Нюрнбергские мейстерзингеры

Опера в трёх действиях.
Время создания: 1861 - 1867 гг.
Премьера: в Мюнхене 21 июня 1868 года.

Вагнер Нюрнбергские МейстерзингерыПервые мысли о комической опере появились у Вагнера в 1845 году, после окончания «Тангейзера»: это должна была быть своеобразная сатира на состязание певцов в Вартбурге. В «Тангейзере» право на любовь красавицы оспаривали рыцари-миннезингеры, в «Мейстерзингерах» — ремесленники-горожане из цеха «мастеров пения». Однако работа над «Мейстерзингерами» долго откладывалась и началась лишь в декабре 1861 года, а закончилась в октябре 1867 года.
Сведения о жизненном укладе и правилах цеха мастеров пения средневекового Нюрнбернга были почерпнуты в первую очередь из нюрнбергской хроники 1697 года, ранее уже вдохновившей Гофмана на создание новеллы «Мастер Мартин-бочар и его подмастерья», которую Вагнер также внимательно изучил. Центральный персонаж оперы - обувных дел мастер и поэт Ганс Закс - реальное историческое лицо (1494—1576), и при написании либретто Вагнер пользовался его сочинениями, широко известными в Германии. Хотя, надо сказать, что, издав при жизни множество своих стихов, именно майстерзинги, написанные по канонам цеха, Ганс Закс печатать не стал. А в образе Вальтера Штольцинга, пылкого рыцаря-романтика, чье искусство дерзко разрушает привычную цеховую рутину недоверчивых бюргеров, нетрудно увидеть поэтическое воплощение самого Вагнера, каким он был, задумывая оперу.
Однако за 20 лет, прошедших с момента зарождения сюжета, акценты в «Мейстерзингерах» значительно сместились, ибо повзрослевший композитор стал уже более ассоциировать себя с умудрённым жизнью Заксом — по выражению Вагнера, последним представителем творческого духа немецкого народа. Также большее место заняли бытовые картины, благодаря которым "небольшая комическая опера" разрослась до типично вагнеровских размеров и вагнеровского же величия в прославлении всепобеждающей силы искусства.

Подробнее об истории создания оперы: Анри Лиштанберже "Рихард Вагнер как поэт и мыслитель"

Обсуждение записей
Обсуждение постановок