Краткое содержание "Валькирии" 18+

Верховный бог Вотан - сама любвеобильность. Он влюбляется в богиню Фрику и отдаёт один глаз, чтобы получить её в жены - мужественный поступок! Помимо богини, Вотан также пылает страстью к земной женщине, знакомясь с ней в образе волка и даря ей близнецов - Зигмунда и Зиглинду.

Земли и неба Вотану как-то мало, и он спускается в недра мира вопрошать богиню мудрости Эрду о будущем богов. В результате этого вопрошания Эрда рожает ему валькирию Брунгильду, а сам процесс настолько её опустошает, что она лишается дара предвидения.

Где-то на пути между Валгаллой, замком богов, и недрами мира Вотан обзаводится ещё восемью дочерями - валькириями (это именно те, которые летают в знаменитом "Полёте валькирий"). Вагнер умалчивает от кого, потому что он спешит рассказать публике о более пикантных событиях.

Разлученные в детстве незаконнорожденные дети Вотана, близнецы Зигмунд и Зиглинда, вырастают, встречаются и влюбляются друг в друга. Зиглинда, а она к моменту встречи была женщиной замужней, в результате носит под сердцем Зигфрида - великого героя будущего. Оскорбленная жена Вотана Фрика требует сатисфакции: Зигмунд должен погибнуть на поединке. Вотан приказывает Брунгильде (напоминаю - сводной сестре Зигмунда) организовать эту погибель.

Брюнгильда встречает Зигмунда и платонически влюбляется в своего сводного брата, пытается предотвратить его погибель. Но ей там искать нечего - брат любит Зиглинду, другую свою сестру, причём родную. Брунгильда не может допустить погибели любимого, но понимает, что расплата Вотана будет жестокой.

Финал трагичен: Вотан убивает Зигмунда. А Брунгильда? Оценив ситуацию, она просит отца в качестве наказания за непослушание усыпить её на скале, окружённой огнём, так чтобы только её сводный племянник Зигфрид, конечно после того как родится и подрастёт, смог пройти через огонь, разбудить её и взять в жены.

Об этом разврате и будет почти шестичасовая опера!

P.s. Текст был написан для завлечения на спектакль людей, далеких от мира оперы :-)

Мама - анархия! Папа - ?..

Все они кожанохвосты,
Все они большого роста.
Не слушать, что трубят сёстры,
Альбериху было не просто...

А трубили они, как известно, про своего отца, Рейна, который завещал им - и т.д. и т.п. Про то же самое, то есть про своих родителей, трубят, взвывают и вздыхают постоянно все мало-мальски значимые и вменяемые герои вагнеровской тетрографии - Зигфрид, Брунгильда, Зигмунд, Зиглинда, Гунтер, Хаген. Но только не Вотан и не Фрика. Даже в златорейнском начале истории, когда они не обременены ещё домом, потомством и прочим возрастным цензом, они ни разу не касаются этой, в сущности, естественнейшей темы. Что открывает перед исследователем широкий простор для психоаналитических интерпретаций.

По Вотану, к примеру, вполне очевидно, что семейка у него была не самая обычная. Он любит и уважает женщин, однако домоседские претензии Фрики вызывают у него только смех и раздражение. Видно, отношения его с матерью были хороши, но она была совсем иной, и его тяга к свободе, анархичности, его мечты о мире, где правят красота и любовь, - от неё. Отец же был в этой паре, очевидно, противоположным, склонным всё иерархизировать началом - можно сказать, с одной стороны, символом властной ответственности, но, похоже, настолько непривлекательным для романтичного Воти, что молодой бог даже не пытается разрешить с ним свой мужской спор и обозначиться "круче папана". И чем дальше по жизни, тем отчётливее уже зрелый Вотан стремится от этой мужской модели уйти. Ни о каком "Стакане Рейнвейна" в данном случае явно не шло и речи. Это было, напротив, некое вселенское "безалкогольное в бочке" - и отдельный мой респект будет пользователю, который сможет красиво зарифмовать этого типажа под "вейна", лично у меня это не получилось, остался знак вопроса.

С Фрикой ситуация менее ясная - уж кому-кому, а ей куда как натурально было бы ссылаться в своих нравоучениях на авторитет кого-то из родителей. Однако она этого не делает. То ли не хочет таким образом разозлить мужа, то ли там решительно не на что ссылаться ни с одной стороны, то ли Вотану таки повезло жениться на сироте и вся её семейственно-домовитая озабоченность - как раз попытка компенсировать детскую психотравму.

