакции: Зигмунд должен погибнуть на поединке. Вотан приказывает Брунгильде (напоминаю - сводной сестре Зигмунда) организовать эту погибель.

Брюнгильда встречает Зигмунда и платонически влюбляется в своего сводного брата, пытается предотвратить его погибель. Но ей там искать нечего - брат любит Зиглинду, другую свою сестру, причём родную. Брунгильда не может допустить погибели любимого, но понимает, что расплата Вотана будет жестокой.

Финал трагичен: Вотан убивает Зигмунда. А Брунгильда? Оценив ситуацию, она просит отца в качестве наказания за непослушание усыпить её на скале, окружённой огнём, так чтобы только её сводный племянник Зигфрид, конечно после того как родится и подрастёт, смог пройти через огонь, разбудить её и взять в жены.

Об этом разврате и будет почти шестичасовая опера!

P.s. Текст был написан для завлечения на спектакль людей, далеких от мира оперы :-)

Мама - анархия! Папа - ?..

Все они кожанохвосты,
Все они большого роста.
Не слушать, что трубят сёстры,
Альбериху было не просто...

А трубили они, как известно, про своего отца, Рейна, который завещал им - и т.д. и т.п. Про то же самое, то есть про своих родителей, трубят, взвывают и вздыхают постоянно все мало-мальски значимые и вменяемые герои вагнеровской тетрографии - Зигфрид, Брунгильда, Зигмунд, Зиглинда, Гунтер, Хаген. Но только не Вотан и не Фрика. Даже в златорейнском начале истории, когда они не обременены ещё домом, потомством и прочим возрастным цензом, они ни разу не касаются этой, в сущности, естественнейшей темы. Что открывает перед исследователем широкий простор для психоаналитических интерпретаций.

По Вотану, к примеру, вполне очевидно, что семейка у него была не самая обычная. Он любит и уважает женщин, однако домоседские претензии Фрики вызывают у него только смех и раздражение. Видно, отношения его с матерью были хороши, но она была совсем иной, и его тяга к свободе, анархичности, его мечты о мире, где правят красота и любовь, - от неё. Отец же был в этой паре, очевидно, противоположным, склонным всё иерархизировать началом - можно сказать, с одной стороны, символом властной ответственности, но, похоже, настолько непривлекательным для романтичного Воти, что молодой бог даже не пытается разрешить с ним свой мужской спор и обозначиться "круче папана". И чем дальше по жизни, тем отчётливее уже зрелый Вотан стремится от этой мужской модели уйти. Ни о каком "Стакане Рейнвейна" в данном случае явно не шло и речи. Это было, напротив, некое вселенское "безалкогольное в бочке" - и отдельный мой респект будет пользователю, который сможет красиво зарифмовать этого типажа под "вейна", лично у меня это не получилось, остался знак вопроса.

С Фрикой ситуация менее ясная - уж кому-кому, а ей куда как натурально было бы ссылаться в своих нравоучениях на авторитет кого-то из родителей. Однако она этого не делает. То ли не хочет таким образом разозлить мужа, то ли там решительно не на что ссылаться ни с одной стороны, то ли Вотану таки повезло жениться на сироте и вся её семейственно-домовитая озабоченность - как раз попытка компенсировать детскую психотравму.

Тут обращает на себя внимание вот ещё какое обстоятельство. В наезде на Зигмунда с Зиглиндой главным аргументом обвинения Фрики становится не сам факт прелюбодеяния, а то, что любовники родные брат и сестра, близнецы. Богиня брака повторяет это несколько раз, как решающий довод, последнее табу, которое не может быть нарушено. Между тем вполне очевидно, что в небольшом закрытом сообществе богов близкородственные браки сами по себе не могли быть под жёстким запретом. Не выдаёт ли Фрика собственное шаткое положение, цепляясь за этот последний форпост медицинской нравственности, в то время как сама она затормозила непосредственно перед ним, то есть на предпоследнем? Это, между прочим, отлично объясняет и непонятную историю с глазом, отданным Вотаном "за Фрику". Согласитесь, довольно странно лишать мужчину глаза просто за возможность жениться на понравившейся женщине. Но если представить деятельный диалог некоего аксакала и молодого нахального Воти, типа: "Чё пялишся? Она ж сестра тебе!" - "Так ведь двоюродная!" - "И чё? Я сказал: харе пялиться! А то без глаза ща у меня останешься!" - "Вторым буду пялиться!" - "Ах так? Ну и..." - то всё очень внятно становится на свои места.

Еще бы понять, при чем тут Цой...