Тут обращает на себя внимание вот ещё какое обстоятельство. В наезде на Зигмунда с Зиглиндой главным аргументом обвинения Фрики становится не сам факт прелюбодеяния, а то, что любовники родные брат и сестра, близнецы. Богиня брака повторяет это несколько раз, как решающий довод, последнее табу, которое не может быть нарушено. Между тем вполне очевидно, что в небольшом закрытом сообществе богов близкородственные браки сами по себе не могли быть под жёстким запретом. Не выдаёт ли Фрика собственное шаткое положение, цепляясь за этот последний форпост медицинской нравственности, в то время как сама она затормозила непосредственно перед ним, то есть на предпоследнем? Это, между прочим, отлично объясняет и непонятную историю с глазом, отданным Вотаном "за Фрику". Согласитесь, довольно странно лишать мужчину глаза просто за возможность жениться на понравившейся женщине. Но если представить деятельный диалог некоего аксакала и молодого нахального Воти, типа: "Чё пялишся? Она ж сестра тебе!" - "Так ведь двоюродная!" - "И чё? Я сказал: харе пялиться! А то без глаза ща у меня останешься!" - "Вторым буду пялиться!" - "Ах так? Ну и..." - то всё очень внятно становится на свои места.

Еще бы понять, при чем тут Цой...

Но хрен с ним, я чисто за респектом. Мои варианты по рифме: "Султан Бахрейна" и "Грааль Блокчейна". Ни то, ни другое не подходит под определение "вселенское безалкогольное в бочке", но в принципе под сделанную "психоаналитическую интерпретацию" вотанова бати, по моему, подходит :)

Ой, как здорово! А на какую

Ой, как здорово! А на какую Валькирию Вы завлекаете и куда? Обожаю эту оперу.

На любую

Даже если кому-нибудь удастся в приступе высоколобой зависти вытравить из "Валькирии" половину той романтической порнографии, что там есть, её всё равно останется достаточно, чтобы завлечь всякого, ещё не совсем отрёкшегося от любви в пользу золота.

Я бы ещё добавила к тонкому замечанию уважаемого Вячеслава про платоническую любовь Брунгильды к Зигмунду, что в своей юной мировлюблённости воительная дева не остаётся равнодушна и к чарам Зиглинды. Не только брат, но и его избранница очаровывает её настолько, что даже видя уже отца во гневе, валькирия уносится с новообретенной возлюбленной сестрой и, подставляясь сама, делает всё для её спасения.

Специфическое чувство к Зиглинде невозможно не заметить также и у Фрики. По сути, жалоба Хундинга используется богиней исключительно как предлог для вывода из игры Зигмунда. Но для собственно нарушившей законы брака Зиглинды Фрика не требует никакого наказания, как не настаивает и на возвращении Зиглинды к мужу. Остаётся неизвестным, какие планы строила в отношении прелестной беглянки Фрика, потому что Брунгильда со своими пророчествами и советами путает ей все карты и буквально выталкивает Зиглинду из зоны влияния богов. Однако понятно, почему Фрика после уже не появляется, чтобы порадоваться, что Вотан сделал всё по её - сделать-то он сделал, но истинной своей вожделенной цели она не достигла.

А громоподобный финал второго акта оперы, столь трагичный для Зигмунда и Вотана, наконец открывает глаза на самого себя и Хундингу. Зигмунд? Зиглинда? Идти благодарить Фрику? Всё это становится для него совершенно несущественным, когда он остаётся один на один с Вотаном. Это внезапное чувство поражает доселе правильного обывателя Хундинга, как удар молнии, в самое сердце - и от его силы он тут же на месте и погибает, ощутив напоследок полную невозможность приблизиться к своему идеалу после всего случившегося, всю бессмысленность своей предшествующей жизни и великую силу любви.

PS: На всякий случай, если кто не заметил, в каком разделе находится, напоминаю, что это у нас Кунсткамера, и как основная публикация, так и последующее её обсуждение идут уже в рамках "Трэш-лета 2018".

Fremderu

При чём тут Цой, действительно хрен с ним - он просто написал отличный панк-гимн на все времена и случаи. Что же касается предложенных рифм для "папы" - "Султан Бахрейна" был у меня как вариант, но, согласитесь, он сильно снижает градус глобальности, так что такой папа не катит. А вот за "Грааль Блокчейна" - респект! Такой трэш-бред реально качает, это по-нашенски :)

Без портвейна

Браво, уважаемая Sletelena!