Но хрен с ним, я чисто за респектом. Мои варианты по рифме: "Султан Бахрейна" и "Грааль Блокчейна". Ни то, ни другое не подходит под определение "вселенское безалкогольное в бочке", но в принципе под сделанную "психоаналитическую интерпретацию" вотанова бати, по моему, подходит :)

Ой, как здорово! А на какую

Ой, как здорово! А на какую Валькирию Вы завлекаете и куда? Обожаю эту оперу.

На любую

Даже если кому-нибудь удастся в приступе высоколобой зависти вытравить из "Валькирии" половину той романтической порнографии, что там есть, её всё равно останется достаточно, чтобы завлечь всякого, ещё не совсем отрёкшегося от любви в пользу золота.

Я бы ещё добавила к тонкому замечанию уважаемого Вячеслава про платоническую любовь Брунгильды к Зигмунду, что в своей юной мировлюблённости воительная дева не остаётся равнодушна и к чарам Зиглинды. Не только брат, но и его избранница очаровывает её настолько, что даже видя уже отца во гневе, валькирия уносится с новообретенной возлюбленной сестрой и, подставляясь сама, делает всё для её спасения.

Специфическое чувство к Зиглинде невозможно не заметить также и у Фрики. По сути, жалоба Хундинга используется богиней исключительно как предлог для вывода из игры Зигмунда. Но для собственно нарушившей законы брака Зиглинды Фрика не требует никакого наказания, как не настаивает и на возвращении Зиглинды к мужу. Остаётся неизвестным, какие планы строила в отношении прелестной беглянки Фрика, потому что Брунгильда со своими пророчествами и советами путает ей все карты и буквально выталкивает Зиглинду из зоны влияния богов. Однако понятно, почему Фрика после уже не появляется, чтобы порадоваться, что Вотан сделал всё по её - сделать-то он сделал, но истинной своей вожделенной цели она не достигла.

А громоподобный финал второго акта оперы, столь трагичный для Зигмунда и Вотана, наконец открывает глаза на самого себя и Хундингу. Зигмунд? Зиглинда? Идти благодарить Фрику? Всё это становится для него совершенно несущественным, когда он остаётся один на один с Вотаном. Это внезапное чувство поражает доселе правильного обывателя Хундинга, как удар молнии, в самое сердце - и от его силы он тут же на месте и погибает, ощутив напоследок полную невозможность приблизиться к своему идеалу после всего случившегося, всю бессмысленность своей предшествующей жизни и великую силу любви.

PS: На всякий случай, если кто не заметил, в каком разделе находится, напоминаю, что это у нас Кунсткамера, и как основная публикация, так и последующее её обсуждение идут уже в рамках "Трэш-лета 2018".

Fremderu

При чём тут Цой, действительно хрен с ним - он просто написал отличный панк-гимн на все времена и случаи. Что же касается предложенных рифм для "папы" - "Султан Бахрейна" был у меня как вариант, но, согласитесь, он сильно снижает градус глобальности, так что такой папа не катит. А вот за "Грааль Блокчейна" - респект! Такой трэш-бред реально качает, это по-нашенски :)

Без портвейна

Браво, уважаемая Sletelena!

Нужно собрать все наши комментарии воедино. Уверен, что мы сможем успешно их продать в качестве осовремененного либретто «Валькирии» какому-нибудь оперному режиссеру, считающему, что во всех известных постановках этой оперы катастрофически не хватает настоящей «клубнички»!

И если эта постановка состоится, то Фрика будет в ней собакой на сене: «и сам не гам, и другому не дам»! Глаз-то Вотан отдал, чтобы «ВЗЯТЬ Фрику в жены». А отдалась ли она всей душой, Вагнер умалчивает, лишь пространно намекает:

Ты тщетно ждёшь,
Чтобы я укреплял насильем
Устои брака...

Причины могут быть разными, и Ваша трактовка тоже имеет полное право на существование. Но уже было уплачено, и девать Фрику было некуда :-)

Про портвейн не получается, если дословно следовать нашей интерпретации любвеобильности Вотана, выходит, что папа - лучший кобель на Рейне....

Либретто-модерн и трагедия Фрики

Нужно собрать все наши комментарии воедино. Уверен, что мы сможем успешно их продать в качестве осовремененного либретто «Валькирии» какому-нибудь оперному режиссеру, считающему, что во всех известных постановках этой оперы катастрофически не хватает настоящей «клубнички»!

Увы, пока не сможем :) Я поняла Вашу шутку, но на тему современных "секс-ориентированных" постановок уже столько шутили, что в этом абзаце я отвечу больше всерьёз. Главная причина того, что "настоящей клубничной" постановки "Валькирии" ещё нет, не в отсутствии у режиссёров нюха на горячее или фантазии, а в отсутствии собственного чувства стиля как у половины из них, так и у большинства зрителей. Открыто о сексе говорят сравнительно недавно, визуальный канон этого говорения ещё не выработан даже для стандарта М-Ж - во всяком случае, для достаточно габаритных и немолодых уже граждан, каковыми в основном являются оперные исполнители. На самом деле это общекультурный недочёт, поэтому тут очень легко промахнуться. Люди не без оснований возмущаются Зигмундами с "пивными" животиками, расхаживающими по сцене в семейных трусах. Потому что это тупая ассоциация - в массовой культуре между животиками в семейных трусах и любовью или даже сексом нет никакой связи, кроме пародируемой во всех юмористических шоу. И действительно ни одна Брунгильда ещё Зиглинду вместе с Зигмундом, убегая, не целовала. Хотя по сюжету это было бы вполне естественно в её приподнятом экспериментаторском настроении. Однако не в исполнении Ирен Теорин, правильно? Так что, чтобы продать наши глубоко психологичные изыски, нам для начала нужно снабдить их концепцией, где певцы будут как бы выпевать визуальные проекции, в которых уже собственно изыски будут танцевать канонически сексуальные и пластичные балетные артисты. Но если мы такую концепцию придумаем, её можно будет продать дороже в качестве универсальной, без всяких изысков :)

Вторая причина, по которой о продажах говорить рано, это недоработанность самого нашего "либретто". Взять ту же Фрику, столь пунктирно обозначенную Вагнером, что, едва начав вникать в тему, мы обнаружили множественные недосказанности, способные составить сюжет отдельной оперы. Продолжу прямо с того места, на котором Вы, уважаемый Вячеслав, остановились: "Но уже было уплачено, и девать Фрику было некуда". Так был ли её брак с Вотаном счастливым хоть когда-нибудь или богиня брака и правда попала на своё место по чистому недоразумению юности, не разобравшейся ещё в своих истинных влечениях? Обычно я в "вотановской" партии и привыкла думать, что Фрика в своих невзгодах виновата больше сама. И, с одной стороны, да - если мы, уже глубже вникнув в тему, посмотрим теперь на "Золото Рейна", то все её многочисленные объятия с Фреей (при отсутствии таковых с мужем) выступают как бы прологом к последующему использованию Вотана втёмную в истории с Зиглиндой. Но ведь и "Золото Рейна" не начало совместной жизни Фрики и Вотана - она говорит там много уже наболевшего и вынуждена при всём родственном кагале наблюдать, как Вотан ломится за Эрдой. Сколько длился "медовый месяц" главной божественной четы и был ли он вообще? Или Вотан решил, что отданного за жену глаза достаточно как знака внимания на всю оставшуюся жизнь? В "Золоте Рейна" они оба уже достаточно разочарованы друг другом. Но Вотан при этом отнюдь не разочарован в женщинах вообще и вовсю гоняется за юбками. А вот богиня брака, похоже, разочаровывается в мужчинах напрочь и дальше продолжает выполнять свои служебные обязанности уже с этой новой позиции. Можно только догадываться, скольких женщин она спасла от жестоких мужей, взяв под своё крыло, и к скольким из них её чувство было не только желанием защитить. Возможно, Зиглинда была первой, ради которой составлялась столь сложная комбинация - возможно, нет. Возможно, дело всегда ограничивалось одними лишь объятиями, а возможно, иногда шло и дальше. С уверенностью можно утверждать лишь, что боль от непонимания и измен мужа осталась, в этом Фрика в "Валькирии" искренна. То есть, скорее всего, "измена за измену" не было её принципом, и яростно защищаемых рамок приличий сама она не переходила хотя бы из природной осторожности. Но кто знает, быть может, убедительность и тактика Фрики, блестяще продемонстрированные в диалоге с Вотаном во втором акте, ещё не были пределом её нажитого не от хорошей жизни хитроумия.

Про Вотана, точнее, про его папу - можно принять за рабочую гипотезу, что "кобелиное" качество его было ярко выраженным при пристрастии к порядку во всём остальном. Такое понимание иерархии - чем выше мужчина по положению, тем больше женщин ему можно - встречается. Получается тогда, что только в кобелиности Вотан с папашей и соревновался - может, даже бессознательно. А вот с рифмой не получается - "лучший" не лезет, остаётся только "кобель на Рейне", что при маме-анархии, по-моему, как-то мелковато. Можно, конечно, представить себе такого кобелину-педанта, гонщика за количеством без фантазии, но это какая-то совсем печальная картина :)

Можно только догадываться,

Можно только догадываться, скольких женщин она спасла от жестоких мужей, взяв под своё крыло, и к скольким из них её чувство было не только желанием защитить.