Нужно собрать все наши комментарии воедино. Уверен, что мы сможем успешно их продать в качестве осовремененного либретто «Валькирии» какому-нибудь оперному режиссеру, считающему, что во всех известных постановках этой оперы катастрофически не хватает настоящей «клубнички»!

И если эта постановка состоится, то Фрика будет в ней собакой на сене: «и сам не гам, и другому не дам»! Глаз-то Вотан отдал, чтобы «ВЗЯТЬ Фрику в жены». А отдалась ли она всей душой, Вагнер умалчивает, лишь пространно намекает:

Ты тщетно ждёшь,
Чтобы я укреплял насильем
Устои брака...

Причины могут быть разными, и Ваша трактовка тоже имеет полное право на существование. Но уже было уплачено, и девать Фрику было некуда :-)

Про портвейн не получается, если дословно следовать нашей интерпретации любвеобильности Вотана, выходит, что папа - лучший кобель на Рейне....

Либретто-модерн и трагедия Фрики

Нужно собрать все наши комментарии воедино. Уверен, что мы сможем успешно их продать в качестве осовремененного либретто «Валькирии» какому-нибудь оперному режиссеру, считающему, что во всех известных постановках этой оперы катастрофически не хватает настоящей «клубнички»!

Увы, пока не сможем :) Я поняла Вашу шутку, но на тему современных "секс-ориентированных" постановок уже столько шутили, что в этом абзаце я отвечу больше всерьёз. Главная причина того, что "настоящей клубничной" постановки "Валькирии" ещё нет, не в отсутствии у режиссёров нюха на горячее или фантазии, а в отсутствии собственного чувства стиля как у половины из них, так и у большинства зрителей. Открыто о сексе говорят сравнительно недавно, визуальный канон этого говорения ещё не выработан даже для стандарта М-Ж - во всяком случае, для достаточно габаритных и немолодых уже граждан, каковыми в основном являются оперные исполнители. На самом деле это общекультурный недочёт, поэтому тут очень легко промахнуться. Люди не без оснований возмущаются Зигмундами с "пивными" животиками, расхаживающими по сцене в семейных трусах. Потому что это тупая ассоциация - в массовой культуре между животиками в семейных трусах и любовью или даже сексом нет никакой связи, кроме пародируемой во всех юмористических шоу. И действительно ни одна Брунгильда ещё Зиглинду вместе с Зигмундом, убегая, не целовала. Хотя по сюжету это было бы вполне естественно в её приподнятом экспериментаторском настроении. Однако не в исполнении Ирен Теорин, правильно? Так что, чтобы продать наши глубоко психологичные изыски, нам для начала нужно снабдить их концепцией, где певцы будут как бы выпевать визуальные проекции, в которых уже собственно изыски будут танцевать канонически сексуальные и пластичные балетные артисты. Но если мы такую концепцию придумаем, её можно будет продать дороже в качестве универсальной, без всяких изысков :)

Вторая причина, по которой о продажах говорить рано, это недоработанность самого нашего "либретто". Взять ту же Фрику, столь пунктирно обозначенную Вагнером, что, едва начав вникать в тему, мы обнаружили множественные недосказанности, способные составить сюжет отдельной оперы. Продолжу прямо с того места, на котором Вы, уважаемый Вячеслав, остановились: "Но уже было уплачено, и девать Фрику было некуда". Так был ли её брак с Вотаном счастливым хоть когда-нибудь или богиня брака и правда попала на своё место по чистому недоразумению юности, не разобравшейся ещё в своих истинных влечениях? Обычно я в "вотановской" партии и привыкла думать, что Фрика в своих невзгодах виновата больше сама. И, с одной стороны, да - если мы, уже глубже вникнув в тему, посмотрим теперь на "Золото Рейна", то все её многочисленные объятия с Фреей (при отсутствии таковых с мужем) выступают как бы прологом к последующему использованию Вотана втёмную в истории с Зиглиндой. Но ведь и "Золото Рейна" не начало совместной жизни Фрики и Вотана - она говорит там много уже наболевшего и вынуждена при всём родственном кагале наблюдать, как Вотан ломится за Эрдой. Сколько длился "медовый месяц" главной божественной четы и был ли он вообще? Или Вотан решил, что отданного за жену глаза достаточно как знака внимания на всю оставшуюся жизнь? В "Золоте Рейна" они оба уже достаточно разочарованы друг другом. Но Вотан при этом отнюдь не разочарован в женщинах вообще и вовсю гоняется за юбками. А вот богиня брака, похоже, разочаровывается в мужчинах напрочь и дальше продолжает выполнять свои служебные обязанности уже с этой новой позиции. Можно только догадываться, скольких женщин она спасла от жестоких мужей, взяв под своё крыло, и к скольким из них её чувство было не только желанием защитить. Возможно, Зиглинда была первой, ради которой составлялась столь сложная комбинация - возможно, нет. Возможно, дело всегда ограничивалось одними лишь объятиями, а возможно, иногда шло и дальше. С уверенностью можно утверждать лишь, что боль от непонимания и измен мужа осталась, в этом Фрика в "Валькирии" искренна. То есть, скорее всего, "измена за измену" не было её принципом, и яростно защищаемых рамок приличий сама она не переходила хотя бы из природной осторожности. Но кто знает, быть может, убедительность и тактика Фрики, блестяще продемонстрированные в диалоге с Вотаном во втором акте, ещё не были пределом её нажитого не от хорошей жизни хитроумия.