А куда она их девала? Может быть, она потихрньку создавала свой альтернативный взвод валькирий, неподконтрольный Вотану? :) Строго по своему ведомству: для наказания жестоких мужей, в драки героев они не вмешивались.

Я думаю, что на пару актов оперы "Неизвестное о Фрике" тут уже набирается. Осталось с главной интригой определиться :)

Тайны Фрики

Идея с альтернативным взводом валькирий смелая, но, по-моему, ей нет никаких, даже косвенных подтверждений в первоисточнике. Впрочем, в рамках этого раздела разработка темы "Защита Фрики" вполне может быть предпринята.

А главной интригой оперы "Неизвестное о Фрике" может быть, например, покрытая тайной у Вагнера история ликвидации матери Зигмунда и Зиглинды и последующего развития роковой страсти богини к дочери своего мужа.

О роли женщины в истории

К опросу о Фрикке:

Уважаемая Sletelena, спасибо за этот опрос. Он меня настолько впечатлил, что я захожу на сайт каждую неделю, чтобы посмотреть результаты голосования.

А ведь это, правда, так здорово, попытаться додумать, что именно утаил Рихард Вагнер. Ведь у него Фрикка не сказала ровным счетом ничего: сидела вместе с остальными богами, тихонечко изрубленные поленышки Ясеня разглядывала в Валгалле. Но ведь, несомненно, мысли у неё были: все, что происходило с Зигфридом, Брунгильдой, Гунтером, Гутруной - это было в ее ведении, если только она себя совсем уж не ощущала «хромой уткой».

Рискну спросить, независимо от того, что она сказала или подумала, а что было в ее подсознании? Как вам вариант: давайте, боги, смотрите на поленышки, а я тут помолчу во благо, пока все в мире не случится так, как должно. Вотан и не догадается о реальной роли женщины - богини в этой истории! Он знания жаждет, а я его имею!

Можно подумать,

... что от любви можно отречься только в пользу золота. В том же возрасте, в котором Вагнер написал "Запрет любви", я написал про того, кто отрёкся от любви во имя знаний.

Кто о чём...

Это Фрика, что ли, отреклась от любви во имя знаний? Или мы должны отречься от любви к ней во имя знания о том, что ещё можно написать в возрасте, в котором Вагнер написал "Запрет любви"?

Любовь к Богине Жестокого Брака взросла в нас спонтанно и бурно и заняла в итоге всю тему, где мы теперь только о Фрике говорим и никак не можем наговориться. Причём Вас, уважаемый Modus, можно было бы считать родоначальником этой любви - Вы же всегда были за Фрику. Но Вы были за неё минималистичную, такую, как Вагнер написал. А нашей, жаждущей всеобщей любви, провотановской коалиции потребовалось сперва разобраться в пробелах и умолчаниях этого повествования и понять, кого же любила сама Фрика. И даже если Вы прервали это беспрецедентное исследование в самом начале, мы уже любим нашу новообретённую тайную Фрику, воссиявшую из-под вагнеровских недоговорённостей (допущенных, конечно, исключительно ради краткости, как все мы понимаем).

А ответ Вам, уважаемый Вячеслав, получился слишком длинным и перенесён на отдельную страницу.

Любовь Фрики

Тогда можно сказать, что Фрика любила не людей / богов, а набор абстракций. Честь, порядок, справедливость, нравственность и проч. Как сверхценная идея пассионария.

Так-то оно, может быть,

Так-то оно, может быть, и так, но остался вопрос: в каком месте тут смеяться?

По поводу Фрикки


МОДЕРАЦИЯ. КОММЕНТАРИЙ ПЕРЕМЕЩЁН В БОЛЕЕ ПОДХОДЯЩИЙ РАЗДЕЛ


Всех касается

Прежде чем что-то писать в этом разделе, рекомендуется мысленно ответить на вопрос из коммента № 13. На сайте есть масса разделов, где можно высказаться по существу всерьёз, и только один для юмора и отрыва. Не стоит демонстрировать нашим добрым гостям, что верные долгу звериной серьёзности вагнерианцы готовы и это единственное место превратить в площадку для доказательства сияющих им персональных истин. Отклики без юмора здесь допустимы только короткие, не более 300 знаков - и даже в них желательно учитывать специфику раздела. Исключение: если сам автор основного поста или комментария попросил о серьёзном отклике. В остальном - включаем логику Фрикки, хитроумие Логе, предприимчивость Зигфрида - и ищем, где с толком разместить свои ценные соображения и наработки, при желании дав здесь на них ссылку для полной куртуазности.