Про Вотана, точнее, про его папу - можно принять за рабочую гипотезу, что "кобелиное" качество его было ярко выраженным при пристрастии к порядку во всём остальном. Такое понимание иерархии - чем выше мужчина по положению, тем больше женщин ему можно - встречается. Получается тогда, что только в кобелиности Вотан с папашей и соревновался - может, даже бессознательно. А вот с рифмой не получается - "лучший" не лезет, остаётся только "кобель на Рейне", что при маме-анархии, по-моему, как-то мелковато. Можно, конечно, представить себе такого кобелину-педанта, гонщика за количеством без фантазии, но это какая-то совсем печальная картина :)

Можно только догадываться,

Можно только догадываться, скольких женщин она спасла от жестоких мужей, взяв под своё крыло, и к скольким из них её чувство было не только желанием защитить.

А куда она их девала? Может быть, она потихрньку создавала свой альтернативный взвод валькирий, неподконтрольный Вотану? :) Строго по своему ведомству: для наказания жестоких мужей, в драки героев они не вмешивались.

Я думаю, что на пару актов оперы "Неизвестное о Фрике" тут уже набирается. Осталось с главной интригой определиться :)

Тайны Фрики

Идея с альтернативным взводом валькирий смелая, но, по-моему, ей нет никаких, даже косвенных подтверждений в первоисточнике. Впрочем, в рамках этого раздела разработка темы "Защита Фрики" вполне может быть предпринята.

А главной интригой оперы "Неизвестное о Фрике" может быть, например, покрытая тайной у Вагнера история ликвидации матери Зигмунда и Зиглинды и последующего развития роковой страсти богини к дочери своего мужа.

О роли женщины в истории

К опросу о Фрикке:

Уважаемая Sletelena, спасибо за этот опрос. Он меня настолько впечатлил, что я захожу на сайт каждую неделю, чтобы посмотреть результаты голосования.

А ведь это, правда, так здорово, попытаться додумать, что именно утаил Рихард Вагнер. Ведь у него Фрикка не сказала ровным счетом ничего: сидела вместе с остальными богами, тихонечко изрубленные поленышки Ясеня разглядывала в Валгалле. Но ведь, несомненно, мысли у неё были: все, что происходило с Зигфридом, Брунгильдой, Гунтером, Гутруной - это было в ее ведении, если только она себя совсем уж не ощущала «хромой уткой».

Рискну спросить, независимо от того, что она сказала или подумала, а что было в ее подсознании? Как вам вариант: давайте, боги, смотрите на поленышки, а я тут помолчу во благо, пока все в мире не случится так, как должно. Вотан и не догадается о реальной роли женщины - богини в этой истории! Он знания жаждет, а я его имею!

Можно подумать,

... что от любви можно отречься только в пользу золота. В том же возрасте, в котором Вагнер написал "Запрет любви", я написал про того, кто отрёкся от любви во имя знаний.

Кто о чём...

Это Фрика, что ли, отреклась от любви во имя знаний? Или мы должны отречься от любви к ней во имя знания о том, что ещё можно написать в возрасте, в котором Вагнер написал "Запрет любви"?

Любовь к Богине Жестокого Брака взросла в нас спонтанно и бурно и заняла в итоге всю тему, где мы теперь только о Фрике говорим и никак не можем наговориться. Причём Вас, уважаемый Modus, можно было бы считать родоначальником этой любви - Вы же всегда были за Фрику. Но Вы были за неё минималистичную, такую, как Вагнер написал. А нашей, жаждущей всеобщей любви, провотановской коалиции потребовалось сперва разобраться в пробелах и умолчаниях этого повествования и понять, кого же любила сама Фрика. И даже если Вы прервали это беспрецедентное исследование в самом начале, мы уже любим нашу новообретённую тайную Фрику, воссиявшую из-под вагнеровских недоговорённостей (допущенных, конечно, исключительно ради краткости, как все мы понимаем).

А ответ Вам, уважаемый Вячеслав, получился слишком длинным и перенесён на отдельную страницу.

Любовь Фрики

Тогда можно сказать, что Фрика любила не людей / богов, а набор абстракций. Честь, порядок, справедливость, нравственность и проч. Как сверхценная идея пассионария.

Так-то оно, может быть,

Так-то оно, может быть, и так, но остался вопрос: в каком месте тут смеяться?

По поводу Фрикки


МОДЕРАЦИЯ. КОММЕНТАРИЙ ПЕРЕМЕЩЁН В БОЛЕЕ ПОДХОДЯЩИЙ РАЗДЕЛ


Всех касается

Прежде чем что-то писать в этом разделе, рекомендуется мысленно ответить на вопрос из коммента № 13. На сайте есть масса разделов, где можно высказаться по существу всерьёз, и только один для юмора и отрыва. Не стоит демонстрировать нашим добрым гостям, что верные долгу звериной серьёзности вагнерианцы готовы и это единственное место превратить в площадку для доказательства сияющих им персональных истин. Отклики без юмора здесь допустимы только короткие, не более 300 знаков - и даже в них желательно учитывать специфику раздела. Исключение: если сам автор основного поста или комментария попросил о серьёзном отклике. В остальном - включаем логику Фрикки, хитроумие Логе, предприимчивость Зигфрида - и ищем, где с толком разместить свои ценные соображения и наработки, при желании дав здесь на них ссылку для полной куртуазности.

1-2-3

1
Ба-бах!
Вломился в дверь
Упал навзни́чь
Хозяйка прибежала
Что за дичь?
Из рога налила
Сырок, то-сё
Ужна мази всё было..
Муж вернулся.
Гостя расспросив
Кто он, откуда
Сельдью иваси
Не стал томить
Сказал назавтра
буду морду бить
Ищи оружье мол
А иначе те ******
Но малый он
не промах оказался
Оказался молодец
Да и подруга
сыпанула от души!
И крепко лиходей спит
Убаюкан как зашит
Тут поняли младые
Кто есть лично кто
Назавтра же с утра
Она его к горам
где надо проведет
А он прям тут же
Всё достал,
И юная жена
Узрела то,
С чем ходят
Только на слона

2-3
Хойото-во!
А в горах никаво
Мужик лишь с дочуркой
Скорей оседлай
Боевого коня
И бейся за парня
Аки́ за меня
Тут баба нагрянула
Вставила мужу
Совсем старый стал
С головою не дружит
(Дочурка ведь к слову
вообще от другой)
Я б радостью
Съездила
В рыло ногой
Но лучше сынка
Своего осади
Твоя власть прогнила
Обманщик, бандит
Оди́н ошалелый
Не смог возразить
Ты где там, дочурка?
Ты парня рази
Папаша за что же
Любил ты его
Перечить не можешь
Таков статус-кво
Божественный статус
Божественный стиль
И дерево на***
К **** Иггдрасиль!
А после проверю
А после приду
А если проколешься
Будешь еду
Задроту земному
В обед подносить
Работать помногу
Святых выносить
Задрота земного
В ночи ублажать
Пусть это не ново
Пусть мне тебя жаль
Так сцена сложилась
Так к слову пришлось
Дивчине сразить
парня не удалось
Но к бате взмолившись
Смогла приговор
Смягчить вполовину
И вот, коридор
Опасный, колючий
Великий пожар
ведёт к ней
Но, слушай,
Ты лучше
Забудь про товар
Забудь о награде
Забудь о труде
Лишь сможет
бесстрашный
Брунгильдой владеть

Симпатично :)

Вторая часть понравилась больше, она оценочнее и интереснее сделана. В первой, имхо, ритм местами теряется, и финал не соответствует - и общему уровню осмысления, и здравому смыслу :) Ещё там, по-моему, опечатка закралась, но это вы сами смотрите, может, я чего-то не поняла. И заголовок я вам сделала из цифр, а то всё сливалось как-то непонятно.